Процесс понимания и перевода эмоций в рациональное мышление получил название «Эмоциональный интеллект» (Дж. Майер, Д. Карузо и П. Саловей). Согласно результатам исследований уровень развития эмоционального интеллекта является одним из ключевых факторов эффективности деятельности. В статье рассматривается взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и учебной успешностью студентов.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, учебная успешность.
The process of understanding and translating emotions into rational thinking is called «Emotional intelligence» (J. Mayer, D. Caruso, and P. Salovey). According to research emotional intelligence is a key factor in the effectiveness of activities. The article examines the relationship between emotional intelligence and academic success of students.
Key words: emotional intelligence, educational successful.
В современном, быстроизменяющемся динамическом мире, в процессе обучения важно обеспечить максимальное раскрытие потенциала молодого специалиста. В такой ситуации основной задачей преподавателя становится — не столько передача знаний, сколько пробуждение познавательной активности студентов, повышение учебной мотивации, формирование интереса к деятельности. Эффективность данных процессов достигается через эмоционально окрашенное, личностное взаимодействие с учащимися, опосредованное единством мышления и эмоций — эмоциональным интеллектом.
Понятие «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence) ввели в научную терминологию Дж. Майер из Нью-Гемпширского университета и П. Сэловей из Йельского университета. В 1990 г. выходит статья «Эмоциональный интеллект», которая стала первой публикацией на эту тему. В обзоре исследований эмоционального интеллекта утверждается, что модель Сэловея и Майера, возникшая хронологически первой, включает в себя когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации.
Согласно научной концепции, эмоциональный интеллект — это способность человека обрабатывать ту информацию, которую он получает через эмоции — свои и окружающих. Авторы данной модели рассматривают эмоциональный интеллект (ЭИ) как «четко определяемую и измеряемую способность, близкую к традиционным аспектам интеллекта. Способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений».
Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил им выделить четыре компонента эмоционального интеллекта, которые были названы ветвями. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой последовательно развиваются в онтогенезе.
Первая ветвь — восприятие, идентификация эмоций. Распознавание эмоциональных сигналов с помощью коммуникативных каналов.
Вторая ветвь — использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.
Третья ветвь — понимания и анализ эмоций. Способность предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем и оценить влияние эмоций на результат.
Четвёртая ветвь — сознательное управление эмоциями. Регулирование реакции в ответ на эмоциональные стимулы в рамках конкретной ситуации.
Повышение уровня эмоционального интеллекта возможно путем организации целенаправленного внешнего (тренингового) воздействия на развитие каждой из четырех составляющих данного конструкта в рамках модели когнитивных способностей.
Глубинная проработка эмоционального состояния и развитие эмоционального интеллекта по всем четырём ветвям не может быть скорым, это требует индивидуального подхода и длительного времени. Однако даже элементарное знакомство с азбукой эмоций и освоение практических упражнений по регуляции эмоционального состояния, повышает эффективность трудовой и учебной деятельности.
Каждая эмоция обладает интенсивностью, поэтому можно снизить или повысить уровень эмоции. Рассмотрим эмоцию интерес — базовая эмоция, стимулирующая развитие человека и основная повышающая эффективность процесса обучения.
Интерес движет нами с момента рождения и обеспечивает ясность мысли и мудрый взгляд на мир на протяжении всей нашей жизни. Экспериментально доказано — интерес можно включить! Новизна, одушевлённость, перемены — активируя эти факторы можно управлять интересом. Если у студента нет заинтересованности в получении знаний, то он, используя ресурсы памяти учится по принципу — «Выучил — сдал — забыл». При этом даже способен показывать высокий уровень академической успеваемости, но после окончания ВУЗа не идёт работать по специальности. Интерес лежит в основе мотивационной составляющей, а как показывают исследования, фактор мотивации важен для успешной учебной деятельности сильнее, чем фактор интеллекта. Самое важное свойство эмоций состоит в том, что они обладают мотивационным потенциалом. Эмоции и мотив — термины, имеющие общее происхождение, от латинского «motere» — «двигать». Эмоции служат в качестве фактора мотивации действия, заставляющего человека приспосабливаться к частной эмоциональной ситуации. Человек получает импульс к конкретному способу поведения, цель эмоции служит фактором мотивации действия.
Другая очень серьёзная проблема, которую можно регулировать с помощью развития эмоционального интеллекта — страх студентов во время сессии. Страх базовая эмоция, одна из самых важных и необходимых человеку, потому что лежит в основе и инстинкта самосохранения. Все эмоции нужны, все эмоции важны — но, важен уровень эмоций в конкретной ситуации. Страх не сдать сессию двигает студентом и побуждает готовиться и посещать занятия. Но при этом повышенный уровень страха в экзаменационный период негативно влияет на психическое и соматическое здоровье, работоспособность, на показатели познавательных, эмоциональных и физиологических процессов. Разработаны специальные упражнения, которые помогают снизить эмоциональный уровень страха. Из комплекса упражнений каждый выбирает для себя наиболее подходящие и эффективные инструменты помогающие перевести страх из деструктивного в конструктивный уровень.
Эмоции рассматриваются, как ресурс, они помогают нам, выступают внутренними советчиками. Для повышения эффективности деятельности важно научиться осознавать, понимать и интеллектуально использовать ту информацию, которую мы получаем через эмоции.
Слишком высокий градус даже самых приятных эмоций быстро нас истощает, а низкий уровень часто выступает нашим дезорганизатором. Очень важно умение искать и настраивать собственные оптимальные режимы. Конечно, все настройки индивидуальные, но законы настроек являются общими.
Понимая ресурс эмоционального интеллекта, можно развить его до автоматизма. Он будет работать так же естественно, как работает мозг взрослого человека, когда он ходит, ест, говорит. Навык узнавания и понимания эмоций открывает другое видение мира, которому, к сожалению, пока не обучают всех.
Литература:
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2002. -512 с.
- Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. -672 с.
- Хлевная Е. Где твоя волшебная кнопка? СПб.: Питер, 2013.-240 с.
- Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Models of emotional intelligence // R. J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York. 2000.
- Saarni С. Emotional Competence and selfregulation in childhood. In P.Salovey & DJ. Sluyter (Eds.), emotional development and emotional intelligence/ C.Saarni. New York. 1997.