В данной статье поставлен вопрос о необходимости формирования и развития социально-профессиональная мобильность молодежи коренных малочисленных народов Севера в Арктической и приарктической зонах. Предложены рекомендации по повышению социально-профессиональной мобильности, а также рассмотрены возможности для дальнейшей самореализации и карьерного роста на Арктических территориях.
Ключевые слова: Арктика, студенты, коренные малочисленные народы Севера, социальная мобильность, профессиональная мобильность.
Арктика является одной из наименее освоенных территорий, но и в тоже время, относится к перспективным регионам нашей страны. Северные территории России играют важную роль в экономике государства. Ресурсы Севера и Арктики являются основным источником валютных поступлений в страну. На российском Севере добывается более 90 % природного газа, подавляющая часть золота, три четверти нефти, большая часть алмазов, меди и никеля, производится весь апатитовый концентрат, половина лесной продукции, вырабатывается около 20 % электроэнергии. В Арктической зоне РФ живет и работает около 1 млн. человек, в том числе более 150 тыс. представителей 19 коренных малочисленных народов: ительмены, камчадалы, ороки, сойоты, кареки, чуванцы, эскимосы, ненцы, саамы, ханты, манси, кеты, энцы, селькупы, нганасаны, эвенки, эвены, юкагиры, чукчи. [8, с. 136]. Необходимо отметить и тот факт, что на территории Севера производится пятая часть национального дохода страны при численности населения около 8 % от общего количества. Вместе с тем уровень и качество жизни в Арктических зонах, для которых характерны экстремальные природные условия, не достаточно высок. [2, с. 3].
Свертывание советских государственных программ промышленного освоения северных территорий привело к разрушению транспортных связей, закрытию промышленных предприятий и опустошению отдельных посёлков. По мнению исследователейвпоследние десятилетия произошел довольно большой отток населения из Арктической зоны, так М. Ларюель утверждает, что за период 1993–2009 гг. ее население уменьшилось на 15,3 %. [10, с. 2].
Определенные противоречия можно наблюдать в настоящий период — арктические и приаркические регионы страны покидают молодые люди в поисках образования и работы, а также пенсионеры, отработавшие в непростых условиях многие годы и имеющие право на досрочный выход на пенсию и в это же время, на Крайний Север устремляется встречный поток трудовых мигрантов в основном из центральных областей России, а также республик СНГ. В настоящее время арктические территории РФ остро нуждаются в кадровом обеспечении молодыми специалистами, но для их привлечения необходимо создать условия для профессиональной и социальной самореализации и карьерного роста.
Сложная транспортная схема, отдаленность проживания от центра, дороговизна авиабилетов и самого обучения наряду с невысоким уровнем базовой подготовки усложняют возможность повышать профессиональный уровень у молодёжи и при этом снижают желание, готовность учиться дальше. Перечисленные причины для молодых специалистов становятся основными факторами для переезда в крупные города с более благоприятной климатической обстановкой с целью самореализации и получения перспектив для дальнейшего карьерного роста.
В силу перечисленных выше обстоятельств, исследование вопроса развития Арктических территорий имеет теоретическое и практическое значение для Российской Федерации.
Вложение в Арктику — это еще и изучение окружающей среды, и изучение биоресурсов, что важно для развития современной науки. Освоение Арктической территории необходимо, поскольку оно обеспечит РФ долгосрочное конкурентное преимущество на мировой арене.
Сложные миграционные процессы происходят и среди КМНС. С одной стороны, среди их представителей усиливается тяга к комфортному городскому образу жизни, с другой — многие семьи не желают утрачивать свои связи с традиционным образом жизни и хозяйствования. Необходимо оказывать материальную помощь народам, которые постоянно проживают на территории Арктики, чтобы сохранить их традиции, историю и получить знания о том, как проживать в суровом климате.
На наш взгляд, необходимым является не только влияние на внешние факторы, являющиеся причинами оттока населения, но и организация работы связанной с повышением интереса со стороны молодёжи, в частности, молодёжи коренных малочисленных народов Севера (далее — КМНС), в освоении и развитии Арктической зоны, так как именно молодое поколение выступает в качестве инновационного потенциала общества и является одной из самых уязвимых групп на рынке труда. Стоит отметить, что готовность молодежи к переезду, к смене профессиональной деятельности описывается термином «мобильность», а «профессиональная мобильность является ее разновидностью», что в первую очередь означает качество специалиста, который проявляет свою готовность к горизонтальным и вертикальным профессиональным перемещениям [4, с. 33–34].
Понятие «профессиональная мобильность» возникло еще в первой половине ХХ столетия в Западной Европе сначала как чисто социологическое, а затем и социально-педагогическое. «Мобильность» в целом обычно понимается как «отлаженность, подвижность, способность к быстрому передвижению, действию». [6, с. 1024]
Профессиональная мобильность, как специфический социальный феномен, берет свое начало в социальной мобильности, — особом социологическом явлении, проявившемся еще в конце XIX — первой половине ХХ веков. Оно нашло отражение в работах таких известных авторов-социологов, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, У. Мур, Т. Парсонс, П. А. Сорокин и ряда других исследователей.
Современное понятие «профессиональная мобильность» получило иную направленность. Оно достаточно емкое и неоднозначное. Содержание этого явления и некоторые его аспекты были проанализированы в работах отечественных авторов (Л. А. Амирова, А. И. Архангельский, Л. В. Горюнова, Н. М. Зверева, Б. М. Игошев, Ю. И. Калиновский, С. Е. Каплина, С. А. Макеев, Л. П. Меркулова, Е. Г. Неделько, А. М. Новиков и др.). Профессиональная мобильность, как целостное явление, имеет сложную структуру и может рассматриваться с позиций социологии, психологии и педагогики.
С точки зрения психологии, по мнению С. В. Нужновой, «профессиональная мобильность» определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности. [9]
Трактовка профессиональной мобильности как целостного многоаспектного феномена у различных авторов дана по-разному. Одно из наиболее общих подобных определений представлено Ю. И. Калиновским. [5, с. 35] По мнению автора, социально-профессиональная мобильность — это интегрированное качество личности, определяющее ее способность быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной, профессиональной среде под влиянием меняющихся природных, культурных, социальных ситуаций и обстоятельств ее деятельности. [5, с. 35]
В завершение анализа понятия профессиональная мобильность следует также обратиться к разновидностям профессиональной мобильности в зависимости от вида новой профессии для конкретного человека. Так, А. И. Архангельский выделяет четыре подобных «типа» (по терминологии автора) профессиональной мобильности:
– изменение специальности в рамках одной профессии;
– переход на вышестоящую должность по той же профессии, предполагающую, в большей или меньшей степени, руководящую деятельность (менеджмент);
– смена профессии на «родственную», т. е. близкую по типу деятельности и не подразумевающую необходимость приобретения принципиально новых знаний и умений;
– кардинальную смену профессии, «предполагающую способность начать жизнь с «чистого листа». [1, с. 146]
Таким образом, факторы формирования профессиональной мобильности у студентов в период их обучения в вузах условно можно разделить на четыре основные группы: педагогические, психологические, психолого-педагогические и социально-экономические. Отдельные факторы из всех этих групп находятся в тесном взаимодействии, и только комплексное их использование обеспечивает успешное формирование профессиональной мобильности у студентов ко времени окончания высших учебных заведений.
К наиболее эффективным и перспективным видам выработки у студентов профессиональной мобильности в современных условиях можно отнести:
а) различные инновации в организации мероприятий по профессиональной ориентации;
б) обеспечение инновационных форм проведения производственной и иных видов практики в зависимости от профиля высших учебных заведений;
в) организацию групповых профессиональных психологических тренингов.
Учитывая значительное разнообразие регионов нашей страны, связанное с их географическим положением, уровнем экономического развития, доминированием в них тех или иных отраслей промышленности и производства, этническим составом населения и прочими факторами, представляется очевидным, что формирование профессиональной мобильности у студентов вузов, расположенных в разных субъектах Российской Федерации, должно иметь свои региональные особенности. Следует специально подчеркнуть, что учет этих особенностей должен быть связан с возможностями «удержания» молодых специалистов в регионе путем предоставления им разнообразной профессиональной деятельности.
Формирование профессиональных ориентаций молодёжи в современных условиях — процесс сложный, противоречивый, определяющийся множеством факторов. Наиболее значительное влияние на профессиональные ориентации оказывает экономическое состояние региона проживания. В советский период происходило достаточно интенсивное промышленное развитие арктического и приарктического регионов. В северных районах преимущественно развивались традиционные виды хозяйства − оленеводство, рыбная ловля, охотничий промысел. КМНС были заняты на государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятиях и в коллективных хозяйствах, которые специализировались на добыче диких копытных, пушных зверей, рыбы, разведении домашних оленей, сборе дикорастущих, грибов, ягод, технического и лекарственного сырья. Это были достаточно стабильные хозяйства, которые получали заметную поддержку от государства. [3, с. 116]
Рассматривая проблемы привлечения молодого поколения, в частности КМНС, в Арктические и приарктические зоны Российской Федерации, можно констатировать, что среди студенческой молодёжи необходимо развивать интерес к Арктике, вести пропаганду особенности жизни в северных территориях, распространять информацию о возможностях профессионального роста молодым специалистам.
В связи с этим нас заинтересовал вопрос, а готова ли молодежь коренных малочисленных народов Севера, обучающаяся в колледжах и вузах г. Ханты-Мансийска, к переезду на Арктические территории, возможной смене профессий для успешного трудоустройства? В связи с этим мы провели небольшой опрос среди студентов коренных малочисленных народов Севера в Югорском государственном университете, в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже, а также в Ханты-Мансийском центре искусства для одаренных детей Севера. Студентам было задано 13 вопросов. В опросе участвовал 21 студент.
На вопрос «Как вы оцениваете наличие высокой профессиональной мобильности у молодых специалистов?», большинство респондентов (57 %)
положительно оценивают наличие высокой профессиональной мобильности у молодых специалистов, 10 % оценивают отрицательно, а также 33 % респондентов затрудняются ответить на данный вопрос. Удовлетворены качеством получаемого образования 52 % опрошенных, треть респондентов (34 %) затруднились ответить, остальные (14 %) — не удовлетворены качеством. 72 % респондентов положительно относятся к необходимости профессионального обучения и переподготовки выпускников вузов, одинаковое количество (14 %) затруднились с выбором или высказали отрицательное отношение.
Таким образом, большинство студентов за период обучения пришли к выводу, что они:
– положительно относятся к необходимости профессионального обучения и переподготовки выпускников вузов;
– потенциально готовы сменить профессию после окончания вуза;
– не готовы всю жизнь работать на одном месте;
– считают, что им нужно получить несколько профессий.
В качестве причин смены профессии специалиста в возрасте от 18 до 30 лет большинство (65 %) указали отсутствие рабочих мест и низкую заработную плату.
Отвечая на вопрос о том «Какие внешние факторы могут повлиять на смену профессии или места работы специалиста?» 24 % респондентов в качестве факторов выбрали заработную плату и условия труду, 42 % отметили заработную плату, 29 % — условия труда и лишь 5 % отвечающих отметили информацию о новых рабочих местах, что говорит, в первую очередь, о важности информирования и создания благоприятных условий труда на данных территориях для повышения интереса среди молодого поколения в успешном трудоустройстве в Арктике.
29 % респондентов от общего числа опрошенных ответили, что не готовы будут в будущем сменить профессию или специальность после окончания вуза, а также они готовы всю жизнь работать на одном рабочем месте. Это может говорить о том, что у студентов просматривается низкая профессиональная мобильность и в будущем, можно предположить, они не будут готовы к смене профессий для успешного трудоустройства в Арктическом регионе.
Одним из способов побуждения к профессиональной мобильности является самообразование студентов. В этом отношении оно выполняет целый ряд функций:
– позволяет студентам расширить свой профессиональный кругозор в отношении ряда смежных специальностей, профессий;
– выявляет личные профессиональные интересы и способности индивида;
– в некоторой степени (в зависимости от легкости усвоения материала) определяет пригодность человека к той или иной профессии или специальности;
– если самообразование носит в какой-то степени опережающий характер, то оно способно подготовить студентов к трудовой деятельности по новейшим перспективным профессиям и т. п. [7, с. 41]
Вместе с тем подобное самообразование студентов должно направляться и курироваться их преподавателями, причем не столько в виде конкретных заданий, сколько в форме советов и консультаций с последующим обсуждением полученной информации.
Самообразование студентов может осуществляться в различных формах:
– самостоятельное получение требуемой научной и иной информации из различных источников;
– самостоятельная научно-исследовательская работа;
– самостоятельное приобретение профессионального опыта в период прохождения учебных и производственных практик. [7, с. 42–43]
Итак, в процессе самостоятельной и научно — исследовательской работы у студентов формируются в первую очередь когнитивные составляющие профессиональной мобильности, связанные с получением необходимых профессиональных знаний, а также некоторые психологические качества, необходимые для расширения профессионального кругозора в отношении ряда смежных специальностей и профессий.
Какой же должна быть роль преподавателей по оказанию студентам психолого-педагогической поддержки в процессе самообразования в отношении формирования у них профессиональной мобильности? Основная задача психолого-педагогической поддержки, на наш взгляд, — «помочь студентам в их профессиональном самоопределении, процессе самостоятельного проектирования и обустройства своей профессиональной карьеры и жизненного пути». Основная роль оказываемой им при этом преподавателями психолого-педагогической поддержки состоит в рекомендациях по выбору информации для самообразования и о способах формирования некоторых личностных качеств, необходимых человеку с высокой профессиональной мобильностью.
Необходимо отметить, что важнейшим аспектом стимулирования привлечения и закрепления квалифицированных молодых кадров в освоении Арктических регионов является развитие социальной и производственной инфраструктуры — транспорта, дорог, строительства жилья, образования, поскольку все это замедляет развитие экономики и социальной сферы. Причем, в настоящее время не существует целенаправленной политики на государственном уровне, которая включает подготовку и привлечение специалистов для работы в районах Крайнего Севера. Поэтому необходимо совершенствовать систему государственных гарантий и компенсаций для эффективного социально-экономического развития регионов, обеспечивать жильем молодых специалистов, интегрировать КМНС в единое экономическое пространство Арктики.
Таким образом, путем создания механизмов улучшения материальных и жилищных условий, проведения мер согласованной экономической и социальной политики, повышения уровня доступности качественного медицинского обслуживания, привлечения квалифицированных специалистов, используя самообразование в виде получения новых знаний и умений, сдвинутся с мертвой точки многочисленные проблемы Арктических территорий, о которых упоминалось выше.
Литература:
- Архангельский, А. И. Формирование профессиональной мобильности студентов в процессе обучения в технических вузах: дисс. кандидата педагогических наук / А. И. Архангельский. — Москва, 2003. — 146 с.
- Баранов, Н. С. Стратегическое значение Севера для экономики России/ Н. С. Баранов // Общество и право. — 2014. — № 3 (49). — С. 3.
- Васильева, О. В. Молодежь Арктики: идентичности и жизненные стратегии / О. В. Васильева, Е. Г. Маклашова, отв. ред. к. и. н. В. Б. Игнатьева; — Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2018. — 116 с.
- Зеер, Э. Ф. Социально-профессиональная мобильность учащейся молодежи как фактор подготовки к динамическому профессиональному будущему // Образование и наука. — 2014. — № 8(117). — С. 33–37.
- Калиновский, Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона: дис., доктора педагогических наук / Ю. И. Калиновский. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербурский государственный университет педагогического мастерства, 1999. — 35 с.
- Ланда, Н. М. Современный словарь иностранных слов / Н. М. Ланда. — Москва: Русский язык, 1993. — 1024 с.
- Мищенко, В. А. Самообразование студентов как фактор повышения профессиональной мобильности / В. А. Мищенко // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 2. — С. 40–43.
- Мурашко, О. А. Демонстрационный проект «Экологический со-менеджмент ресурсодобыващих компаний, органов власти и коренных малочисленных народов Севера / О. А. Мурашко. — Москва: Международный фонд развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Батани», 2009. — 136 с.
- Нужнова, С. В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе. — / С. В. Нужнова // Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе: тез. [конф.]. Секция 4. Проблемы подготовки специалистов / Троицкий фил. Челябинского государственного университета. — URL: http://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html (дата обращения: 02.06.2019).
- Laruelle, M. Russia’s Arctic Strategies and the Future of the Far North / M. Laruelle. — Armonk, N.Y.: M. E. Sharpe, 2014. — 2 p.