Психологическое благополучие школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования приобретает все большую актуальность в связи с все большим включением детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. Успешное включение школьника с ОВЗ в образовательный процесс подразумевает создание специальных условий, одной из задач которых является создание высокого уровня психологического благополучия у школьников с ОВЗ.
Исследования, посвящённые сравнению уровня психологического благополучия у школьников с нарушениями развития и их нормотипичных сверстников, показали связь жизненных обстоятельств и личностного потенциала. Так, школьники с выраженным нарушением слуха демонстрируют значительно меньшую удовлетворённость жизнью по сравнению с нормотипичными сверстниками. При этом, школьники с нарушением интеллекта демонстрируют такую же удовлетворённость жизнью, как и школьники с сохранным интеллектом.
Важным фактором, влияющим на психологическое благополучие школьников, является поддержка семьи, друзей и одноклассников. К социально — психологическим факторам психологического благополучия в школе относятся: открытость и доверительность межличностных взаимосвязей; чувство значимости в коллективе, семейная поддержка отношений с людьми и видов деятельности детей за границами семьи.
Другими факторами школьной среды, положительно связанными с удовлетворённостью жизнью, являются наличие внеклассных мероприятий и чувства привязанности учащихся к своей школе. Включённость в коллектив класса, положительные отношения со сверстниками представляют собой социально — психологическую переменную, которая взаимосвязана с высокой удовлетворённостью жизнью.
Как правило, школьники, имеющие высокий уровень психологического благополучия, имеют высокий уровень привязанности к одноклассникам. Чем более отчуждённо школьник чувствует себя в классе, тем больше вероятность его негативного поведения и тем ниже уровень психологического благополучия этого ученика.
Таким образом, психологическое благополучие учащихся является необходимым условием формирования учебной деятельности и становления субъекта. Также психологическое благополучие является важным результатом образовательного процесса; оно является неотъемлемой стороной процесса формирования мотивации личности; на индивидуальном уровне зависит от социального контекста, успешности взаимодействия с учителями и сверстниками.
Всё вышесказанное подтверждает необходимость повышения уровня психологического благополучия школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования для более успешного включения их в общеобразовательную среду.
Под созданием условий для психологического благополучия детей с ОВЗ понимается организация таких условий, наиболее благоприятных для развития, которые учитывают индивидуальные особенности, потребности ребенка, создают его психологический комфорт и максимальную включённость в деятельность и среду. Одним из важных условий является взаимодействие ученика с ОВЗ с нормотипичными одноклассниками, другими учениками школы.
Когда дети с ОВЗ находятся в классе со сверстниками, они учатся жить вместе. В общении школьники приобретают способность чувствовать трудности другого, учатся деликатности. Критериями готовности учеников принять детей с ОВЗ являются следующие: высокий уровень коммуникативных умений, эмпатии, толерантности, низкий уровень агрессивности и конфликтности, позитивная установка принятия другого. Поэтому в задачи педагога входят:
– сформировать у школьников установки на сотрудничество с детьми с ОВЗ, научить общаться с ними;
– сформировать у детей способность эмоционально реагировать на переживания другого, распознавать его эмоциональные состояния, уважать чужое мнение;
– разрушить барьеры и стереотипы в отношении людей с ОВЗ: используйте имитацию, когда сами ученики в упражнениях делают то, что и дети с ОВЗ;
– научить школьников акцентировать внимание на плюсах и достоинствах.
Чтобы решить эти задачи, можно использовать упражнения, формирующие позитивные установки к детям с ОВЗ. Упражнения можно проводить на классных часах. Вот некоторые из них:
Упражнение «Дискуссия».
Цель: создать условия, при которых ученики смогут себя почувствовать в роли человека с ОВЗ.
Инструкция. Учащиеся разбиваются на тройки. В каждой тройке первый участник ничего не слышит, не может говорить, но у него есть зрение, жесты и пантомимика. Второй может говорить и видеть, но не может двигаться и показывать жестами. Третий — не видит и не говорит. Он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагают задания: договориться о месте встречи в Москве, о подарке имениннику или о том, в какой цвет красить забор.
Вопросы для обсуждения:
- Тяжело было играть доставшуюся тебе роль?
- Легко или трудно было договориться?
- Что самое сложное в этом упражнении для тебя?
- Что новое ты для себя открыл?
Упражнение «Чувства животных».
Цель: расширить групповой репертуар способов взаимопонимания.
Инструкция. Ученики делятся на тройки. В тройках участники договариваются, кто станет первым игроком, кто — вторым, кто — третьим. Первый игрок должен задумать любое животное, третий — любую эмоцию. Далее они тихо сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по аудитории так, как движется животное, переживающее эту эмоцию. Другим командам нужно догадаться, что это за зверь и что он переживает.
Упражнение «Неверные средства общения».
Цель: подвести к мысли о равенстве общения.
Слово ведущего: «Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стараться его понять. От того, каким образом мы ведём себя в общении, зависит, сможет ли партнёр понять нас, легко ли будет нам общаться друг с другом. Как вы думаете, что может помешать нам эффективно общаться? Какие средства в общении являются неэффективными?»
Подведите учащихся к выводу о том, что в общении люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться будет тяжело.
Упражнение «Мы так похожи».
Цель: воспитывать толерантность.
Инструкция. Вариант 1. Участники ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по две фразы, которые начинаются со слов:
— Ты похож на меня тем, что…
— Я отличаюсь от тебя тем, что…
Вариант 2. В парах четыре минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем четыре минуты — на тему «Чем мы отличаемся». По окончании обсудите, что было легко и трудно делать, какие были открытия. В итоге подведите к тому, что все мы похожи и в то же время разные, но мы имеем право на отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
Упражнение «Слепой иповодырь».
Цель: сплотить коллектив, тренировать невербальные способы общения.
Инструкция. Разделите класс на две команды — «поводырей» и «слепых». Задача «слепого» — закрыть глаза и найти «поводыря». Для этого нужно двигаться с закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнётся «слепой», и станет его «поводырём». Главное — невербальное взаимодействие. Выбрать «поводыря» можно сознательно, если все участники делятся на пары по желанию. По окончании дети сначала в парах, а затем в группе обсуждают происходящее.
Таким образом, выполняя данные упражнения, учащиеся подводятся к выводу о том, что если создать определённые условия, то возможности детей с ОВЗ возрастают, а различия стираются.
Литература:
- Водяха С. А. Психологическое благополучие учащихся. «Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве. Сборник научных статей». Екатеринбург, 2013.
- Подольский А. И., Идобаева О. А. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков: Учебно — методическое пособие для учителей и родителей. — М.: Арманов –центр, 2009.
- Шевеленкова Т. Д. Методика исследования психологического благополучия личности/ Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. М.,2005.
- http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=15371