Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Каждой жизни присущ свой путь, своя дорога поиска, ошибок и утверждений. Каждый решает возникшие на этом пути препятствия, используя свой опыт.
Выстраивая модель своей самостоятельной жизни, молодые люди опираются на опыт своих родителей и свой собственный. Имея возможность ежедневно, ежеминутно наблюдать разные модели ролевого поведения в семье, семейных отношениях, впитывая в себя семейные и общечеловеческие ценности, является базой формирования общей культуры личности, отражающейся в отношениях человека к самому себе окружающим его людям, миру, семье, фактически так и осуществляется подготовка молодого человека к самостоятельной жизни.
А как быть в тех случаях, когда семьи нет, или образ ее жизни формирует негативные образцы семейного поведения? Вот тогда возникает необходимость и целесообразность в систематической, комплексной и последовательной деятельности по подготовке к самостоятельной жизни.
Каждый день нам, взрослым, приходится принимать решения. Мы делаем это легко, почти автоматически, когда дело касается наших повседневных забот. Ребенок видит и запоминает, кто выдвигает идеи в семье, обсуждаются ли они, как выбираются лучшие, учитывается ли мнения, пожелания всех в семье, в том числе детей.
Находясь в государственном учреждении, ребенок не имеет возможности самостоятельного выбора. За него всегда решают взрослые: воспитатели, учителя, администрация учреждения; когда вставать и ложится спать, чем заниматься после уроков, в какое время садится выполнять домашнее задание, в какой кружок, секцию записаться, даже куда пойти учится после школы порой уже определено взрослыми.
В условиях жесткой регламентации и пошагового контроля у воспитанников Центра нет возможности, а потом и желания, принимать ответственность за происходящее и его последствия на себя.
Выйдя же в самостоятельную жизнь, им придется строить свои семьи, устраиваться на работу, покупать вещи. И далеко не всегда выбор очевиден. Порой приходится жертвовать или делать выбор из нескольких вариантов.
Выпускники государственных учреждений постоянно сталкиваются с рядом проблем: заниженная или завышенная самооценка, проблемы в общении, нежелание самостоятельно решать финансовые проблемы, вопросы трудоустройства, неспособность планировать семейные отношения. Поэтому проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно сложны и актуальны, и решать их нужно так, чтобы выпускники на пороге новой жизни не стали социальными иждивенцами, а могли самостоятельно решать свои проблемы.
Основные проблемы выпускников:
– адаптация личности к новым для нее социально-экономическим условиям;
– проблемы с трудовой мотивацией;
– проблемы с профессиональной ориентацией и профессиональной подготовкой;
– невротические реакции, связанные со сменой стиля жизни;
– межличностные конфликты с новым социальным окружением;
– трудности с достижением социального одобрения.
Сегодня, в современных социально-экономических условиях, как никогда остро встает вопрос о дальнейшей судьбе воспитанников социально-реабилитационных центров. Дети-выпускники, привыкшие к постоянной заботе в центре, находятся на государственном довольствовании и опеке социальных органов защиты, оказываются в ситуации полностью им незнакомой. И в этих обстоятельствах они становятся наиболее уязвимыми. Для общества состояние здоровья детей является одной из наиболее значимых ценностей. При резком изменении качества жизни, зачастую не в лучшую сторону, снижении уровня жизни, изменении стиля жизни и ее уклада именно дети-выпускники первыми теряют способность сохранить соответствующую возрасту устойчивость и потеряться в «новой жизни».
Сопровождение выпускника предполагает веру в его силы и возможность принять самостоятельное оптимальное решение в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение ведет к позитивным результатам в том случае, если оно опирается на деятельность самого выпускника. Сопровождать — не значит вести за руку, решать всегда за него, «обкладывать подушками», оберегать от всех возможных опасностей. Сопровождать — значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, помогать преодолевать возникающие трудности.
Социальная реабилитация выпускников Центра, которая включает в себя комплекс мероприятий по организации социальных связей и функций, восполнения среды для нормального жизнеобеспечения выпускника.
– подготовка к самостоятельной жизни;
– развитие личности и личностного общения;
– профессиональная подготовка через развитие навыков трудовой деятельности;
– оказание помощи в выборе профессии и в последующем трудоустройстве;
– юридическая помощь выпускникам;
– психологическое сопровождение в процессе адаптации в новой обстановке.
Основной целью социализации воспитанников является — заложить у детей фундамент готовности к труду, сделав акцент на формирование у них установки на труд и положительное отношение к нему, а также общетрудовых навыков и умений, через формирование навыков самообслуживания, СБО, творческое развитие личности, профессиональное самоопределение, здоровый образ жизни.
Рассматривая выпускника как человека, который входит в самостоятельную жизнь и владеет основным набором социальных знаний и умений, необходимых во взрослой жизни, мы включили в коррекционно-воспитательную программу следующие образовательные блоки:
– «Я и мои права»
– «Патриоты России»
– «В мире художественного слова»
– «Природа и мы»
– «Основы безопасности жизнедеятельности»
– «Социально бытовая ориентировка»
– «Каникулы»
– «Праздничные и памятные даты»
– «В мире профессий»
– «Этика поведения»
– «В мире художественного слова»
Приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива МКУ СРЦН «Полярная звезда» является — подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
Окружающая среда способна подавлять или ускорять действия человека, она является источником информации для человека. Самая неблагоприятная среда — пустая, бессодержательная среда.
В Центре придаётся большое значение созданию развивающей среды. Одним из важных её составляющих является — система дополнительного образования.
– коррекция недоразвития личностных особенностей детей посредством занятий в кружках и секциях Центра;
– профориентация старших воспитанников;
– формирование навыков и умений, пригодных в самообслуживании;
– трудовая подготовка воспитанников;
– воспитание у подростков личностных качеств, необходимых труженику (трудолюбия, бережливости, самостоятельности, аккуратности, дисциплинированности, взаимопомощи, умения планировать свою работу т. д.);
– подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
В Центре работают кружки и секций эстетической, трудовой и спортивной направленности целью которых является осуществление всестороннего развития воспитанников.
Кружки эстетической направленности («Музыкальный серпантин», студия «Рисунок»)
Цель: Коррекция недостатков развития детей с особенностями в развитии посредством эстетического воспитания. Развитие творческих способностей, эмоциональной сферы воспитанников, способствование их духовному росту. Формирование интереса к художественно-творческой деятельности
Кружки спортивной направленности отделения ОФОР (Оздоровительное плавание, Спортивные игры, Подвижные игры)
Цель: физическое развитие воспитанников, привитие привычки к здоровому образу жизни. Развитие волевых качеств личности детей.
Кружки трудовой направленности (СБО)
Цель: формирование у воспитанников различных умений, которые должны стать основой начальной допрофессиональной подготовки. Выявление и развитие способностей и склонностей воспитанников.
Созданные программы воспитателей соответствуют строгим требованиям к их структуре и содержанию, потребностям учреждения, и направлены на:
– создание условий для развития личности ребенка;
– развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
– целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
– взаимодействие воспитателей с другими специалистами Центра.
В своей работе с воспитанниками я использую следующие программы: «Профессия», «Социально-бытовая ориентировка», «Этика –душа человека», «Сбереги себя сам», «Наш выбор здоровье», «Трудовое воспитание, как ведущий фактор социализации подростков», «Воспитание культуры общения и межличностных отношений, «Патриотическое воспитание».
Педагоги Центра участвуют в создании копилки разработок занятий по направлениям: полоролевое воспитание, подготовка к семейной жизни, общение, социально-бытовая ориентировка, экономическое воспитание, ЗОЖ, правовое воспитание и др.
К моменту выпуска из Центра у воспитанников должны быть сформированы компетенции по основным критериям, определяющим их готовность к самостоятельной жизни.
Сфера социальных контактов и способы ориентации и поведения ребенка-сироты в социальной среде — это своего рода интегральный показатель успешности всей деятельности педагогического коллектива. То, насколько ребенок успешен в этой сфере, обусловлено и уровнем его интеллектуального развития, и устойчивостью его эмоционально-волевой сферы, и сформированностью его личностных структур.
Литература:
- https://refdb.ru/look/2486875.html