Сначала давайте разберемся, что подразумевается под понятием «когнитивное развитие». Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — формирование всех сторон мыслительных процессов, таких как: память, восприятие, решение задач, формирование понятий, логика и воображение. Доктрина когнитивного развития была разработана швейцарским философом и специалистом по психологии Жаном Пиаже. Его эпистемологическая доктрина определила многообразие базовых понятий в области психологии развития, а также исследует уровень разумности, который, по Пиаже, означает способность более точно отражать внешнее окружение и реализовать закономерные операции над видами концепций, образующихся в содействии с внешней средой. Доктрина трактует происхождение и строение схем — схем восприятия вселенной — в «стадии развития», времени, когда малыши получают новейшие приемы понимания информации в мозге. Доктрина является «конструктивисткой», идея в том, что, в различие от нативистских доктрин (которые обрисовывают когнитивные изменения как поэтапное обретение познания через навык), она доказывает, что мы индивидуально конструируем наши когнитивные возможности через свою деятельность в окружающем нас мире.
Изучая работу устройства мозга человека, ученые-физиологи, обнаружили такой факт: для когнитивного развития малышей, требуется яркая информация, т. е. такая информация, которая исходит от органов чувств совместно с движением и личностно-эмоциональными переживаниями.
Гениальный российский ученый-физиолог И. П. Павлов, разработчик науки о высочайшей нервной деятельности считал, что каждая идея завершается движением. Он пояснял это тем, что в итоге перемещения во время мыслительной работы создаются нейронные сети, которые позволяют усвоить новые познания. В ходе этого процесса происходит выделение особенных веществ, способствующих изменению нервной сети.
Другой ученый — врач нейрофизиологических наук и профессионал в области образования К. Ханнафорд, в книге «Мудрое движение» писал: «Серьезно укоренилось в нашем обществе неверное понятие о том, что разум и тело — это раздельные проявления и таким образом, движения вообще не связаны с интеллектом… Это связано с филистерским взором на тело: телесные функции, чувства и впечатления, которые сопутствуют по жизни, считаются больше невысокими, наименее человечными, ежели интеллект… Будто значимость тела должна быть для того чтобы «переносить» мозг с одного места на другое и таким способом гарантировать его весомую работу… Но не все мышление и учение сконцентрировано только лишь в голове. Иначе, наш организм, физические упражнения с детского возраста и в течение всей жизни играют самую важную роль в образовании сети нервных клеток, считается итогом учения». По этой причине, так проблематично когнитивное развитие ребят с ограниченными возможностями.
Говоря об особенностях и возможностях развития детей с ТМНР, давайте уточним, что определяет этот термин.
У таких детей наблюдается выраженный недостаток когнитивного развития в сочетании с нарушениями двигательной активности. У рассматриваемой категории ребят страдает интеллект, коммуникация и речь, сенсорная сфера, моторика, нарушена сенсомоторная координация, они не могут точно и быстро начать движение, изменять ритм и темп движения.
Таким образом, именно двигательные нарушения у ребенка с ТМНР являются базовой частью основного дефекта и формируются теми же механизмами, что и основной дефект.
В настоящее время самой актуальной проблемой специалистов, работающих с данным контингентом, является организация и реализация коррекционно-развивающей работы по изменению кинетических и кинестетических чувств и восприятия детей с ТМНР.
Кинетическое и кинестетическое развитие детей с ТМНР так же важно, как и развитие зрения, слуха. Однако мы можем только предполагать, какого предельного значения может достичь ребенок с ТМНР в каждой из этих сфер. Допустим, что вероятнее всего развитие будет минимальным, и он не научиться разговаривать, сам себя обслуживать, ходить. Поэтому сложилось такое мнение до последнего времени, что именно таких детей бессмысленно учить чему-либо.
Невзирая на данную догму, практика сотрудников, работающих с данной категорией детей, убеждает нас в том, что не бывает детей, которые чему- либо не научились. Каждый ребенок способен к развитию, если ему оказывать помощь. Поэтому очень важно научить детей взаимодействию и общению с окружающими его людьми. Так же необходимо объяснить данному ребенку, что он сам имеет возможность своей активностью влиять на окружающий вокруг его мир. В связи с этим довольно принципиально для ребят с ТМНР изменение кинестетических и кинетических чувств и двигательной активности.
Гениальный российский ученый И. М. Семенов считал, что собственно «мышечное чувство» считается не только вектором направления движения, но и психологическим фактором пространственного мышления, понимание времени, предметных суждений и выводов, что наиболее придает значимость кинестетических чувств в психологической работе людей.
Кинестетическое чувство требуется ребенку для определения информации о перемещении и положении его личного тела в пространстве. Появляется оно при раздражении проприоцепторов (периферических составляющих сенсорных органов), находящихся в сухожилиях, мышцах, связках и суставах. Далее на базе кинестетической чувствительности и складываются меж-сенсорные связи, а именно: зрительно-двигательные, двигательно-моторные, слухо-моторные, кожно-кинестетические, тактильно-двигательные и т. д.
Формирование кинестетической чувствительности без сомнения не рассматривается, без кинетического фактора развития ребят. Кинетика — это комплекс телодвижений, которыми пользуется индивид в ходе общения. Она исследует поведение человека в его невербальных проявлениях, к ним относятся: пантомимика, мимика, выразительность и проявления эмоций, переживаний.
Формирование и изменение кинестетических и кинетических чувств восполняет нарушенное зрение или же слух у ребят с ТМНР. Это зависит от того, что данный вид чувств, по определению И. М. Сеченова, выступает в облике «мышечного чувства» и имеет возможность кардинально обостряться при особой тренировке, в процессе которой формируется осознанное телодвижение характерной по скорости, ритму и силе.
Ведущей целью преподавателей, работающих с ребятами этой категории, считается процесс наибольшей инициативности и самостоятельности ребят с ТМНР в течения дня, а еще развитие способностей общения с окружающими их людьми методом нетрадиционной коммуникации, основанной на сохранных функциях. Вследствие этого коррекционные занятия с ребятами по развитию кинестетического и кинетического восприятия ориентированы на осознанное выполнение ребятами телодвижений, на развитие у них приемов контроля и самоконтроля за своими движениями.
При подборе и проведении коррекционно-развивающих занятий нужно принимать во внимание, собственно, что кинестетические чувства плотно связаны с работой периферических отделов анализаторов и рецепторов, находящихся на кожаном покрове тела, воспринимающих раздражения из окружающей среды. Это очень отчетливо выражается в осязании, которое сочетает кинестетические и кожные ощущения, при которых важную функцию играют вестибулярный, слуховой, зрительный и иные анализаторы.
В сравнении с нормально развивающимися сверстниками формирование точности телодвижений, овладение способностями контроля и самоконтроля у ребят с ТМНР выполняются в более длительном промежутке времени, в течение длительных занятий с многочисленными повторениями. Для формирования двигательной способности особых ребят требуется проведение особых упражнений. И главным способом работы с данными ребятами является способ стимуляции: тактильно-двигательный, зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и т. д.
При этом в начале работы целенаправленно применять способ пассивной стимуляции, и лишь только потом способ активной стимуляции; которая будет содействовать привыканию малыша в данном месте и его большей уверенностью к изучению внешней среды, а еще увеличению его динамической и статической выносливости, работоспособности. Его телодвижения в данном случае будут работать в роли рабочего инструмента в понимание предметов, их качеств и явлений внешней среды. А управление своим организмом усилит детей с ТМНР гораздо быстрее и точнее чувствовать все влияния внешней среды и безошибочно понимать их.
Следовательно, из выше сказанного, делаем вывод. Кинетическое и кинестетическое развитие находится в концепции формирования когнитивного развития ребят с ТМНР.
Литература:
- Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно — методические материалы. М. — Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 г.]
- Воробьева Е. А., к. п. н. Семенович А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции. — М., 1998 г.]
- Малер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. М., «Аркти», 2006 г.]
- Миненкова, И. Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И. Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С. Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007 г.]
- Нет необучаемых детей! Книга о раннем вмешательстве. Под ред. Е. В. Кожевниковой, Е. В. Клочковой С — П., «Каро», 2007 г.]
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой, М., «Просвещение» 2003 г.]