Влияние занятий традиционными ремеслами на формирование личностных качеств учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 08.07.2019

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Рассохин, А. А. Влияние занятий традиционными ремеслами на формирование личностных качеств учащихся / А. А. Рассохин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 277-281. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61428/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассмотрено исследование влияния занятий традиционными ремеслами на формирование личностных качеств учащихся.

Ключевые слова: традиционные ремесла, личностные качества, эмпатия, стрессоустойчивость, креативность, агрессивность.

Традиционные ремесла являются важной частью культуры народов России. Занятия традиционными ремеслами способствуют процессу приобщения учащихся к изучению истории нашего государства и традиций наших предков. Благодаря занятиям традиционными ремеслами выполняется важная педагогическая задача — поддержание и развитие интереса обучающихся к познанию мира и приобщение молодого поколения к культурному наследию.

Большинство исследователей рассматривают проблему влияния внеурочной и кружковой деятельности на эффективность обучения и развитие таких качеств личности, как патриотизм, целеустремленность, но никто не обращал внимания на изучение влияния занятий в кружке берестоплетения на формирование таких личностных качеств как эмпатия, креативность, стрессоустойчивость, агрессивность, хотя именно эти качества являются наиболее актуальными в современном мире

Далее рассмотрим, каким образом повлияли занятия в кружке берестоплетения на формирование личностных качеств учащихся.

Во время прохождения педагогической практики была разработана и реализована программа кружка, рассчитанная на 28 часов. Занятия кружка проводились с учащимися экспериментальной группы, в которую вошли желающие заниматься берестоплетением в количестве 21 человека. Занятия носили доброжелательный характер, на каждом из них реализовывались поставленные задачи и цели. Это было достигнуто благодаря желанию детей заниматься и посещать кружок. В коллективе сложилась дружеская атмосфера, отмечалось, что учащиеся не раз помогали друг-другу, решали совместно поставленные задачи, много общались и продолжили развитие своих доброжелательных отношений после реализации программы кружка. После реализации программы занятий кружка по берестоплетению, которая включила в себя 14 занятий по 2 часа было проведено повторное тестирование и определены уровни развития личностных качеств учащихся в контрольной и экспериментальной группах После реализации программы кружка отмечено увеличение числа учащихся с высоким уровнем развития эмпатии, а также отмечается тенденция к снижению количества респондентов в экспериментальной группе с низким уровнем развития эмпатии.

Для наглядности на рисунке 1 представлены результаты диагностики уровня развития эмпатии у учащихся в экспериментальной группе до и после реализации программы кружка.

Рис. 1. Результаты исследования уровня эмпатии в экспериментальной группе до и после реализации программы кружка: 1 — Результаты исследования эмпатии в экспериментальной группе до реализации программы кружка; 2 — Результаты исследования эмпатии в экспериментальной группе после реализации программы кружка

Исходя из анализа диаграммы на рисунке 1 можно отметить значительные изменения в показателях уровня развития эмпатии в экспериментальной группе после реализации программы кружка. Отмечается рост в показателях уровня развития эмпатии, характеризуемого, как высокий, а также уменьшение количества респондентов с низким уровнем развития эмпатии.

Для большей наглядности на рисунке 2 представлена диаграмма, в которой отображены результаты диагностики уровня развития эмпатии в экспериментальной и контрольной группе после реализации программы кружка. Из данного рисунка видна разница между показателями экспериментальной и контрольной группы после реализации программы кружка, в контрольной группе не отмечается существенных изменений в уровнях развития эмпатии.

Рис. 2. Результаты исследований уровня эмпатии в экспериментальной и контрольной групп после реализации программы кружка: 1 — Результаты исследования эмпатии в экспериментальной группе после реализации программы кружка; 2 — Результаты исследования эмпатии в контрольной группе после реализации программы кружка

На рисунке 3 отмечены результаты диагностики уровня агрессивности первичного и повторного тестирования для экспериментальной группы.

Рис. 3. Результаты исследований уровней агрессивности в экспериментальной группе до и после реализации программы кружка: 1 — Результаты исследования в экспериментальной до реализации программы кружка; 2 — Результаты исследования в экспериментальной группе после реализации программы кружка

Для наглядности изменения в уровнях агрессивности в экспериментальной группе после реализации программы кружка на рисунке 4 представлена диаграмма для обеих групп, на которой отмечены результаты повторной диагностики развития уровня агрессивности. Наблюдается значительная разница в показателях уровня развития агрессивности для экспериментальной группы над показателями развития данного качества для контрольной группы, уровень развития данного качества существенно снизился в группе учащихся, которые занимались в кружке берестоплетения.

Рис. 4. Результаты исследования уровней агрессивности в экспериментальной и контрольной группах после реализации программы кружка: 1 — Результаты исследования в экспериментальной группе при повторном тестировании; 2 — Результаты исследования в контрольной группе при повторном тестировании

На рисунке 5 продемонстрированы результаты исследований уровня креативности в экспериментальной группе до и после реализации программы кружка.

Рис. 5. Результаты исследований уровня креативности в экспериментальной до и после реализации программы кружка: 1 — Результаты исследования в экспериментальной группе до реализации программы кружка; 2 — Результаты исследования в экспериментальной группе после реализации программы кружка

Отмечается значительное изменение в уровнях креативности для экспериментальной группы после реализации программы кружка. Увеличился процент респондентов данной группы с высоким уровнем развития креативности. Для большей наглядности на рисунке 6 представлены результаты исследований развития уровня креативности в экспериментальной и контрольной группе после реализации программы кружка. Повторим, что для экспериментальной группы, в которой производилась реализация разработанной программы кружка, характерно изменение в уровне процента респондентов, с высоким уровнем развития креативности, а для контрольной группы данный показатель наглядных изменений практически не имеет.

Рис. 6. Результаты исследований уровня развития креативности в экспериментальной и контрольной группах после реализации программы кружка: 1 — Результаты исследования в экспериментальной группе после реализации программы кружка; 2 — Результаты исследования в контрольной группе после реализации программы кружка

На рисунке 7 отображены результаты диагностики уровня стрессоустойчивости для экспериментальной группы до и после реализации программы кружка.

Рис. 7. Результаты исследований уровня стрессоустойчивости в экспериментальной группе до и после реализации программы кружка: 1 — Результаты исследования в экспериментальной группе до реализации программы кружка; 2 — Результаты исследования в экспериментальной группе после реализации программы кружка

На рисунке 8 отображены результаты сравнительного анализа результатов контрольной и экспериментальной группы.

Рис. 8. Результаты исследований уровня стрессоустойчивости в экспериментальной и контрольной группах после реализации программы кружка: 1 — Результаты повторного тестирования в экспериментальной группе; 2 — Результаты повторного тестирования в контрольной группе

Анализируя данную диаграмму, можно отметить, что изменения в уровнях развития стрессоустойчивости произошли в экспериментальной группе, показатели контрольной группы с момента первичной диагностики существенных изменений не претерпели.

Следует отметить, что для экспериментальной группы характерно изменение в показателя высокого уровня стрессоустойчивости, он вырос с момента первичной диагностики, также отметим, что вырос процент респондентов в экспериментальной групп с уровнем стрессоустойчивости, описываемым, как средний, что является положительным фактором. отображены результаты сравнительного анализа результатов контрольной и экспериментальной группы по уровню развития стрессоустойчивости.

Литература:

1. Басова, А. Г. Формирование эмпатии [Электронный журнал] // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 631–633. — Режим Доступа: https://moluch.ru/archive/52/6898/, свободный (дата обращения: 09.05.2019). — Загл. с экрана.

2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]: избр. психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. Акад. образования, Моск. Психол. — соц. ин-т. — 3-е изд. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с.

3. Варданян, Б. Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости [Текст]: учебник / Б. Х. Варданян. — М.: Наука, 2008. — С. 242–243.

4. Захарова, О. Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе [Электронный ресурс]: / О. Г. Захарова. СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 15–17. Режим доступа — https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/, свободный (дата обращения: 09.05.2019) — Загл. с экрана.

5. Катунин, А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А. П. Катунин // Молодой ученый. — 2012. — № 9. С. 243–246.

6. Конин, Д. А. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: исследовательские и терапевтические стратегии: [Текст] / Д. А. Конин. — М.: ОЛМА — Пресс, 2005. -286 с.

Основные термины (генерируются автоматически): реализация программы кружка, экспериментальная группа, контрольная группа, повторное тестирование, уровень развития, кружок берестоплетения, личностное качество учащихся, уровень агрессивности, уровень креативности, уровень развития эмпатии.


Похожие статьи

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей занимающихся

В статье рассматривается и обосновывается влияние занятий спортивными играми на индивидуально-психологические особенности личности занимающихся. Автор исследования выявил, что занятия спортивными играми предопределили статистически значимое влияние н...

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Игра как фактор развития познавательных процессов в ранней профессионализации младших школьников

Статья посвящена проблеме развития познавательных процессов у младших школьников. Рассматривается важное значение игр в развитии познавательных процессов у младших школьников. Показано, что ранняя профессионализация с использованием игр может оказать...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...

Формирование педагогических способностей будущего учителя начальных классов

В данной статье раскрывается понятие педагогических способностей, условия формирования педагогических способностей. Также приводится опыт использования деловых игр для формирования педагогических способностей будущего учителя начальных классов.

Активизация учебно-познавательного интереса молодежи

В статье рассматривается проблема активизации учебно-познавательной деятельности молодежи, а также возможные пути повышения заинтересованности студентов.

Профориентационные занятия как фактор повышения психологической готовности к самоопределению старших школьников

В работе описаны результаты исследования по проблеме профориентационных занятий, как фактора повышения психологической готовности.

Похожие статьи

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей занимающихся

В статье рассматривается и обосновывается влияние занятий спортивными играми на индивидуально-психологические особенности личности занимающихся. Автор исследования выявил, что занятия спортивными играми предопределили статистически значимое влияние н...

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Игра как фактор развития познавательных процессов в ранней профессионализации младших школьников

Статья посвящена проблеме развития познавательных процессов у младших школьников. Рассматривается важное значение игр в развитии познавательных процессов у младших школьников. Показано, что ранняя профессионализация с использованием игр может оказать...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...

Формирование педагогических способностей будущего учителя начальных классов

В данной статье раскрывается понятие педагогических способностей, условия формирования педагогических способностей. Также приводится опыт использования деловых игр для формирования педагогических способностей будущего учителя начальных классов.

Активизация учебно-познавательного интереса молодежи

В статье рассматривается проблема активизации учебно-познавательной деятельности молодежи, а также возможные пути повышения заинтересованности студентов.

Профориентационные занятия как фактор повышения психологической готовности к самоопределению старших школьников

В работе описаны результаты исследования по проблеме профориентационных занятий, как фактора повышения психологической готовности.

Задать вопрос