В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом, на основании выявленных пробелов в законодательстве предлагаются пути решения выявленных проблем.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, перевозка груза, грузоперевозчик, грузоотправитель, договор оказания услуг, ответственность, штраф, пени, правовое регулирование.
Договор перевозки грузов в настоящее время представляет собой один из имеющих наибольшее распространение в предпринимательской деятельности договоров. Он оказывает значительную роль в развитии экономических связей, осуществляя для этого перемещение грузов в различных направлениях. Наибольший интерес в развитии грузоперевозок имеет перевозка грузов железнодорожным транспортом.
Несмотря на то, что отношения по перевозке грузов, в том числе железнодорожным транспортом насчитывают не один десяток лет и законодательство, регулирующее указанный вид перевозок в достаточной степени сформировалось, стоит отметить, что все же имеют место пробелы в нормативно-правовом регулировании железнодорожных грузоперевозок.
Законодательство, регулирующее железнодорожные грузоперевозки, является в свою очередь составной частью гражданского законодательства и не может противоречить его основным началом, которые закреплены в Гражданском кодексе РФ.
Что касается отраслевого регулирования, то правоотношения, которые возникают из перевозок грузов железнодорожным транспортом в настоящее время урегулировано Уставом железнодорожного транспорта РФ, закрепляющим условия организации и осуществления перевозок, в том числе груза.
Специфической отличительной чертой договора перевозки груза железнодорожным транспортом является то, что в нем указывается грузополучатель, которому груз должен быть выдан на станции назначения, и хотя грузополучатель не принимает участия в заключении договора и не является стороной договора, он вступает в возникшие правоотношения с перевозчиком как лицо, имеющее право требования выдачи груза и несет обязанность осуществить оплату за перевозку груза.
В стадии исполнения договора перевозки права и обязанности, которые первоначально были установлены для грузоотправителя, переходят к грузополучателю [5].
УЖТ РФ является специальной нормой в регулировании отношений, вытекающих из договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, поэтому необходимо, чтобы все термины и их определения содержались именно в нем, что упростило бы его применение.
Одним из коллизионных вопросов, касающихся грузоперевозок, является коллизия между ст. 796 ГК РФ [1] и ст. 118 УЖТ РФ [3]. Указанная коллизия проявляется в том, что перечисленные нормы имеют различный образ закрепления оснований для освобождения перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или порчу груза. В ст. 118 УЖТ РФ указаны основания, освобождающие перевозчика от ответственности, в случае, если грузоотправителем или грузополучателем не будет доказана его вина в утрате, повреждении или недостаче перевозимого груза. Следует отметить, что ст. 796 ГК РФ, закрепляя основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа, в то же время не закрепляет презумпции невиновности перевозчика (железной дороги) ни для каких случаев.
Еще одной коллизией норм ГК РФ и отраслевого законодательства, регулирующего перевозку грузов является коллизия норм, которые закреплены в общей части ГК РФ (п. 1 ст. 400 ГК РФ [2]), а также норм, которыми установлена презумпция ограниченной ответственности перевозчика (п. 2 ст. 796 ГК РФ, ст. 96 УЖТ РФ). Она выражается в том, что договор перевозки грузов можно считать предпринимательским договором, т. к. грузоперевозчик как правило, является субъектом предпринимательской деятельности.
Рассмотрим пример из судебной практики АО «РН-ТРАНС» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 4 891 858 руб. 86 коп.
Как следует из материалов дела, с февраля по март 2017г. были направлены груженные вагоны по транспортным железнодорожным накладным на станции «Нововроссийск», «Азов», «Туапсе-Сортировочная» — Северо-Кавказской, Приволжской, Свердловской, Юго-Восточной ж/д.
В транспортных железнодорожных накладных указан срок доставки груза. Однако фактически в/цистерны с грузом прибыли на станцию назначения с просрочкой срока доставки, указанного в накладных, что подтверждается календарным штемпелем, проставленным в транспортных железнодорожных накладных в графе «Прибытие на станцию назначения». Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов предусмотрена ст. 97 УЖТ РФ. В соответствии со ст.97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом, исходя из прилагаемого расчета, сумма пени, подлежащей взысканию с Ответчика, составляет 4 891 858 руб. 86 коп.
Изучив материалы дела арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению [6].
Принимая к вниманию принцип презумпции равенства сторон договорных отношений по перевозке груза, нельзя предоставлять одной стороне гражданских правоотношений больше прав, чем другой. Таким образом, нормы об ограниченной ответственности должны иметь свое действие и на грузоотправителя. В то же время, в действующем законодательстве такие положения отсутствуют.
В целях урегулирования имеющихся противоречий, в действующие законодательные нормы следует внести ряд изменений. Так, п. 2 ст. 784 ГК РФ следует внести положение о соотношении норм ГК РФ и специальных норм, регулирующих грузоперевозки, в том числе Устава железнодорожного транспорта, изложив первое предложение следующим образом: «Условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Общие положения о перевозке (ст. 784 — 800) применяются, если это не противоречит транспортным уставам и кодексам».
Следует отметить, что в настоящее время правовое регулирование перевозок груза, в том числе железнодорожном транспортом, включает в себя значительное число подзаконных нормативно-правовых актов.
Так, например, только в отношении регулирования грузоперевозок железнодорожным транспортом принято более 20 нормативно-правовых актов подзаконного уровня. Большинство норм просто дублируют нормы законодательных актов, а в отдельных ситуациях могут им противоречить.
В целях разрешения данной ситуации, необходимо сократить число нормативно-правовых норм, регулирующих перевозку груза, в том числе железнодорожным транспортом. Для этого необходимо осуществить консолидацию используемых в целях правового регулирования норм в одном документе, что сделает применение консолидированных норм наиболее удобными для применения. В свою очередь, все технические правила грузоперевозок железнодорожным транспортом следует соединить в один акт — технический регламент. Таким образом, это способствует устранению их разобщенности.
Также следует отметить, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О техническом регулировании», технический регламент принимается на уровне федерального закона или постановления Правительства РФ. Это говорит о том, что юридическая сила технического регламента будет выше, чем сила нормативно-правового акта, который принят ведомственным органом. В тоже время, в транспортных уставах и Кодексах должна содержаться ссылка на определенный технический регламент, что сделает применение законодательства о перевозке грузов, в том числе железнодорожным транспортом значительно проще.
В соответствии с гл. 39 ГК РФ договор перевозки грузов относится к договорам оказания услуг (ст. 779 ГК РФ, ст. 6 УЖТ РФ). В тоже время транспортные уставы и кодексы достаточно часто применяют для раскрытия указанного договора определения, которые характерны для договора подряда. Например, в УЖТ РФ понятие «работы» используется для определения самостоятельных действий, которые составляют содержание договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Так, в ст. 22 УЖТ РФ подача и уборка вагонов, контейнеров, погрузка и выгрузка грузов, хранение грузов и контейнеров называются работами. Такое «смешение» является основой для дискуссий в отношении правовой природы договора перевозки грузов и возможности применения иного правового регулирования [4].
Вышеуказанные направления реформирования законодательных норм о перевозке грузов железнодорожным транспортом представляются важными для эффективного применения в развитии отношений по перевозке груза, в частности железнодорожным транспортом.
Таким образом, правовое обеспечение как самого перевозочного процесса, так и взаимоотношений участников перевозки нуждается в постоянной доработке и совершенствовании. Проблемы правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом требуют своего реформирования.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 170.
- Бажина М. А. Основные направления реформирования законодательства о договоре перевозки грузов / под ред. О. А. Кузнецовой, В. Г. Голубцова, Г. Я. Борисевич, Л. В. Боровых, Ю. В. Васильевой, С. Г. Михайлова, С. Б. Полякова, А. С. Телегина, Т. В. Шершень // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. — 2018. — № 1. — С. 332–337.
- Русяева О. В. Пробелы законодательства о перевозке грузов железнодорожным транспортом // Закон. — 2008. — № 7. — С. 115–120.
- Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 декабря 2017 г. по делу № А40–139947/2017 https://sudact.ru/arbitral/doc/V3JGGlDeIZdT/