Механизм разрешения споров в рамках ВТО играет ключевую роль на международной арене и служит целью защиты и восстановления прав участников данной организации. В данной статье рассматривается спор между ЕС и РФ касательно введения антидемпинговых ввозных таможенных пошлин в отношении легких коммерческих автомобилей из Германии и Италии. Причиной данного иска стали пошлины на некоторые виды легких коммерческих автомобилей LCV (Light Commercial Vehicle), введенные Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в России и других странах Таможенного союза в 2013 г. сроком на пять лет.
Ключевые слова: Европейский Союз, Всемирная торговая организация, антидемпинговые пошлины, автомобили LCV.
The WTO dispute resolution mechanism plays a key role in the international arena and serves to protect and restore the rights of participants in this organization. This article deals with a dispute between the EU and the Russian Federation regarding the introduction of anti-dumping import customs duties on light commercial vehicles from Germany and Italy. The reason for this claim was the duty on certain types of LCV (Light Commercial Vehicle) cars introduced by the Eurasian Economic Commission (EEC) in Russia and other countries of the Customs Union in 2013 for a period of five years.
Key words: European Union, World Trade Organization, anti-dumping duties, commercial vehicles (LCV).
Европейский союз (ЕС) подал в мае 2014 года против России иск в ВТО по поводу введения антидемпинговых ввозных таможенных пошлин в отношении легких коммерческих автомобилей из Германии и Италии в соответствии со статьями 1 и 4 Соглашения о правилах и процедурах регулирование урегулирования споров, статьи XXIII Генерального соглашения о тарифах и торговля 1994 года (ГАТТ) и статьей 17.2 и 17.3 Соглашения об осуществлении Статья VI Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года (Соглашение) в отношении наложение антидемпинговых пошлин на легкие коммерческие транспортные средства LCV (Light Commercial Vehicle) -международное обозначение лёгких развозных коммерческих автомобилей из Германии и Италии. Этот иск стал третьим со стороны ЕС к РФ после вступления России в ВТО в 2012 году. Причиной данного иска стали пошлины на некоторые виды легких коммерческих автомобилей LCV (полной массой 2,8–3,5 т с дизельным двигателем, с рабочим объемом цилиндров не более 3 тысяч «кубов» с типом кузова «фургон»), введенные Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в России и других странах Таможенного союза в 2013 г. сроком на пять лет. Эта мера стала результатом антидемпингового расследования, начатого российским Минпромторгом в 2011 году по заявлению ООО «Соллерс — Елабуга», в то время собиравшего по лицензии автомобили «Fiat». Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК тогда пришел к выводу, что автомобильная отрасль Таможенного союза понесла материальный ущерб, поскольку немецкие и итальянские поставщики ввозили в Россию автомобили по цене на 23–30 % ниже нормальной стоимости. Решение о применении антидемпинговых пошлин на легкие коммерческие автомобили из Германии, Италии и Турции было принято от 14 мая 2013 г. Евразийской экономической комиссией по результатам проведенного антидемпингового расследования. Это решение применяется на территории Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.
Третьей стороной в данном споре выступали Бразилия, Япония, Украина Соединенные Штаты, Корея, Китай и Турция.
Антидемпинговые пошлины в размере 23 % (для автомобилей из Италии) и 29,6 % (для автомобилей из Германии) «значительно затрудняют доступ на российский рынок [2].
Вследствие этого ЕС считает антидемпинговые пошлины несовместимыми с нормами ВТО и не соответствуют обязательствам России по следующим положениям ГАТТ и Соглашению:
- Согласно статьям 2.2, 2.3, 2.4, 6.8, 6.10, 9.2, 9.3 и Приложению II к Соглашению, России не удалось определить экспортную цену и демпинговую маржу в соответствии с обязательствами, изложенными в этих положениях, не удалось провести сравнение между нормальной стоимостью и экспортной ценой [1].
- Согласно статьям 3.1, 3.2, 3.4 и 3.5 Соглашения определение ущерба России не было основано на положительных доказательствах и не предусматривало объективную экспертизу положение отрасли, объем демпингового импорта, влияние демпингового импорта на цены на внутреннем рынке для аналогичных продуктов и последующего воздействия этого импорта на внутренний производители такой продукции. Россия не смогла доказать причинно-следственною связь между импортом и предполагаемым ущербом отечественной промышленности [1].
- Согласно статье 4.1 Соглашения Россией неправильно определена отечественная отрасль [1].
- Согласно статье 6.2, 6.4, 6.5 Соглашения Россия не представила заинтересованным сторонам всю информацию, которая имеет отношение к представлению их дел в отношении демпинга [1].
- Согласно статье 6.9 Соглашения Россия не проинформировала заинтересованные стороны об основных рассматриваемых фактах, на основе которых принимается решение о применении или неприменении окончательных мер [1].
Таким образом, российские меры ослабляли прямо или косвенно выгоды, получаемые Европейским союзом. Европейский Союз просил Россию соблюдать свои обязательства перед ВТО и как можно скорее исправить ситуацию. В свою очередь Европейский Союз оставляет за собой право рассмотреть дополнительные меры и претензии в отношении вышеуказанных вопросов в ходе консультаций.
Консультации между государствами не привели к каким-либо решениям, в связи с этим была создана третейская группа. Перед Группой Европейский союз выдвинул несколько претензий в отношении антидемпинга пошлин, взимаемые Россией с некоторых легких коммерческих транспортных средств (LCV) из Германии и Италии. В соответствии со статьей 19.1 Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих урегулирование споров [4], группа установила, что Россия действовала непоследовательно Положения Антидемпингового соглашения [4] и ГАТТ 1994 года и рекомендовала Россию антидемпинговую меру в соответствие со своими обязательствами по этим соглашениям. В январе 2017 года третейская группа ВТО признала незаконным введение антидемпинговых пошлин на импорт легких коммерческих автомобилей из Италии и Германии в страны Таможенного союза. Россия не согласилась с этим решением и в феврале 2017 года и
уведомила орган по урегулированию споров намерении обжаловать некоторые вопросы права, охватываемые третейской группой. Причиной апелляции стало несогласие российской стороны с отдельными выводами третейской группы. Арбитражная группа при ВТО признала, что департамент ЕЭК ориентировалась на неправильное определение «отечественной отрасли» — рассматривал только одного производителя, «Соллерс», исключив из определения группу ГАЗ, что сделало некорректным анализ материального ущерба для отрасли в целом и причинно-следственных связей между демпинговым импортом и ущербом. Кроме того, ЕЭК не смогла учесть в своем анализе цен влияние финансового кризиса 2009 года, а также не сумела адекватно оценить величину демпинговой маржи — разницы между нормальной стоимостью товара в стране-экспортере и экспортной стоимостью. В то же время группа отклонила большинство пунктов обвинений ЕС — 21 из 29, подтвердив тем самым корректность большей части расследования ЕЭК.
Итог данного спора в том, что срок действия антидемпинговой меры в отношении легких коммерческих автомобилей происхождением из Германии и Италии истекал 14 июня 2018 года. Соответственно, начиная с 15 июня 2018 года антидемпинговые пошлины применяться не должны. С этого дня на эти LCV продолжит действовать только общая импортная пошлина, которая для легких коммерческих автомобилей составляет в данный момент 10 %.
Таким образом, во второй главе были рассмотрены споры между Россией с одной стороны, Украиной и Европейским Союзом — с другой.
В споре между Россией и Украиной последняя не доказала дискриминацию поставок импорта украинских железнодорожных продуктов. Третейская группа признала правомерным отказ России направить в Украину своих инспекторов для проведения сертификации из-за рисков для жизни и здоровья, связанных с ситуацией в области безопасности в Украине. Группа доказала, что снижение объемов импорта украинской железнодорожной продукции в Россию обусловлено иными причинами, нежели действиями Российской Федерации.
Во втором рассматриваемом споре Европейский союз подал против России иск в ВТО по поводу введения антидемпинговых ввозных таможенных пошлин в отношении легких коммерческих автомобилей из Германии и Италии. После проведенный консультаций группа арбитров отклонила большинство обвинений Европейского Союза. Итог данного спора в том, что срок действия антидемпинговой меры в отношении легких коммерческих автомобилей происхождением из Германии и Италии истекал 14 июня 2018 года. Начиная с 15 июня 2018 года, антидемпинговые пошлины больше не применяются. С этого дня на эти LCV продолжит действовать только общая импортная пошлина, которая для легких коммерческих автомобилей составляет в данный момент 10 %.
Литература:
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года [электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/data/2011/11/15/1272897051/ %D0 %93 %D0 %90 %D0 %A2 %D0 %A2–47 %20(rus).pdf
- ICTSD (МЦТУР); пресс-релиз Европейской Комиссии “EU Requests WTO Consultations with Russia concerning Anti-Dumping Duties on Light Commercial Vehicles”, 21 мая 2014 г.; материалы антидемпингового расследования Евразийской экономической комиссии
- Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-1994 // В кн.: Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. М., 2002. С. 146–171
- Механизм разрешения споров URL: http://www.ind.kurganobl.ru/assets/files/WTO/rules_procedures.pdf