Освоение новшества, управление процессом его внедрения в практику работы образовательного учреждения, превращение идеи в нововведение — это одно из важных составляющих инновационной деятельности, которая в настоящее время получила массовое распространение в образовательных учреждениях. Внедрение инноваций — сложный и трудный процесс. Препятствия (барьеры), связанные с внедрением нового разделяют на объективные и субъективные. Последние считаются наиболее существенными. Для успешной инновационной деятельности должны быть созданы условия, позволяющие части педагогов преодолеть: непонимание сущности нового в педагогике; теоретическую отсталость и пренебрежение к педагогической теории; предрасположенность к каким-либо концепциям, методам и неприятие других; стереотипы мышления, педагогическую и психологическую инерцию; излишнюю веру в свои убеждения, переоценку собственных педагогических достижений; отсутствие готовности что-либо менять.
Преодолеть негативные факторы позволяет обучение педагогических кадров. Обучение само по себе относят к технологии нововведений.
Педагогическая инноватика — область научных знаний, объединяющая представления об инновациях, происходящих в образовании; отражает, объясняет и обосновывает изменения, вносимые в образовательную систему как на уровне образовательных теории и концепций, целей и результатов, содержания и технологии, структуры, нормативно-правовой базы, так и в процессы использования новых способов овладения знаниями.
В педагогической инноватике в качестве одного из факторов успешности инновационной деятельности рассматривается многоаспектность подготовки педагогического коллектива. Подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности по освоению и внедрению педагогических новаций в практику работы должна предусматривать три направления: информационное, методическое и психологическое.
Информационное направление (информационная подготовка) ориентировано на информирование педагогического коллектива о смыслах, идеях, сущностных аспектах новшества, создание условий для одобрения и принятия инновации членами педагогического коллектива.
Методическое направление (методическая подготовка) нацелено на обучение педагогического коллектива осуществлять профессиональную деятельность в условиях инновационных изменений.
Психологическое направление (психологическая подготовка)обеспечивает психологическое сопровождение инновационной деятельности
Для реализации данных направлений в СПбКВК создается информационно-методический комплекс, включающий в себя учебный, воспитательный отделы и отдел инновационных образовательных технологий, которые объединяют преподавателей, воспитателей, методистов, педагогов-психологов, инженеров и др.
Информационная подготовка педагогов иформы ее реализации. Информационная подготовка напрямую связана с формированием инновационного педагогического сознания педагогов. Восприятие новшества педагогами происходит поэтапно: восприятие как узнавание о новом; восприятие как формирование образа нового и восприятие как воспринятие — основа для принятия решения об использовании новшества. Для формирования позитивного настроя педагогического коллектива к инновационной деятельности значимо: обеспечение единства целей и ценностей участников преобразований; внимание к анализу потенциальных проблем корпуса; многостороннее информирование об инновации.
В Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе закончено внедрение проекта «Электронный документооборот» на базе облачного сервиса системы OnlyOffice, что позволило воспользоваться практически всеми преимуществами облачных сервисов, сведя к минимуму их отрицательные параметры. В связи с введением в действие закона № 531-ФЗ от 31 декабря 2014 года и вносящего изменения в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следующую поправку — «Технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации», данное внедрение стало особенно актуальным. Внедрение охватило весь коллектив СПбКВК. С 1 сентября 2017 года было проведено обучение всех сотрудников работе с «Электронным документооборотом», а также проводились персональные консультации в течение всего учебного года. За учебный год сотрудниками СПбКВК накоплено информации в виде документов 38,51 Гб.
Рис. 1. График использования Электронного документооборота педагогами
Методическая подготовка педагогов. Это направление ориентировано на обучение педагогического коллектива осуществлению профессиональной деятельности в условиях нововведений, т. е. научить тому, как именно учить по-новому. Она направлена на повышение профессионализма как опытного, так и имеющего небольшой опыт педагога, т. е. имеет личностно-ориентированный характер.
Улучшению методической подготовки педагогов способствует введение в образовательном учреждении как должности методиста, который может не только рассказать о новейших технологиях, но и показать их применение, так и тьюторов, которые стимулируют процессы самосовершенствования педагогов и их мотивацию к непрерывному повышению профессионализма. В рамках этого направления подготовки, большое значение приобретают практические занятия и такая форма их организации, как тренинги. Особенно актуально говорить о таких видах тренингов, как:
– дидактический тренинг, направленный на освоение определенных моделей организации учебного процесса;
– развивающий тренинг — развитие моделей поведения винновационных условиях и их адаптация к индивидуальной профессиональной деятельности;
– креативный тренинг — развитие у педагогов навыков творческого подхода к осваиваемой инновации.
Обучение в форме вариативных тренингов реализовано на уровне методического совета, методических объединений, творческих и инициативных групп педагогов.
Психологическая подготовка кинновационной деятельности
Инновационная деятельность требует дополнительных внутренних ресурсов педагогов: физиологических, психических, психологических, временных и др., поэтому она рассматривается как фактор, утяжеляющий протекание профессиональной деятельности.
В современных психологических исследованиях отмечается, что внедрение инноваций объективно предполагает увеличение личного времени педагогов на их реализацию, увеличение отчетной работы и появление новых компонентов в деятельности учителя, и как следствие, у педагогов, трудно адаптирующихся к условиям инновационного процесса, наблюдается повышенный уровень тревожности, выраженная степень развития хронического утомления, стрессы. Это отражается в их негативном отношении к инновационной деятельности.
Рис. 2
Психологическая подготовка направлена на адаптацию педагогических кадров к условиям инновационной деятельности, стимулирование саморазвития и саморегуляции профессиональной деятельности.
При реализации психологической подготовки большое значение приобретают технологии, называемые психологическими: релаксационные методы (техники релаксации); сенситивные тренинги (тренировка межличностной чувствительности, рефлексии, уверенности в себе и др.).
Рис. 3
Проектируемые ситуации методического ипсихолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
При создании информационно-методического комплекса были спроектированы определенные ситуации, которые легли в основу работы сотрудников СПбКВК.
Реальная ситуация |
Причины несоответствия проектируемой иреальной ситуации |
Идеальная ситуация |
Проектируемая ситуация: Осуществление методистом личностно ориентированного подхода к педагогам, т. е. учет их интересов и потребностей, помощь в решении профессиональных проблем, привлечение к методической работе широкого круга талантливых педагогов |
||
Методисты не всегда учитывают интересы педагогов. Необходимо провести анкетирование для выявления проблем педагогов |
Недостаточный срок работы методистов по обобщению опыта, нет системы отслеживания потребностей педагогов |
Интересы и потребности педагогов учитываются. Методист в работе опирается на руководителей проектов, есть возможность оказать помощь каждому педагогу |
Проектируемая ситуация: Интеграция деятельности методистов, психологов, администрации, социального педагога, классного руководителя, воспитателя, системного инженера для создания службы сопровождения образовательного процесса |
||
Служба сопровождения находится в стадии создания. Разрабатывается структура деятельности работников службы |
Большой объем работ, нужны специалисты для создания службы сопровождения |
Создано положение о службе сопровождения, разработана структура деятельности работников, функционал работников отработан |
Проектируемая ситуация: использование активных форм обучения педагогов, тренингов, деловых игр, обучение педагогов рефлексии |
||
Активные формы обучения педагогов мало используются, нет обучения рефлексии |
Более привержены к традиционным формам обучения педагогов. Недостаточная компетентность работников в использовании активных форм обучения |
Используются активные формы обучения: тренинги, круглые столы, семинары, конференции. Организованы семинары по здоровьесохраняющим технологиям, педагоги обучены рефлексии |
Необходимым условием нормального функционирования педагогической системы кадетского корпуса является формирование высокопрофессионального коллектива методистов — преподавателей — воспитателей. С целью повышения профессиональной компетентности и приобретения практического опыта продолжались занятия в рамках внутрикорпусного обучения с воспитателями и педагогами-организаторами учебных курсов «Образовательные технологии в деятельности воспитателя кадетского корпуса в соответствии с ФГОС». По итогам обучения воспитателям было предложено подготовить выступление на одну из тем: «Образовательная технология в деятельности воспитателя», «Гражданско-патриотическое воспитание кадет», «Воспитательная работа с одаренными кадетами». На зачетном занятии были представлены работы по использованию образовательных технологий на воспитательных мероприятиях — небольшой теоретический материал и полностью разбор технологии на конкретном воспитательном мероприятии.
Информационно-методический комплекс как ресурс инновационной деятельности педагогического коллектива позволит успешно реализовать:
– Поддержку педагогических инициатив, обобщение и распространение передового педагогического опыта
– Обеспечение педагогических кадров информацией о содержании образования, новых технологиях обучения, учебниках и пособиях
– Систему индивидуальных и тематических консультаций по инновационной деятельности
– Разработку курсов повышения квалификации по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс
– Включение педагогов в издательскую деятельность
– Включение педагогов в педагогические конкурсы
– Предоставление возможности педагогам форм, методов методической работы, способствующих включению их в новаторскую деятельность (повышение активности педагогов в разработке образовательных программ, методических объединений, творческих лабораторий, конференций, мастер-классов и др.)
Таким образом. Информационно-методический комплекс позволяет создать условия для эффективного протекания инновационных процессов в образовании на всех этапах — от этапа зарождения идеи до этапа внедрения новшества в массовую практику и замены его другим, более эффективным.
Литература:
- Вестник образования России: сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки России. № 6. — 2010. –С. 67 68
- Кларин М. В. Дидактические характеристики инновационного образования / в сборнике Дидактика в современных социокультурных условиях, место издания ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва, 2015. -с. 267–279