В статье рассматриваются интеллектуальные операции (анализ, обобщение и классификация), раскрывается содержание операционных, функциональных и личностно-регулирующих механизмов интеллектуальных операций, представлены результаты эмпирического исследования интеллектуальных операций у младших школьников.
Ключевые слова: развитие способностей, диагностика уровня развития, функциональные механизмы, операционные механизмы, личностно-регулирующие механизмы, интеллектуальные операции, анализ, обобщение и классификация.
Проблема интеллектуальных операций является основополагающей не только для педагогической психологии, но и для психологии способностей, психологии обучения и развития, психологии мышления. В практическом плане она является главной в «субъектной» педагогике. В контексте мышления данная проблема была четко поставлена еще С. Л. Рубинштейном, но не получила систематического развития.
Без разработки системы интеллектуальных операций невозможно ответить на вопрос: «Как научить ученика учиться?». С этой точки зрения она является главной и для педагогической психологии.
Еще Л. С. Выготский отмечал, что развитие способностей — это, прежде всего, проблема овладения субъектом своими способностями. Таким образом, задача изучения способностей — это задача поиска ответа на вопрос, как субъект овладевает своими способностями. Ответить на данный вопрос невозможно, если не обратиться к интеллектуальным операциям как операционным механизмам способностей. [6]
Современный отечественный психолог В. Д. Шадриков внес большой вклад в развитие психологии способностей. Он является автором теории познавательных способностей. Большое внимание он уделяет рассмотрению природы способностей, их структуры и развитию. Автор теории определяет способности как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности». [4] Согласно теории, способности имеют функциональные, операционные и личностно-регулируемые механизмы. Функциональные механизмы относятся к характеристикам способностей индивида, формирование операционных механизмов определяет развитие способностей субъекта деятельности, регулирующие личностные механизмы характеризуют проявление и развитие способностей личности. Операционными механизмами мыслительных способностей являются интеллектуальные операции, проявляющиеся у ребенка с двух лет с момента формирования функциональной системы мыслительных способностей в предметной манипуляторной деятельности с раннего возраста. Личностно-регулирующие механизмы формируют способности личности через изменения их качества — это мотивация, мотивационное состояние, волевая и эмоциональная регуляция, формирующиеся личностные качества. В нашей работе мы будем рассматривать операционные механизмы. Функциональные механизмы относятся к характеристикам человека как индивида, операционные — к характеристикам человека как субъекта деятельности, мотивационные — к характеристикам человека как индивида и личности [5].
Было отмечено, что «интеллектуальная операция — это операция, которая учитывает существенные условия той объективной ситуации, в которой она совершается. Операция будет интеллектуальной, если она оперирует предметами сообразно с их объективной природой и существенными для данной задачи отношениями» [2]. Под интеллектуальной операцией будем понимать осознанные психические действия, связанные с познанием и разрешением задач. Это познание осуществляется через познавательные процессы. Функциональными механизмами познавательных процессов выступают конкретные функциональные физиологические системы. Операционными механизмами — выступает система приобретенных операций. Интеллектуальные операции выступают в единстве функциональных и операционных механизмов [4]. При разрешении какой-либо задачи человек использует совокупность взаимосвязанных друг с другом операций, каковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение.
Раскроем содержание исследуемых нами базовых интеллектуальных операций у младших школьников. Анализ — это мыслительная операция расчленения чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета (компонентной части). Обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам. Классификация — это мыслительная операция, основанная на систематизации соподчиненных понятий, используемая для установления связей между понятиями или классами объектов. Интеллектуальные операции обобщение и классификация являются составными.
Овладение интеллектуальными операциями имеет важнейшее значение в развитии способностей. «В процессе учебной деятельности складываются операционные механизмы способностей, которые не заданы природой, а формируются в различных видах научения. Операционные механизмы являются основными преобразующими механизмами способностей в деятельности. Они увеличивают способы обработки материала и тем самым тренируют и развивают психические функции» [7].
Развитие способностей у младших школьников идет за счет овладения операционными механизмами на уроках в учебной деятельности.
Нами проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление развития интеллектуальных операций у младших школьников. Выборка исследования составила 20 учащихся третьего класса в возрасте 9–10 лет ГБПОУ ЗКНО г. Москвы.
Существует большое разнообразие диагностических методик по оценки развития процессов мышления у учащихся младших классов. Тесты позволяют провести анализ и оценить, насколько мышление у испытуемого гибкое и логичное, выявить способности школьника младших классов к анализу, обобщению, классификации и другим интеллектуальным операциям.
Эти группы тестов созданы для полноценной диагностики развития процесса мышления у младших школьников. Применения прикладных материалов является эффективной методикой для выявления уровня процесса мышления для данного возраста человека. С помощью таких методик и диагностик можно сделать анализ текущего уровня развития интеллектуальных операций.
Материал для исследований не должен создавать трудности в его восприятии и опознавании. Материал часто предъявляется в виде таблиц или специальных бланков с цифрами, буквами или графическими изображениями.
Показателями успешности выполнения задания обычно служат: время работы с тестовым стимульным материалом, количество и характер ошибок, объем выполненной работы.
В рамках младшего школьного возраста можно дифференцировать уровень психического развития шестилетнего ребенка и уровень развития учащегося 4 класса, как стоящие на различных ступенях онтогенеза многих психических процессов. Таким образом, важным моментом является правильно подобранная психодиагностическая методика, которая будет интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный фактический уровень психического развития младшего школьника. Сам процесс диагностики должен протекать в благоприятной обстановке.
Важной практической задачей данной работы является выбор методики, при помощи которой оценивается уровень развития интеллектуальных операций у младших школьников.
Цель нашего эмпирического исследования заключалась в диагностике уровня интеллектуальных операций анализа, обобщения и классификации. Для этого нами были подобраны следующие методики:
– для диагностики уровня развития интеллектуальной операции анализа применяется методика «Анаграммы» (слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв).
– для диагностики уровня развития интеллектуальной операции обобщения применяется методика «Исключение лишнего».
– для диагностики уровня развития интеллектуальной операции классификация применяется методика «Исключение понятий».
Мы изучили выраженность каждой исследуемой интеллектуальной операции (анализ, обобщение и классификация) у младших школьников.
Результаты диагностики развития интеллектуальных операций (анализ, обобщение и классификация) у младших школьников представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели диагностики интеллектуальных операций умладших школьников
№п/п |
Список класса |
Анализ (баллы/уровень) |
Обобщение (баллы/уровень) |
Классификация (баллы/уровень) |
1 |
Алина К. |
14/высокий |
8/средний |
9/средний |
2 |
Алина С. |
15/очень высокий |
15/очень высокий |
11/высокий |
3 |
Анна П. |
15/очень высокий |
10/средний |
12/высокий |
4 |
Александра Д. |
15/очень высокий |
11/высокий |
13/высокий |
5 |
Александра С. |
15/очень высокий |
13/высокий |
9/средний |
6 |
Кристина Д. |
14/высокий |
12/высокий |
9/средний |
7 |
Любовь Г. |
15/очень высокий |
14/очень высокий |
13/высокий |
8 |
Мария Г. |
13/высокий |
13/высокий |
12/высокий |
9 |
Александр У. |
15/очень высокий |
14/очень высокий |
12/высокий |
10 |
Алексей Г. |
14/высокий |
14/очень высокий |
14/очень высокий |
11 |
Влад Р. |
14/высокий |
13/высокий |
7/низкий |
12 |
Дмитрий В. |
14/высокий |
8/средний |
9/средний |
13 |
Дмитрий Г. |
11/средний |
11/высокий |
12/высокий |
14 |
Дмитрий Д. |
3/очень низкий |
4/очень низкий |
7/низкий |
15 |
Игорь М. |
13/высокий |
11/высокий |
12/высокий |
16 |
Константин Ф. |
15/очень высокий |
13/высокий |
10/средний |
17 |
Максим Н. |
13/высокий |
13/высокий |
8/средний |
18 |
Мирон С. |
14/высокий |
12/высокий |
9/средний |
19 |
Михаил А. |
13/высокий |
14/очень высокий |
11/высокий |
20 |
Станислав Г. |
15/очень высокий |
15/очень высокий |
14/очень высокий |
По данным исследования установлено, что уровень развития трех интеллектуальных операций у одного и того же испытуемого примерно одинаков. Однако, задание на классификацию вызвало наибольшие трудности.
Средние показатели развития интеллектуальных операций у младших школьников по всем испытуемым представлены в таблице 2.
Таблица 2
Средние показатели развития интеллектуальных операций
Анализ |
Обобщение |
Классификация |
|||
баллы |
уровень |
баллы |
уровень |
баллы |
уровень |
13,5 |
высокий |
11,9 |
высокий |
10,7 |
высокий |
По результатам, представленным в таблице 2 установлено, что у младших школьников уровень развития интеллектуальных операций анализ, обобщение и классификация высокий. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение таких важных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.
По данным проведенного нами исследования можно сделать вывод, что у учащихся с высоким уровнем развития интеллектуальных операций, успеваемость в их учебной деятельности выше, чем у учащихся с более низким уровнем развития интеллектуальных операций. Уровень развития когнитивных способностей влияет на уровень развития интеллектуальных операций.
Литература:
1. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
3. Шадриков В. Д. Диагностика познавательных способностей. Методика и тесты. М.: Альма Матер, 2009. 533 с.
4. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции: Монография. М.: Логос, 2006. 108 с.
5. Шадриков В. Д. Психология способностей. Хрестоматия. М.: 2008.
6. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002. 160 с.
7. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.