В статье рассматривается история и развитие Ленинградского Академического театра драмы им. А. С. Пушкина, ныне Александрийского театра.
Ключевые слова: репертуар, партийные собрания, спектакль, дисциплина, молодые артисты.
Академический театр драмы им. А. С. Пушкина, ныне Александрийский театр, является старейшим театром в России. Он был учреждён Сенатским указом, который был подписан Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года. Именно он стал предводителем всех Российский театров, а дата его основания считается днём основания Русского профессионального театра. С 1929 года театр стал именоваться Государственным академическим театром драмы имени А. С. Пушкина [3. С.4–5].
Здания легендарного театра было построено по проекту К. И. Росси в 1828- 1832 годы [4. С.133].
Репертуар театра был всегда ориентирован на национальную драматургию, тем самым завоевывая любовь зрителей. Следует отметить, что обсуждение репертуара всегда происходило на партийных собраниях, кроме того, на партийных собраниях, как правило, обсуждали и самые важные проблемы развития театра. Например, на закрытом собрании от 22 февраля 1966 года был приглашен театральный критик Воронов на просмотр спектакля «Ярость». Спектакле очень понравился товарищу Воронову. Он поздравил театр с великолепным спектаклем и отметил талант режиссёра. К данному поздравлению присоединились и другие служители Мельпомены, например, товарищ Вивьен Т., которая, однако, отметила отдельные недостатки данного спектакля: с начала и до конца артисты играют ярость, а вот дисциплина в театре не важная [6. Л.4–5].
Отметим, что в репертуарном выборе случались разногласия. Например, на отчётно-выборном партийным собрании партийной организации театра Музель А. А. высказалась по поводу того, что тогдаший директор Фокеев Б. А. выступил с речью о перспективном плане работы театра [6. Л.20]. Также было озвучено предложение о том, что в Москве выпускали фото-буклеты, которые обходились в 4 коп., а продолжительная цена составляла 10 коп. [6. Л.23]. Тогда члены партийного собрания предложили ввести подобную практику и в Ленинграде.
В конце 60-х годов театр драмы имени А. С. Пушкина находился в весьма трудном положении. Музиль А. А. выступила на очередном партийном собрании с заявлением о том, что в театре сейчас решается очень важный вопрос, — смогут ли артисты театра выйти из трудного положения. Музиль А. А. считала, что основой театра должна стать его бескомпромиссность, и театр не может объявлять премьеру, пока он не дойдет до своего уровня [6. Л.60].
По итогам собрания было принято решение, что предполагаемый репертуар театра следует утвердить и предложить дирекции составить конкретный план на ближайшее время [6. Л.63].
Как уже было отмечено выше, в театре сильно страдала дисциплина. Очень часто артисты просто не приходили не только на репетиции, но и на спектакли. Так, например, 25 декабря 1965 года, заслуженный артист Медведев В. А. не явился на репетицию спектакля «Смерть коммивояжера», за что ему был объявлен выговор [7. Л.3]. Или, например, артистке Вельяминовой В. Н. был объявлен строгий выговор за неявку на спектакль «Друзья годы» 2 января без уважительной причины [7. Л.10].
Но не только артисты позволяли себе нарушать дисциплину, например, старшему помощнику Корнилову Ю. Г. за появление на работу в нетрезвом виде был объявлен строгий выговор с предупреждением [7. Л.90].
Нарушение дисциплины были многократными, порой руководители театра просто не могли уже справиться с этой проблемой. Когда случалось, что актеры не приходили на спектакль, или, когда актёр, который должен был исполнять роль, заболевал, руководству требовалось срочно вводить другого актёра в спектакль, либо отменять спектакль. Можно привести два случая, характеризующих подобное положение, когда артиста вводили в спектакль, что называется, сходу. Таким артистом был Кульду Р. А. Руководство театра объявило ему благодарность за то, что он после двух репетиций заменил заболевшего артиста в спектакле «Чти отца своего». Артисту Судакову Г. С., также была объявлена благодарность за замену артиста в том же спектакле «Чти отца своего» [7. Л.18].
Учитывая сложившуюся ситуацию, коллектив и руководство академического театра приняли решение о том, что в спектакль будет вводиться сразу несколько исполнителей, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств не пришлось срочно искать замену [6. Л.22]. Об этом говорила Екатерининская М. К. Она отметила, что в театре во всем чувствуется организованность, и в очередной раз акцентировала внимание на том, что новому руководству театра необходимо особое внимание уделить железной дисциплине. Помимо этого, Екатерининская М. К. предложила бороться с отменами спектаклей и ввести вторые составы.
Необходимо отметить тот факт, что в театр приходили работать и молодые актёры, которые окончили недавно театральные институт. Новая актёрская молодёжь пыталась обрести свой голос в театре [1. Л.128].
Новое поколение молодых артистов достаточно быстро находило общий язык с представителями старой школы. Например, в спектакле «Пер Гюнт», сложилась прекрасная актёрская эстафета передачи исполнительского мастерства от актёра старшего поколения Б. А. Фрейндлиха, к молодому актеру М. Долгинину. Когда театральные критики давали отзыв на этот спектакль, то отметили, что наблюдается продуктивный преемственный диалог актеров, которые сыграли главную роль [1. Л.134].
Тем временем на очередном партийном собрании обсуждался вопрос о том, что в театре плохо организованна работа с молодым коллективом актеров. Например, один из присутствующих на этом собрании актер сказал, что в постановочной части задействовано очень много молодёжи, но работа у многих из них не перспективная и мало им интересная. В свою очередь было высказано замечание, что первое зло в театре — это плохо организованный приём молодёжи в театр, что и определяет дальнейшую театральную судьбу молодых исполнителей. Принимать молодых актеров в труппу театра должен именно Художественный совет и сами режиссёры, а для этого мастерам необходимо регулярно ходить в театральный институт и наблюдать за студентами, начиная прямо с 3 курса. Что же касается уже принятых в труппу молодых актёров, за их профессиональный рост и исполнительское мастерство должен отвечать сам театр [6. Л.12].
Таким образом, потребность в обновлении — это проблема творческой преемственности, которая требует постоянного внимания. Молодые лица, выходя из тени, должны проявлять свои творческие способности [6. Л.13].
Справедливости ради нужно заметить, что студенты театрального института проходили практику в театре. Например, в письме директору академического театра драмы им. А. С. Пушкина, т. Клобошкину В. А. содержалась просьба принять для прохождения практики студентов 2 курса режиссёрского факультета Аристова В. Ф., Григорян Ю. Х., Цыдова З. Ю. (курс и. о. доцента Сулимова М. В.). Содержание практики заключалось в отработке техники сцены и процесса оформления новой постановки [7. Л.29].
Необходимо отметить, что театр, несмотря на трудности, активно гастролировал по стране. Например, 4 апреля 1967 года состоялось объединённое собрание Художественного совета и Партийного руководства театра, где говорилось о проекте гастролей в Москву, в котором было планировано показать на сцене Малого театра 23 спектакля с 13 июня по 2 июля. Для гастролей был отобран лучший репертуар. Первоочередной задачей театр ставил показать во всех спектаклях все поколения артистов, а также показать работу режиссуры [6. Л.59].
Немаловажно отметить, что в театре выходили новые спектакли, которые пользовались огромным успехом у зрителей. Например, в театре шли спектакли: утром «Дикий капитан», а вечером «Чти отца своего» [2. № 213. 1965. С.4]. Спектакль «Дикий капитан» был поставлен по пьесе лауреата премии Юхана Смуула, в постановке режиссёра А. Музиля [2. № 28. 1966. С.3].
В анализируемый период времени в театре также состоялась премьера спектакля «Жизнь Сент-Экзюпери» в постановке заслуженного артиста РСФСР В. Эренбурга. В спектакле были задействованы такие актёры как: народный артист СССР В. Честноков, народная артистка СССР О. Лебзак, заслеженные артисты РСФСР И. Горбачёв, А. Ян и многие другие [5. № 5. С.133]. Данный спектакль имел успех у зрителей.
Несмотря на занятость в театральных постановках, артисты театра активно снимались в фильмах, но для этого руководство киностудии, на которой проходили съёмки, давали телеграмму в театр, запрашивая у театра разрешение артистам на съемку. Например, в телеграмме из Минска, адресованной в театр имени А. С. Пушкина, просили разрешить артистке Н. Н. Ургант сниматься в фильме «Я родом из детства» с марта по апрель, и, следовательно, также была выражена просьба освободить ее от спектаклей на указанный период времени [7. Л.1].
Иногда руководство театра разрешало артистам сниматься в кино во время отпуска в театре. В заявлении на имя директора Ленконцерта тов. Кокину Г. М., сообщалось, что руководство академического театра драмы им. А. С. Пушкина разрешает во время отпуска театра с июля по август работать артистам данного театра в вверенном их учреждении [7. Л.10].
Таким образом, можно сделать вывод из всего вышесказанного, что Ленинградский Академический театр драмы имени А. С. Пушкина в средине 60-х гг. приживал не самые лучшие времена. Это отражалось в первую очередь на дисциплине в театре, которая была не самой лучшей, что, как следствие, вынуждало руководство театра принимать экстренные меры. Артистам объявляли выговор с занесением в личное дело. Из-за неудовлетворительной дисциплины руководству театра приходилось иногда отменять спектакли, что наносило большой урон репутации театра. Именно тогда было принято решение о том, чтобы организовать создание резервного состава, который в случае непредвиденной ситуации мог заменить основной состав. Но уже в начале 70-х гг. театр смог нормализовать дисциплину в труппе.
Начиная с середины 60-х и до начала 70-х гг. театр выходил из творческого кризиса благодаря новым постановкам в театре и гастролями по стране.
Литература:
- Актёрское мастерство Академического театра им. А. С. Пушкина: сбор. науч. тр. [Под ред. А. Я. Альтшуллера, Н. В. Зайцева]. Л.: ЛГИТМИК,1983. — 139с.
- Вечерний Ленинград. Газета Ленинградского городского комитета коммунистической партии советского союза и ленинградского совета депутатов трудящихся. 1964–1975 гг.
- Иванова В. В. Академический театр им. А. С. Пушкина. Л.: Лениздат, 1965. — 77с.
- Смолкина К. П. 100 великий театров мира. М.: «Вече», 2010. — 386с.
- Театр. Ежемесячный журнал драматургии и театра. Орган союза писателей СССР и КПСС. 1964–1975 гг.
- Центральный Государственный архив историко-политических документов СПб. Ф. Р-1631. Оп.6. № 19.
- Центральный Государственный архив литературы и искусства СПб. Ф. Р-354. Оп.2. № 664.