В статье раскрывается специфика одаренности в детском возрасте, указаны признаки одаренности, представлены взгляды отечественных психологов на определение одаренности, роль семьи в жизни одаренного ребенка.
Ключевые слова: детская одаренность, признаки одаренности, одаренность, детский возраст, одаренный ребенок, роль семьи, психическое развитие, способности.
Одаренность — это системное качество психики человека, которое развивается на протяжении всей жизни, оно в свою очередь определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных) результатов в одном определенном или нескольких видах деятельности в сравнении с другими людьми.
Б. М. Теплов определил одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешной конкретной деятельности.
С. Л. Рубинштейн отмечал тесную связь одаренности со специальными способностями, он утверждал, что одаренность не отождествима с качеством одной из функций — хотя бы даже с мышлением. Определяя одаренность, С. Л. Рубинштейн утверждал, что одаренность является функцией личности, выражает внутренние возможности личности, являющиеся результатом ее развития, при этом он подчеркивал, что одаренность не сводится к простой сумме специальных способностей, но одновременно одаренность не есть нечто внешнее по отношению к специальным способностям. «Существуют не только специальные способности, но и общая одаренность, однако не вне, а внутри специальных способностей; общее не сводимо к частному, но оно существует не отдельно от частного, а в нем» [1].
Качественно-своеобразное сочетание способностей, которые рассматриваются как свойства функциональных систем, и которые реализуют отдельные психические функции, будут считаться природной одаренностью индивида.
В свою очередь, из качественно-своеобразного сочетания способностей субъекта деятельности, будем иметь одаренность субъекта деятельности.
Из качественно-своеобразного сочетания способностей личности происходит одаренность личности.
На всех трех уровнях одаренность выступает как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности, как системное качество. Как и способности, одаренность имеет индивидуальную меру выраженности, определяемую как способностями, входящими в одаренность, так и взаимодействием способностей, их связями [4].
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями определенном виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень и характер развития одаренности — это результат тесного взаимодействия наследственности, а именно природных задатков и социальной среды, который в свою очередь опосредован деятельностью человека, например игровой, учебной, трудовой. При этом особую роль играет личная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития и развития личности, которые лежат в формировании и реализации индивидуального дара.
Детский возраст — это важный период становления способностей и самой личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Объем интеграции определяют особенности формирования и зрелость одаренности. Поступательность этого процесса, его прогресс или регресс устанавливают динамику развития одаренности.
Одаренность ребенка обычно проявляется в его успешности в определенном виде деятельности, которая носит стихийный характер проявления. Чаще всего, одаренные дети не всегда ставят своей задачей демонстрировать свои достижения перед окружающими. Например, ребенок, который пишет собственные рассказы, стихотворения, может не раскрывать свой интерес окружающим.
Возрастные особенности и признаки одаренности ребенка часто можно не различить одно от другого. По мнению известного психолога Н. С. Лейтеса, каждый нормально развивающийся ребенок дошкольного возраста проявляет признаки одаренности: дети этого возраста легко осваивают родной и иностранные языки, у них богатейшая фантазия, они креативны, задают множество необычных вопросов. Поэтому бессмысленно ставить вопрос о «раннем выявлении одаренности» в дошкольном возрасте, ранняя специализация в развитии способностей крайне опасна. С некоторой долей условности можно сказать, что в начальной школе дети проявляют признаки одаренности в изобразительно-художественной деятельности. Подростки — это деятели, на первый план у них выходят признаки социальной одаренности. Ученики старшей школы — исследователи, в этом возрасте молодые люди начинают понимать, что вокруг них огромный непознанный мир, их начинают интересовать глобальные вопросы: устройство вселенной, происхождение жизни, добро и зло [2].
Можно сделать вывод, что не стоит судить об одаренности ребенка лишь по его школьной или внешкольной деятельности.
Специфика одаренности в детском возрасте:
– детская одаренность в большинстве своем выглядит как выражение закономерных связей его возрастного развития, стоит учитывать во внимание, что каждая определенная возрастная периодизация имеет свои конкретные предпосылки для развития способностей у ребенка;
– чрезвычайно сложно прогнозировать и диагностировать одаренность у ребенка, так как под влиянием смены возрастных периодов, семейного воспитания, образования и т. п. может происходить «стихание» признаков одаренности у ребенка;
– нередко динамика формирования детской одаренности проявляется в виде неравномерного развития психики. По одним признакам ребенок может распознаваться как одаренный, но по другим — как отстающий в психическом развитии;
– ребенок может быть обученным в высокой степени (по сравнению со сверстниками, одноклассниками), благодаря более благоприятным условиям его жизни, в связи с чем может возникнуть сложность с распознаванием одаренности и различение от обученности.
Даже самые выдающиеся способности одаренного ребенка не являются прямым и достаточным показателем его высоких достижений в будущем.
Признаки одаренности, как правило, будут проявляться в текущей деятельности ребенка и могут диагностироваться на уровне наблюдения за характером, типом, принципов действий данного ребенка. Признаки явной одаренности указаны в определении одаренности и всегда связаны с высоким уровнем выполнения определенного вида деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка:
– наличие нестандартных стратегий в своей деятельности, а именно: быстрый темп освоение деятельности, высокий уровень успешности выполнения деятельности, применение новых способов деятельности в условиях поиска решения задач деятельности
– существование индивидуального стиля деятельности, который выражается в стремлении все делать по-своему
– специфический принцип организации знаний, с высокой структурированностью способности видеть предмет в системе разных связях
– оригинальный тип обучаемости, который способен проявляться и в высокой скорости и легкости обучения, и в замедленном темпе обучения
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка возможно классифицировать по следующим признакам:
– высокий уровень избирательной чувствительности к конкретным сторонам предметной действительности
– особая потребность в познании
– крайне высокое увлечение определенным предметом
– острая необходимость (желание, потребность) в противоречивой, нестандартной и неопределенной информации, отрицание стандартной и типичной информации
– строгая требовательность к результатам своего труда
Говоря об одаренности ребенка, важную роль играет семья, в которой он воспитывается. Высокие познавательные интересы членов семьи способствуют развитию одаренности ребенка. Такие родители, при общении с ребенком выходят за круг обыденных (бытовых, повседневных) проблем, в их общении на ранних этапах представляется совместная познавательная деятельность, например, общие игры, совместная работа с литературой, компьютером, информационными технологиями, познавательные прогулки, обсуждение различного рода проблем и задач. Такого рода общие познавательные интересы родителей и детей объединяют их и формируют дружеские, доверительные отношения в семье, что благоприятно сказывается на внутрисемейном климате.
Отношение к школьному обучению у родителей одаренных детей не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка всегда приоритетнее, чем полученные ребенком отметки сами по себе.
В таких семьях между детьми и родителями определяется меньшая дистанция, наличие которой может носить не только позитивные, но иногда и негативные моменты.
Зачастую, в семьях одаренных детей явно наблюдается высокая ценность образования, при этом довольно часто образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка.
Главная особенность семьи любого одаренного ребенка — это необычно высокое внимание к своему ребенку, часто жизнь всей семьи сосредоточена на нем.
Психолог В. Г. Белинский про одаренных детей говорил так: «Они на все смотрят как-то особенно оригинально, во всем видят именно то, что без них никто не видит, а после них все видят и все удивляются, что прежде этого не видели».
Литература:
1. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М.: Учпедгиз, 1935. 481 с.
2. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. С.-Пб.: Питер, 2002. 272 с.
3. Шадриков В. Д. Психология способностей. Хрестоматия. М.: 2008.
4. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.