Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мировосприятие, изучение боевых и трудовых подвигов. Но возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе — необходима целенаправленная, систематическая деятельность всех участников образовательного процесса. Наша задача помочь детям почувствовать себя частью России. [1, 4]
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, нравственно-патриотические качества, патриотизм, любовь к Родине.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотизм для ребенка — это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ [2, с. 3].
Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мировосприятие, изучение боевых и трудовых подвигов. Но возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе — необходима целенаправленная, систематическая деятельность всех участников образовательного процесса. Наша задача помочь детям почувствовать себя частью России. [1, с. 4]
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования нравственно-патриотических качеств ребенка, так как детские образы восприятия, эмоции очень ярки и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Мы можем с гордостью говорить о том, что в нашем учреждении сложилась определенная система работы по формированию нравственно-патриотических качеств дошкольника в различных видах детской деятельности.
В своей работе используем разнообразные методы. Большое внимание уделяем игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте. Такая организация позволяет дошкольникам активно включаться в познавательные занятия, беседы, игры нравственного и патриотического содержания. При интеграции различных видов детской деятельности, у воспитанников комплексно формируются нравственно — патриотические качества.
Формы организации детей очень разнообразны:
– Уроки мужества, беседы;
– Посещение памятных мест города;
– Групповые посещения выставок, музея, театральных представлений, библиотеки;
– Оформление мини — музея в группе;
– Слушание музыкальных произведений, разучивание песен;
– Музыкальная гостиная;
– Литературно — музыкальные мероприятия (праздники, развлечения, концерты);
– Конкурс чтецов;
– Продуктивная деятельность (детские рисунки, поделки)
– Физкультурные досуги;
– Создание патриотических отрядов.
Перечисленные формы работы с детьми не являются единственными, они известны каждому педагогу, и каждый, может их дополнить или предложить новые.
В Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» подчеркивается значимость российского патриотизма для современных граждан России как духовного ориентира, способствующего сохранению и развитию гордости за героическое прошлое страны, приобщению к боевым и трудовым традициям, формированию причастности к историческим свершениям российского государства. Отмечается рост образовательных учреждений, которые демонстрируют пример создания условий для возрождения лучшего опыта российского образования и культуры, народных и воинских традиций, воспитания и обучения в целях разностороннего и полноценного развития молодежи [6, с. 1].
В нашем современном детском саду есть все условия для комфортного пребывания, образования и развития воспитанников. Приоритетное направление в работе с воспитанниками — нравственно-патриотическое воспитание.
Воспитанники 6–7 лет были приняты в отряды, сотрудники ДОУ подготовили и провели торжественное мероприятие по принятию детей в отряды. Самым ярким и волнующим моментом стала клятва и громкое совместное «Клянемся!» и, конечно, вручение знаков отличия отрядов. Для того, чтобы встреча ребятам запомнилась сотрудник МЧС провела для них небольшой урок безопасности: алгоритм вызова пожарных и спасателей, номера экстренных служб, правила поведения при пожаре, на льду, в лесу, на дороге…Инспектор отдела ГИБДД по пропаганде провела с ребятами игру «Светофор», рассказала основные правила поведения на улице.
Для каждого отряда был разработан план:
ЮИД «Светофорчик» — юные инспектора дорог, цель отряда — формирование у детей углубленных знаний Правил дорожного движения.
Таблица 1
План работы отряда ЮИД «Светофорчик» МАДОУ №57, подготовительная группа №7, на 2018–2019 учебный год
Мероприятия |
Дата проведения |
Ответственный |
«Ребенок. Дорога. Безопасность» |
Октябрь — Ноябрь |
Зам. зав. по ВМР Воспитатель |
|
Декабрь |
Воспитатель музыкальный руководитель |
|
Январь |
Воспитатель Музыкальный руководитель, Зам. зав. по ВМР |
|
Февраль |
Воспитатель |
|
Март |
Воспитатель |
|
Апрель |
Воспитатель |
«Профилактика и предупреждение детского дорожно–транспортного травматизма».
|
Май |
Воспитатель |
Отряд кадетов МЧС «Юные спасатели», цель отряда — формирование у детей навыков безопасного поведения в природе, на воде, дома, уметь действовать в экстренных ситуациях.
Таблица 2
План работы отряда «Юные спасатели» МАДОУ №57, подготовительная группа №5, на 2018–2019 учебный год
Мероприятия |
Дата проведения |
Ответственный |
|
Октябрь — Ноябрь |
Зам. зав. по ВМР Воспитатель |
|
Декабрь |
Воспитатель |
|
Январь |
Воспитатель Зам. зав. по ВМР |
|
Февраль |
Воспитатель |
|
Март |
Воспитатель |
|
Апрель |
Воспитатель |
|
Май |
Воспитатель музыкальный руководитель, зам.зав. по ВМР |
ЮДП «Дозор» — юные друзья пограничников, цель отряда — формирование нравственно — патриотических чувств, уважение к семье, бережное отношение к природе, Родине.
Таблица 3
План работы отряда ЮДП «Дозор» МАДОУ №57, подготовительная группа №8, на 2018–2019 учебный год
Мероприятия |
Дата проведения |
Ответственный |
|
Сентябрь — Октябрь |
Зам. зав. по ВМР Воспитатель |
«Ловкие, сильные, умелые» |
ноябрь |
Воспитатель Зам. зав. по ВМР |
|
декабрь |
Воспитатель |
|
январь |
Воспитатель |
|
февраль |
Воспитатель музыкальный руководитель |
|
март |
Воспитатель Музыкальный руководитель |
|
апрель |
Зам. зав. по ВМР Воспитатель |
Изготовление открытки ко дню пограничника |
май |
Зам. зав. по ВМР Воспитатель музыкальный руководитель |
В результате данной формы работы дети получают углубленные знания по выбранному направлению. Работа отрядов очень важна, так как юные помощники пограничников, юные спасатели и юные инспектора дорог не только сами учатся правильно вести себя, но и вдохновляют своих сверстников быть грамотными пешеходами, уметь избегать опасных ситуаций на дорогах, в быту и на природе, знать историю своего города, края и людей, защищающих нашу Родину.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Родители ответственны за воспитание и развитие своих детей, в том числе и в патриотическом воспитании. Важнейшим условием эффективности работы с дошкольниками является понимание их родителями необходимость нравственно — патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе. Мы, педагоги, можем лишь направлять родителей в нужное русло, давать рекомендации и советы.
Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляем через различные формы сотрудничества:
– Родительские собрания на нравственно-патриотические темы;
– Открытые показы образовательного процесса (НОД);
– Наглядные виды работы: информационные стенды, папки — передвижки, выставки литературы и творческих работ детей;
– Совместные экскурсии;
– Совместные с родителями праздники, театрализованные постановки, творческие встречи.
– Помощь родителей детскому саду (участие в подготовке праздников, театральных спектаклей)
Акцент во взаимодействии с родителями мы ставим на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. В детском саду организованы и проведены досуг «День матери», семейный праздник «День семьи, любви и верности», развлечение «Мой друг светофор», литературно-музыкальный досуг «Родина наша — колыбель героев», выставки, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, и др. Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями.
Объединение усилий узких специалистов, воспитателей, родителей дошкольников, социальных партнеров способствует успешному решению задач нравственно-патриотического воспитания.
Литература:
- Антонов Ю. Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду / 2-е изд., испр. М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с.
- Леонова Н.Н, Неточаева Н. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / Волгоград: Учитель, 2013. — 103 с.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитани граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». — 3-е изд., испр. И доп. — М.:АРКТИ, 2016. — 72 с.
- Оверчук Т. И. Мой родной дом. Программа нравственно — патриотического воспитания дошкольников. М., 2004. — 136 с.
- О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»
- Соловьева Е. В. Наследие. И быль, и сказка…: пособие по нравств.- патриот. Воспитанию детей дошк. и мл. шк возраста на основе традиц. отечеств. Культуры. М.: Обруч, 2011. — 144 с.
- Халикова Э. А., Колебошина Н. В. Формирование духовно — нравственного поведения детей 4–7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Волгоград: Учитель, 2013. — 95 с.