В современных реалиях обеспечение демографической безопасности выходит на первый план, так как демографические процессы определяют устойчивость развития экономической системы и государства. В условиях текущего демографического кризиса значение и роль демографической политики, как важнейшего направления государственного регулирования и составной части национальной и экономической безопасности неуклонно возрастает.
Ключевые слова: демография, демографическая безопасность, экономическая безопасность, демографическая политика, миграционная политика, пороговые значения, демографическая ситуация, угрозы экономической безопасности.
Процессы глобализации и социально-экономического развития государства усиливают значимость демографического аспекта, воздействующего на экономическую безопасность в контексте обеспечения национальной безопасности. В современных условиях благополучие государства, а именно — национальная безопасность, определяется, прежде всего, состоянием экономической системы, что заключается в обеспечении динамично развивающегося производства и рынка, а также высокого уровня жизни населения. Так, национальные интересы России в сфере экономики являются приоритетными, которые напрямую зависят от человеческого фактора, качественных трудовых ресурсов, наличия квалифицированного трудоспособного населения. Отсюда, обеспечение демографической безопасности выходит на первый план, так как демографическая составляющая человеческого фактора определяет устойчивость развития страны, её экономики и уровня жизни населения [5].
Вопрос о демографической безопасности будет всегда актуален для любого государства, в том числе и для Российской Федерации, ведь от демографической ситуации в стране напрямую зависит национальная безопасность. Также по основным демографическим показателям страны можно судить о ряде составляющих национальной безопасности, таких как, экономическая, социальная, военная, информационная, политическая и прочие безопасности.
Под демографической безопасностью Безменовым С. А. и Михайловской С. А. понимается развитие и функционирование определенной популяции в ее возрастных, половых и этнических характеристиках, ее положение с учетом государственных национальных интересов, заключающимися в обеспечении его суверенитета, целостности, а также сохранности имеющегося геополитического положения [2, с. 94].
Для преодоления депопуляции в 2007 г. президентом страны В. В. Путиным была подписана Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. [1] В данном документе прописаны цели, а также поэтапное выполнение поставленных задач. Так, например, на I этапе (2007–2010 гг.) все силы были направлены на устранение образованных негативных тенденций демографического развития. На время II этапа, который протекал на протяжении четырех лет (2011–2015гг.) были проведены мероприятия по закреплению полученных результатов (142–143 млн. чел.) и мероприятия по внедрению программы «Здоровый образ жизни», которые должны увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 70 лет. На III этапе (2016–2025 гг.) подразумевается, в результате оценки успешности реализуемых программ и проектов на демографическое положение в стране, проведение комплекса мероприятий упреждающего характера для оказания необходимого влияния на потенциальное ухудшение демографической обстановки в стране. А также принятие дополнительных мер, которые будет иметь направленный характер на рождение в семьях второго и третьего ребенка. И в конечном итоге — повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2025 г. до 75 лет.
Основные этапы Концепции демографической политики успешно выполняются, а по статистическим данным, можно уверенно сказать, что перевыполняются.
Фактические и плановые показатели демографического развития Российской Федерации приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели демографического развития Российской Федерации
Показатель |
2007г. |
2017г. |
2025г. |
Численность населения |
142,8 |
146,8 |
144,4 |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет |
67,6 |
72,1 |
75,48 |
Суммарный коэффициент рождаемости, раз |
1,4 |
1,6 |
1,6 |
Таким образом, количественное и качественное изменение основных параметров населения несет за собой однозначную выгоду или угрозу. Если рассматривать количественную сторону, безусловно, и перенаселение и депопуляция являются нежелательными отклонениями с точки зрения национальной безопасности. С качественной стороны — снижение уровня общественного здоровья населения — негативное явление, влекущее за собой целый ряд социально-экономических и демографических последствий, а в совокупности с существующей депопуляцией представляет собой вполне реальную угрозу национальной безопасности. И именно поэтому демографическая безопасность является составляющим фактором национальной безопасности [4, с. 47].
Решение и важность вопроса, связанного с угрозой национальной безопасности, особенно возрастает при сохранении негативного прогноза демографической ситуации в Российской Федерации на фоне мирового увеличения численности населения. Для улучшения демографической ситуации в стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, в разд. III «Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты» одним из важных национальных интересов на долгосрочную перспективу является обеспечение стабильного демографического развития страны. Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., согласно Концепции демографической политики на период до 2025 г. выступают: сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности актив ной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; повышение уровня рождаемости за счёт рождения в семьях второго ребёнка и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития с учётом необходимости их социальной адаптации и интеграции [3, с. 90–91]. Поддержать сокращение смертности и достигнуть динамичного роста рождаемости возможно в результате разработки и внедрения специальных мер.
Литература:
- Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». В ред. от 01.07.2014.
- Безменов С. А., Михайловская С. А. Демографическая безопасность как фактор развития национальной безопасности // В сборнике: Роль инноваций в трансформации современной науки. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 93–96.
- Салабутин А. В. Демографические процессы в контексте экономической безопасности: проблемы и перспективы // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2018. № 3 (23). С. 87–91.
- Хайрова Д. Р. Демографическая безопасность России: современное состояние и угрозы // Контентус. 2017. № 8 (61). С. 44–57.
- Глаголева Н. Н., Артемьева Н. А., Гавриленкова А. Д. Демографическая безопасность России: региональный аспект [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25540657
- Демографические аспекты национальной безопасности России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30783980