Статья посвящена актуальной теме развития инициативности. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено поддержке инициативности дошкольников. Автор анализирует предпосылки возникновения данного явления, понятие «инициативность», условия и технологии поддержки детской инициативности.
Ключевые слова: инициативность, активность, самостоятельность, исполнительность, психолого-педагогические условия, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Целью современного образования является формирование активной, целеустремленной, инициативной, творческой личности. Это обусловлено различными факторами: экономическими (в условиях возрастающей конкуренции бизнес-сообществу требуются люди с надситуативным видением, проактивные и не боящиеся трудностей), социальными (современное общество нуждается в людях, способных сочувствовать, сопереживать, помогать бескорыстно, направлять свою энергию на преобразование социальной действительности), личностными (добиться успеха в условиях неопределенности могут только сильные, легко адаптирующиеся к изменяющимся условиям личности).
Безусловно, формирование большинства личностных качеств начинается еще в раннем детстве. Именно поэтому к дошкольному образованию, как к первому уровню общего образования, сегодня предъявляются крайне важные требования. Так, Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный в 2013 году, среди прочего определяет социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка перед началом школьного обучения, к чему относит и проявление инициативы в различных видах деятельности [2, п. 4.6.]. Таким образом, развитие и поддержка детской инициативности — одна из задач, стоящих перед педагогом дошкольной образовательной организации.
Для того чтобы данная задача была достигнута, необходимо корректно определить понятие детской инициативности, разграничить ее от синонимичных понятий. Инициативность часто ассоциируют с самостоятельностью. Но, несмотря на связь данных понятий, их суть различна. Самостоятельно ребенок может выполнять как действия, навязанные из вне (приготовить бутерброд, потому что мама сказала), так и по собственной инициативе (приготовить бутерброд для мамы). При этом инициированное ребенком действие может выполняться как самостоятельно (рисует сам), так и с кем-то из сверстников или взрослых (предложил сестре вместе нарисовать открытку для папы). Так вот, инициативность — это самостоятельность в принятии решений и планировании своих действий на достижение задуманной цели.
Инициативность нужно также отличать от исполнительности. Безусловно, в основе обоих этих понятий лежит воля и нравственные чувства. Умение доводить дело до конца, нести ответственность за принятые действия и поступки — важные компоненты как исполнительности, так и инициативности. Однако исполнительность ограничивается конкретными указаниями из вне, без которых выполнение действия становится невозможным. Инициативность же подразумевает самомотивацию ребенка, стремление преобразовать действительность, креативность в решении проблемы, способность видеть выход в нестандартных условиях. Это крайне важное отличие, на которое педагоги должны обращать особое внимание и направлять свои педагогические усилия в данном направлении.
В основе любого инициированного ребенком действия должны лежать четкие нравственные ценности, чтобы инициатива не превращалась в нарушение границ окружающих. Так, например, если ребенку для реализации игрового замысла не хватает какой-либо игрушки, и он ее отбирает у сверстника — это негативная инициатива. Однако, если в данной ситуации ребенок находит компромисс (договаривается о том, чтобы ему добровольно эту игрушку дали, находит замену и т. д.), то это положительная инициатива, основанная на уважении чувств сверстников, учета их мнений и потребностей. К этому должны стремиться педагоги, поддерживая детскую инициативность: она должна формироваться на основе понимания ребенком нравственных ценностей и границ. Здесь же важно прививать основные требования безопасности и говорить с детьми, о том, что некоторые их действия могут иметь негативные, а порой и опасные для них последствия. Ведь пассивность должна развиться до инициативности, а инициативность не должна перерасти в авантюризм.
Инициативность — понятие комплексное, многоаспектное. Как характеристика сильной личности, включает в себя такие компоненты, как уверенность в собственных силах, ответственность, критическое мышление, креативность, решимость, волю, коммуникативные навыки. Поддержка инициативности должна иметь четко выраженную индивидуальную направленность, с опорой на сильные и слабые стороны темперамента ребенка. Таким образом, педагог должен определить именно те свойства личности, которые особенно нуждаются во внимании и работать с ними. Например, для того, чтобы ребенок-меланхолик чувствовал в себе силы на принятие инициативных решений, ему важно быть уверенным в себе, таким образом педагог должен работать на повышении его самооценки. Дети-сангвиники могут быть недостаточно настойчивы и не доводить дело до конца. Поэтому, педагог работает над волевой стороной личности и формирует настойчивость, ведь инициативы, брошенные на полпути, во взрослой жизни являются синонимом неудачи. Флегматики — отличные исполнители, но мыслить надситуативно им сложно. Поэтому важно поставить акцент на развитии креативности и творческого потенциала ребенка. Импульсивным холерикам важно лучше себя контролировать, чтобы их инициативные действия не имели негативного оттенка и учитывали интересы окружающих.
Гармоничное развитие ребенка вообще и поддержка инициативности в частности должны проходить в психологически комфортном климате. Крайне важным является признание личности и интересов ребенка, следование его стремлениям и поддержка его активности и любознательности, адекватная реакция взрослого на инициативы. Признание создает здоровую основу для развития у ребенка веры в собственные силы и, как следствие, он не боится проявлять инициативу и брать на себя ответственность за свои действия. Авторитет взрослого не должен подавлять детскую инициативность, а наоборот, через похвалу и поощрение поддерживать его активные действия. При чем сама попытка проявить инициативу или самостоятельность — это уже повод отметить и оценить его успехи и похвалить за старание.
Поддерживать инициативу проще на фоне личной мотивации ребенка. Это означает, что мотивация ребенка к какой-то деятельности должна развиться в самомотивацию, которая является основой инициативности. Самомотивация тесно связана с интересом ребенка к тому или иному виду деятельности. Бесспорно, деятельность будет для нас интересна тогда, когда мы в ней добиваемся успеха. Поэтому огромную роль в поддержке инициативности играет опыт успешного преодоления трудностей, побед и положительного результата.
Какие подходы может при этом использовать педагог? Результативным представляется применение сказкотерапии, коучинг- и кейс-технологий.
Если говорить о сказкотерапии как об эффективном способе развития личности дошкольника, то здесь можно выделить 2 основных направления работы. Во-первых, обсуждение сказок, определение мотивов поступков героев, их оценка, рефлексия прочитанного на предмет того, как бы поступил сам ребенок в данной ситуации. Во-вторых, сочинение сказок, где герой, от лица которого ребенок с помощью взрослого придумывает историю, попадая в различные ситуации, находит выход из сложных обстоятельств, пробует различные способы решения проблемы, не боясь ошибиться.
Коучинг-подход подразумевает следование интересам ребенка. Взрослый все меньше контролирует и направляет деятельность ребенка, предоставляя ему возможность самостоятельного поиска решений и исследования. Таким образом ребенок все больше проявляет инициативность в принятии решений, смелость в их реализации, ответственность за последствия.
Кейс-технологии — инновационная интерактивная форма организации образовательного процесса. Помимо того, что кейс (организованная педагогом игра, заключающаяся в поиске решений поставленной задачи) стимулирует интеллектуальные способности ребенка, его любознательность, познавательную активность, коммуникативные качества личности, он еще и создает благоприятные условия для выдвижения ребенком гипотез, различных вариантов решения проблемы, тем самым поддерживая его инициативы.
Таким образом, использование современных технологий, предоставляющих ребенку возможность предложить, попробовать, проанализировать различные варианты решения задачи или проблемы, должно быть крайне результативным для поддержки детской инициативности и иметь положительный эффект. Задача педагога — верно подобрать технологии с учетом индивидуальных особенностей и свойств темперамента воспитанников.
Литература:
- Вачков И. В. «Введение в сказкотерапию, или избушка, избушка, повернись ко мне передом…» — 2 изд. — М.: Генезис, 2015. — 288 с. — (Сказкотерапия: теория и практика).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. N 30384).
- Сафаргалиева Е. С. Использование квест — технологии для активизации учебной деятельности младших школьников [Текст] / Е. С. Сафаргалиева // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сборник статей Международной научно — практической конференции (15 декабря 2016 г., г. Екатеринбург). В 8 ч. Ч.4 / — Уфа: АЭТЕРНА, 2016. — 231 с. — С. 163–165.
- Фурман Б. Навыки ребенка в действии: как помочь детям преодолеть психологические проблемы / Бен Фурман; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2013. — 228 с.