В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматривается языковой анализ текста, который можно использовать как на занятии МДК «Русский язык с методикой преподавания», так и на уроках в начальных классах. Кроме того, в статье описываются методические приёмы работы со студентами над языковым анализом текста, приводятся соответствующие фрагменты практических занятий.
Ключевые слова: языковой анализ, языковой разбор,фонетический, лексический, фразеологический, морфологический, морфемный анализ, словообразовательный, этимологический, синтаксический разбор.
Курс русского языка с методикой преподавания занимает важное место в профессиональной подготовке учителя начальных классов, так как русский язык является главным учебным предметом в начальной школе; прекрасное владение языком и речью позволяет учителю решать задачи воспитания и обучения учащихся, объяснять явления и факты современного русского языка.
Задачи преподавания русского языка в педагогическом колледже заключаются в следующем:
– показать роль русского языка в культурной жизни общества;
– дать основные сведения о системе русского языка;
– охарактеризовать во всех аспектах современную русскую языковую норму, что крайне важно для будущего учителя;
– помочь будущим учителям в выработке навыков русской профессиональной речи;
– повысить культуру русской устной и письменной речи.
Методика преподавания русского языка является одной из важнейших учебных дисциплин в педагогическом образовании учителей начальных классов.
Основные задачи курса методики преподавания русского языка:
– вооружить будущих учителей теми теоретическими положениями, на которых базируется современная методика обучения русскому языку, а также практическими умениями и навыками, необходимыми для обучения младших школьников;
– помочь студентам проанализировать и освоить учебные материалы, в которых реализуется программа цикла «Русский язык в начальных классах»;
– раскрыть перед ними содержание учебно-воспитательной работы по русскому языку в начальной школе;
– повысить уровень методического мышления.
Основную теоретическую подготовку студенты получают на лекциях. Практическая подготовка студентов реализуется на практических и лабораторных занятиях.
На итоговую аттестацию студентов выносится комплексный экзамен по русскому языку с методикой преподавания. На экзамене выпускники педагогического колледжа демонстрируют знание основных фактов и закономерностей родного языка, умение владеть им как важнейшим средством человеческого общения и практическую готовность обучать детей в школе, выделяя и отрабатывая важнейшие коммуникативные функции речи.
Объединение двух учебных дисциплин в один экзамен сводит к минимуму опасность формального овладения знаниями и обеспечивает объективную проверку качества подготовки выпускников педколледжа к избранной профессии.
Обучение русскому языку с методикой преподавания в педагогическом колледже должно содействовать развитию мышления студентов, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по языку, развивать их языковое чутьё, способность к анализу языковых явлений, умение наблюдать факты речи.
В решении этих задач огромное значение имеют разные виды анализа языкового материала, различающиеся по содержанию, объёму и способу выполнения. В число видов разбора языковых явлений в настоящее время включаются следующие: фонетический, лексический, фразеологический, морфологический, морфемный анализ, словообразовательный, этимологический, синтаксический разбор (словосочетаний, простого предложения, сложных предложений). Уже один этот перечень заставляет задуматься о трудностях проведения их, о необходимости их упорядочения.
В зависимости от цели и задач урока русского языка разбор может быть устным и письменным, полным и частичным, что определяется в каждом конкретном случае преподавателем. Виды разбора очень тесно связаны между собой. Так, словообразовательный разбор немыслим без знания состава слова, морфемный анализ включает элементы фонетического, оба вместе предполагают элементы лексического; синтаксический анализ предложения — база для пунктуационного и т. д.
Дифференцируя разбор языковых явлений, не следует забывать об их органической связи. В зависимости от темы урока, его задач в центре внимания может быть какой-либо один вид разбора, и тогда он отрабатывается в максимальной полноте. Часто разные виды разбора проводятся на материале одного и того же предложения.
Проведение любого вида разбора не должно вызывать у студентов отвращения к языку, к разбираемым фактам. Умение вовремя переключить внимание с одного вида работы на другой, почувствовать предел напряжения студентов определяется опытом преподавателя, знанием возможностей студентов, владением ситуации в группе.
Основные единицы языковой системы — слово и предложение. Слово может быть предметом фонетического, морфемного и словообразовательного, лексического, морфологического и синтаксического анализов. Многоаспектный разноуровневый анализ слова и предложения позволяет интегрировать разделы науки о языке, формировать монологическую речь студентов, умение рассуждать и обосновывать свою точку зрения.
В настоящее время слова «разбор» и «анализ» осознаются как синонимы и нередко заменяют друг друга. Разбор обычно имеет констатирующий характер. Не всегда при разборе даётся аргументация характеристик. Для разбора характерен описательный тип речи. Анализ же обычно имеет исследовательский характер, при анализе обязательна аргументация характеристик. Для исследовательского анализа используется тип речи рассуждение [1].
В практике преподавания русского языка целесообразно регулярно проводить как разбор, так и анализ речевого материала. Без постоянного обращения к речи немыслимо изучение языка и наоборот. Логические операции (анализ и синтез), используемые как при разборе, так и при анализе текста, способствуют интенсивному развитию мышления, формируют навыки научно-исследовательской работы. Анализ заставляет вдумываться в каждый звук, в каждый семантический оттенок слова и предложения, не раз повторять их.
Полный анализ единиц языка имеет как теоретическое, так и практическое значение:
– связывает явления языка и речи;
– указывает место речевого факта в системе языка;
– систематизирует знания студентов в определённой последовательности;
– является эффективным средством развития мышления и речи;
– как разбор, так и анализ текста — эффективное средство развития и совершенствования языкового чутья студентов.
В начальной школе изучается русский язык во всём его разнообразии, но в центре внимания — литературный язык, образцы которого представлены текстами из детской литературы. Языковой разбор вызывает большой интерес у младшего школьника к наблюдениям над речью, пробуждает любовь к русскому языку, восхищение его выразительностью. Порядок разбора языкового материала развивает речь младшего школьника, так как формирует умение строить связный текст в виде рассуждения [2].
Выделим основные подходы для анализа единиц разных уровней языковой системы [3]:
– от слова к звуку, от звука к букве;
– от слова к словоформе, от предложения к членам предложения;
– от простых предложений к сложным, от сложных предложений — к простым;
– от предложений к тексту или вычленять предложение из текста.
В школьных учебниках для начальных классов разных авторов обычно предлагают следующие виды языкового разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Выделение этих видов разбора соотносится с уровнями языковой системы. Объединить все виды разбора позволяет задание: «Расскажите о слове всё, что вы знаете». Такое задание позволяет проверить не только фактические знания обучающихся, но и их умение строить предложение, текст, а также уровень владения монологической речью.
Приведем примеры языкового анализа текста, проводимые на практических занятиях в колледже по МДК «Русский язык с методикой преподавания»
1. Недолгие и редкие1 минуты,
Когда душа, как небо5, высока,
Обычно выпадают2 рано утром4,
Пока парят парные3 облака.
(В. В. Трефилов)
2. И в этот миг, который равен году,
Который1 весь спокойствием2 согрет,
Я чувствую3, что сердце5 и природу
Один и тот же согревает свет4.
(В. В. Трефилов)
1 — фонетико-фонологический, графический анализ;
2 — морфемный, словообразовательный анализ;
3 — морфологический анализ;
4 — синтаксический анализ;
5 — лексико-семантический анализ.
Литература:
- Бабайцева, В. В. Анализ слова и предложения/ В. В. Бабайцева. — М: «Экзамен», 2014. — 334с.
- Васильева, Л. С. Русский язык. Грамматический разбор/ Л. С. Васильева. — Саратов: «Лицей», 2008.- 142с.
- Диброва, Е. Н. Современный русский язык. Анализ языковых единиц/ Е. Н. Диброва. — М: «Просвещение», 1995. — 191с.