В статье рассматривается проблема сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста средствами природы.
Ключевые слова: сенсорное воспитание, дети раннего дошкольного возраста, природа.
Главной составляющей воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста выступает сенсорное воспитание. Значение его состоит в том, что оно является фундаментом для интеллектуального развития, для развития воображения, позволяет упорядочить хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с окружающим миром, способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, обеспечивает овладение новыми способами предметно-познавательной деятельности и усвоение сенсорных эталонов.
Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного воспитания в раннем возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Профессор Н. М. Щелованов называл именно ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [2].
Организуя работу с детьми раннего возраста, следует учитывать такую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, тем активнее дети, тем глубже и богаче их впечатления.
Необходимо отметить, что без целенаправленного педагогического воздействия сенсорное развитие происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми: по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка. Методика сенсорного воспитания предполагает следующую последовательность действий педагога: привлечение внимания детей раннего возраста к признакам и свойствам, которые необходимо освоить; формирование умения воспринимать или обследовать предметы и явления, выделять и осознавать присущие им свойства, определять способы действий с ними; оказание помощи в формировании представлений о новом сенсорном эталоне; создание условий для самостоятельного применения усвоенных знаний в познавательной деятельности.
Развивая сенсорику ребенка раннего возраста, нужно учитывать его возрастные особенности. В возрасте до года дети наблюдают за движениями предметов, совершая хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Затем ребенок начинает обследовать предметы, выделяя при этом их цвет, форму, величину, находит и устанавливает сходства и различия между ними, упражняется в назывании признаков предметов; со временем происходит его знакомство с запахами и вкусами, закрепление сенсорных эталонов.
К. А. Никулина, Л. Н. Павлова отмечали, что в раннем детстве для развития представлений о сенсорных эталонах особенно ценным является взаимодействие ребенка с предметами окружающего мира, с природой.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с природными явлениями рассматривали как зарубежные исследователи Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, так и представители отечественной дошкольной психологии и педагогики Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова и др.
По мнению З. Ф. Аксеновой, в ходе ознакомления с природой дети раннего возраста получают реалистические представления об окружающих природных объектах и явлениях, основанные на чувственном опыте [1].
Ни одно средство, применяемое в работе детьми дошкольного возраста, не сравнится по силе своего воспитательного воздействия с природой. Для полноценного восприятия детьми явлений природы необходимо организовать непосредственное общение с растениями и животными, их воздействие на их органы чувств. Детям следует предоставить возможность потрогать объекты природы, послушать, попробовать на вкус, ощутить их тяжесть.
По мнению С. Н. Николаевой, содержание наблюдений с детьми раннего возраста должно составить знакомство с отдельной частью объекта или природного явления. Так, при наблюдении за изменениями в росте растений, можно посмотреть, прорастание гороха, разворачивание листка, появление и увядание цветков, быстрый рост стрелок зеленого лука. Зимой можно предложить детям понаблюдать за комнатными растениями (бегонией, геранью, фуксией, фикусом): цветут или не цветут, большие или маленькие листочки, гладкие или шершавые листочки; за набухающими почками веточек вербы, принять участие в посадке пшеницы [5].
В процессе манипуляций с предметами ребенок познает их характеристики и свойства: вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру. Подобным способом, через органы чувств ребенок воспринимает многообразие качеств и признаков природных объектов: форму, величину, звуки, цвета, положение в пространстве, движение и другое. У него формируются начальные представления о природе. Они в дальнейшем составят основу для понимания взаимосвязей и взаимоотношений в мире природы [8].
В дошкольном образовательном учреждении детей знакомят с явлениями и предметами природы в ходе образовательной деятельности (занятия по сенсорике, индивидуальная работа, развлечения) и самостоятельной деятельности.
Педагог ставит перед собой следующие задачи: познакомить ребенка с природой, содействовать развитию у него элементарной системы знаний о природе, содержащей сведения о её предметах и явлениях (их признаках, свойствах, характеристиках), а помимо этого, о взаимосвязях и взаимоотношениях среди них [3].
В целях наиболее эффективного решения данных задач необходимо организовать в группе развивающую предметно-пространственную среду, с помощью которой можно развивать восприятие детей.
С целью формирования осязания Л. А. Метиева предлагает использовать кусочки меха, шишки, желуди, емкости с горохом, фасолью, пшеном, гречкой [4]. Для развития обоняния можно применять природные запахи (сухой укроп, кофе, мята, чеснок, апельсиновые корки). Становлению вкусовых качеств помогают фрукты и овощи, разрезанные на дольки. Формированию слухового восприятия способствуют прослушивание дисков со звуками природы, игра на музыкальных инструментах, изготовленных собственными руками (маракасы, банки) [6].
Таким образом, влияние природы в процессе сенсорного воспитания детей неоспоримо. В процессе ознакомления с природой происходит формирование умения воспринимать, выделять и осознавать сенсорные признаки природных объектов, на основе которых происходит реалистическое и чувственное познание связей и взаимоотношений природных явлений.
Литература:
- Аксенова, З. Ф. Войди в природу [Текст] /З. Ф. Аксенова. — М.: Творческий центр, 2008. — 128 с.
- Коробова М. В. Малыш в мире природы/ Коробова М. В., Посылкина Р. Ю. — М.: Просвещение, 2005- с 94.
- Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений [Текст] /Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева. — М.: Просвещение, 2007. — 207 с.
- Метиева, Л. А. Развитие сенсорной среды детей [Текст] / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. — М.: Просвещение, 2007. — 326 с.
- Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами [Текст] / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. — М.: Издательство Гном и Д, 2008. — 128 с.
- Хохрякова, Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста [Текст] / Ю. М. Хохрякова. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 128 с.
- Большакова, М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе [Текст] / М. Большакова, Н. Морева // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 7.
- Нечаева, И. Ю. Система сенсорного развития детей [Текст] / И. Ю. Нечаева //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2010. — № 1. — С. 58–70.