В данной статье рассмотрено исследование влияния занятий традиционными ремеслами на формирование личностных качеств учащихся.
Ключевые слова: традиционные ремесла, личностные качества, эмпатия, стрессоустойчивость, креативность, агрессивность.
Традиционные ремесла являются важной частью культуры народов России. Занятия традиционными ремеслами способствуют процессу приобщения учащихся к изучению истории нашего государства и традиций наших предков. Благодаря занятиям традиционными ремеслами выполняется важная педагогическая задача — поддержание и развитие интереса обучающихся к познанию мира и приобщение молодого поколения к культурному наследию.
Большинство исследователей рассматривают проблему влияния внеурочной и кружковой деятельности на эффективность обучения и развитие таких качеств личности, как патриотизм, целеустремленность, но никто не обращал внимания на изучение влияния занятий в кружке берестоплетения на формирование таких личностных качеств как эмпатия, креативность, стрессоустойчивость, агрессивность, хотя именно эти качества являются наиболее актуальными в современном мире
Далее рассмотрим, каким образом повлияли занятия в кружке берестоплетения на формирование личностных качеств учащихся.
Во время прохождения педагогической практики была разработана и реализована программа кружка, рассчитанная на 28 часов. Занятия кружка проводились с учащимися экспериментальной группы, в которую вошли желающие заниматься берестоплетением в количестве 21 человека. Занятия носили доброжелательный характер, на каждом из них реализовывались поставленные задачи и цели. Это было достигнуто благодаря желанию детей заниматься и посещать кружок. В коллективе сложилась дружеская атмосфера, отмечалось, что учащиеся не раз помогали друг-другу, решали совместно поставленные задачи, много общались и продолжили развитие своих доброжелательных отношений после реализации программы кружка. После реализации программы занятий кружка по берестоплетению, которая включила в себя 14 занятий по 2 часа было проведено повторное тестирование и определены уровни развития личностных качеств учащихся в контрольной и экспериментальной группах После реализации программы кружка отмечено увеличение числа учащихся с высоким уровнем развития эмпатии, а также отмечается тенденция к снижению количества респондентов в экспериментальной группе с низким уровнем развития эмпатии.
Для наглядности на рисунке 1 представлены результаты диагностики уровня развития эмпатии у учащихся в экспериментальной группе до и после реализации программы кружка.
Рис. 1. Результаты исследования уровня эмпатии в экспериментальной группе до и после реализации программы кружка: 1 — Результаты исследования эмпатии в экспериментальной группе до реализации программы кружка; 2 — Результаты исследования эмпатии в экспериментальной группе после реализации программы кружка
Исходя из анализа диаграммы на рисунке 1 можно отметить значительные изменения в показателях уровня развития эмпатии в экспериментальной группе после реализации программы кружка. Отмечается рост в показателях уровня развития эмпатии, характеризуемого, как высокий, а также уменьшение количества респондентов с низким уровнем развития эмпатии.
Для большей наглядности на рисунке 2 представлена диаграмма, в которой отображены результаты диагностики уровня развития эмпатии в экспериментальной и контрольной группе после реализации программы кружка. Из данного рисунка видна разница между показателями экспериментальной и контрольной группы после реализации программы кружка, в контрольной группе не отмечается существенных изменений в уровнях развития эмпатии.
Рис. 2. Результаты исследований уровня эмпатии в экспериментальной и контрольной групп после реализации программы кружка: 1 — Результаты исследования эмпатии в экспериментальной группе после реализации программы кружка; 2 — Результаты исследования эмпатии в контрольной группе после реализации программы кружка
На рисунке 3 отмечены результаты диагностики уровня агрессивности первичного и повторного тестирования для экспериментальной группы.
Рис. 3. Результаты исследований уровней агрессивности в экспериментальной группе до и после реализации программы кружка: 1 — Результаты исследования в экспериментальной до реализации программы кружка; 2 — Результаты исследования в экспериментальной группе после реализации программы кружка
Для наглядности изменения в уровнях агрессивности в экспериментальной группе после реализации программы кружка на рисунке 4 представлена диаграмма для обеих групп, на которой отмечены результаты повторной диагностики развития уровня агрессивности. Наблюдается значительная разница в показателях уровня развития агрессивности для экспериментальной группы над показателями развития данного качества для контрольной группы, уровень развития данного качества существенно снизился в группе учащихся, которые занимались в кружке берестоплетения.
Рис. 4. Результаты исследования уровней агрессивности в экспериментальной и контрольной группах после реализации программы кружка: 1 — Результаты исследования в экспериментальной группе при повторном тестировании; 2 — Результаты исследования в контрольной группе при повторном тестировании
На рисунке 5 продемонстрированы результаты исследований уровня креативности в экспериментальной группе до и после реализации программы кружка.
Рис. 5. Результаты исследований уровня креативности в экспериментальной до и после реализации программы кружка: 1 — Результаты исследования в экспериментальной группе до реализации программы кружка; 2 — Результаты исследования в экспериментальной группе после реализации программы кружка
Отмечается значительное изменение в уровнях креативности для экспериментальной группы после реализации программы кружка. Увеличился процент респондентов данной группы с высоким уровнем развития креативности. Для большей наглядности на рисунке 6 представлены результаты исследований развития уровня креативности в экспериментальной и контрольной группе после реализации программы кружка. Повторим, что для экспериментальной группы, в которой производилась реализация разработанной программы кружка, характерно изменение в уровне процента респондентов, с высоким уровнем развития креативности, а для контрольной группы данный показатель наглядных изменений практически не имеет.
Рис. 6. Результаты исследований уровня развития креативности в экспериментальной и контрольной группах после реализации программы кружка: 1 — Результаты исследования в экспериментальной группе после реализации программы кружка; 2 — Результаты исследования в контрольной группе после реализации программы кружка
На рисунке 7 отображены результаты диагностики уровня стрессоустойчивости для экспериментальной группы до и после реализации программы кружка.
Рис. 7. Результаты исследований уровня стрессоустойчивости в экспериментальной группе до и после реализации программы кружка: 1 — Результаты исследования в экспериментальной группе до реализации программы кружка; 2 — Результаты исследования в экспериментальной группе после реализации программы кружка
На рисунке 8 отображены результаты сравнительного анализа результатов контрольной и экспериментальной группы.
Рис. 8. Результаты исследований уровня стрессоустойчивости в экспериментальной и контрольной группах после реализации программы кружка: 1 — Результаты повторного тестирования в экспериментальной группе; 2 — Результаты повторного тестирования в контрольной группе
Анализируя данную диаграмму, можно отметить, что изменения в уровнях развития стрессоустойчивости произошли в экспериментальной группе, показатели контрольной группы с момента первичной диагностики существенных изменений не претерпели.
Следует отметить, что для экспериментальной группы характерно изменение в показателя высокого уровня стрессоустойчивости, он вырос с момента первичной диагностики, также отметим, что вырос процент респондентов в экспериментальной групп с уровнем стрессоустойчивости, описываемым, как средний, что является положительным фактором. отображены результаты сравнительного анализа результатов контрольной и экспериментальной группы по уровню развития стрессоустойчивости.
Литература:
1. Басова, А. Г. Формирование эмпатии [Электронный журнал] // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 631–633. — Режим Доступа: https://moluch.ru/archive/52/6898/, свободный (дата обращения: 09.05.2019). — Загл. с экрана.
2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]: избр. психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. Акад. образования, Моск. Психол. — соц. ин-т. — 3-е изд. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с.
3. Варданян, Б. Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости [Текст]: учебник / Б. Х. Варданян. — М.: Наука, 2008. — С. 242–243.
4. Захарова, О. Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе [Электронный ресурс]: / О. Г. Захарова. СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 15–17. Режим доступа — https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/, свободный (дата обращения: 09.05.2019) — Загл. с экрана.
5. Катунин, А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А. П. Катунин // Молодой ученый. — 2012. — № 9. С. 243–246.
6. Конин, Д. А. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: исследовательские и терапевтические стратегии: [Текст] / Д. А. Конин. — М.: ОЛМА — Пресс, 2005. -286 с.