В статье рассматривается методика разработки критериев измерения и оценки уровней готовности преподавателей высшей технической школы к разработке и использованию инновационных образовательных технологий (ИОТ). Исследование отражает результаты констатирующего эксперимента, который был проведен перед началом обучения преподавателей на факультете повышения квалификации (ФПК) Института дополнительного образования (ИДО) Самарского государственного технического университета (СамГТУ), и формирующего эксперимента, проведенного по завершении обучения по 72-х часовой программе. Приведены результаты экспериментальных исследований, свидетельствующие о целесообразности и высокой эффективности компетентностно-модульной технологии повышения квалификации вузовских преподавателей.
Ключевые слова: компетентностно-модульная технология, критериально-диагностический аппарат, готовность к инновациям, преподаватели вузов, повышение квалификации.
На современном этапе развития образования использование преподавателями вузов ИОТ является основным направлением повышения качества профессиональной подготовки специалистов [1; 4]. В статье «Компетентностно-модульная технология формирования готовности преподавателей технических вузов к разработке и использованию образовательных технологий», опубликованной в Известиях Самарского научного центра Российской академии наук [3], описаны принципы ее построения и практической реализации. Представленная технология апробирована и используется на ФПК ИДО СамГТУ. Для выявления ее эффективности были разработаны критерии, показатели и диагностические инструменты для измерения и оценки уровня сформированности готовности преподавателей технического вуза к разработке и использованию ИОТ.
Под готовностью преподавателей к разработке и использованию ИОТ мы понимаем интегративный многокомпонентный феномен, адекватно отражающий способность преподавателя на основе своего педагогического опыта, приобретенных знаний, умений, навыков и личностных профессионально значимых качеств:
– Использовать знания закономерностей эволюционного прогрессивного развития образовательных технологий для выявления на каком этапе жизненного цикла (адаптация, прогрессивное развитие, продуктивное использование, стагнация, реактивация) функционирует та или иная традиционная/исходная образовательная технология n-го поколения.
– Использовать традиционные/известные и разрабатывать инновационные, отвечающие вызовам времени, критерии развития образовательных технологий для анализа и оценки эффективности функционирования традиционных/исходных образовательных технологий n-го поколения и выбора типа ИОТ (n+1)-го поколения.
– Выявлять противоречия между предельно достигнутыми результатами/целями образовательного процесса при реализации традиционной/исходной образовательной технологии n-го поколения и прогнозируемыми и диагностируемыми результатами/целями, которые предполагается получить при реализации некой ИОТ (n+1)-го поколения, и на их основе формулировать проблему для разработки и использования ИОТ.
– Принимать решения по предварительному выбору из российских и зарубежных фондов современных и «ретроинновационных» образовательных технологий таких аналогов технологий, которые бы по своей типологии и дидактическому потенциалу отвечали требованиям, сформулированным в проблеме, то есть полностью устраняли возникшие социально-дидактические противоречия как по целевому предназначению инновации, так и по ожидаемому результату от их реализации, а именно по численному превышению соотношения критерия развития.
– Осуществлять решения так называемой минимаксной оптимизационной задачи по научно-обоснованному выбору из числа предварительно отобранных наиболее эффективных аналогов ИОТ методом компаративного анализа.
– Планировать и проводить констатирующий и формирующий педагогические эксперименты по выявлению и экспериментальному подтверждению эффективности разработанной/авторской и реализованной преподавателем ИОТ.
– Подготавливать и оформлять аргументированные научно-методические отчёты, презентации, научные статьи и доклады по результатам разработки и апробации ИОТ, их использования в образовательном процессе.
Каждый из вышеперечисленных компонентов имеет свою цель, дидактическую ценность и практическую значимость [2].
Поскольку непосредственно измерить и оценить сформированность готовности преподавателей технического вуза к разработке и использованию ИОТ не представляется возможным, то она осуществляется косвенным путём, опосредованно через измерение и оценку трёх её содержательных компонентов: когнитивного, операционального, деятельностного. Оценка показателей уровней сформированности трех компонентов готовности преподавателей проводится с использованием специально разработанных тестов. Каждый из тестов содержит 10 контрольных вопросов, оценка ответов на которые проводится экспертами по 10-тибальной шкале. Наивысший балл по каждому контрольному вопросу — 10. Максимальная оценка по всему тесту — 100 баллов. Тестирование проводится экспертами в формате свободного партнёрского собеседования. Результаты тестирования по уровням готовности преподавателей к разработке и использованию ИОТ и уровней сформированности компонентов готовности ранжируются на 4 ранговых уровня: высокий 100–90 баллов, повышенный 89–75 баллов, базовый (пороговый) 74–55 баллов, ниже базового 54 и менее баллов.
Констатирующий эксперимент с первой экспериментальной группой ЭГ–1 (81 человек) проводился в сентябре 2018 года, со второй экспериментальной группой ЭГ–2 (64 человека) — в феврале 2019 года с преподавателями СамГТУ, обучающимися на ФПК ИДО по 72-х часовой модульной программе (рассредоточенной в течение четырёх месяцев) «Инновационная деятельность в высшем техническом образовании» методом тестирования. Результаты проведенного тестирования преподавателей ЭГ–1 позволили выявить уровни сформированности компонентов готовности на исходном срезе констатирующего эксперимента.
По полученным результатам мы определили интегральное значение готовности преподавателей (И) по формуле: И= ʆ К + βО + γД, где К, О, Д — численные значения показателей сформированности (в баллах) когнитивного, операционального и деятельностного компонентов готовности преподавателей; ʆ, β, γ — коэффициенты веса когнитивного, операционального и деятельностного компонентов в интегральном значении готовности (И); ʆ + β+ γ=1,0. Весовые коэффициенты ʆ, β, γ мы принимаем равноценными, так что ʆ = β= γ=0,33.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать выводы, что большинство преподавателей используют ИОТ, однако уровень их готовности недостаточно высок, то есть подавляющее большинство, а именно более 50 % преподавателей, имеют уровень готовности только на базовом уровне (Рис. 1). Это подчеркивает актуальность и необходимость повышения уровня готовности преподавателей к разработке и использованию ИОТ, а также целесообразность применения компетентностно-модульной технологии.
В проведении формирующего эксперимента с преподавателями ЭГ–1 в осеннем семестре 2018 года (сентябрь — декабрь, 81 человек) и преподавателями ЭГ–2 в весеннем семестре 2018/2019 учебного года (февраль 2018г. — июнь 2019г., 64 человека) принимали участие преподаватели, которые ранее были участниками констатирующего эксперимента. Целью проведения формирующего эксперимента на его итоговом срезе после прохождения преподавателями обучения было установление эффективности функционирования разработанной компетентностно-модульной педагогической технологии формирования готовности преподавателей к разработке и использованию ИОТ. Данные проведенного тестирования преподавателей ЭГ–1 позволили выявить уровни сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов готовности к разработке и использованию ИОТ на итоговом срезе формирующего эксперимента, в результате которого мы определили итоговый уровень готовности преподавателей ЭГ–1 к разработке и использованию ИОТ. По полученным экспериментальным данным уровней сформированности компонентов готовности преподавателей ЭГ–1 на итоговом срезе формирующего эксперимента были рассчитаны данные интегральных значений показателей уровней готовности преподавателей к разработке и использованию ИОТ (Рис.1).
Рис.1. Гистограмма сводных данных показателей уровней готовности преподавателей ЭГ–1 к разработке и использованию ИОТ на исходном срезе констатирующего эксперимента и на итоговом срезе формирующего эксперимента
Анализ результатов формирующего эксперимента с преподавателями ЭГ–1 показал, что:
– на итоговом срезе формирующего эксперимента количество преподавателей, имеющих высокий уровень готовности к разработке и использованию ИОТ увеличилось в 2,2 раза, а повышенный уровень готовности — в 1,9 раз;
– количество преподавателей, имеющих базовый (пороговый) уровень готовности к разработке и использованию ИОТ уменьшилось в 2 раза, а преподавателей с уровнем ниже базового не выявлено.
Для подтверждения репрезентативности экспериментальных данных с февраля по июнь 2019 года были проведены повторные констатирующий и формирующий педагогические эксперименты на очередном потоке ФПК преподавателей ИДО СамГТУ в весеннем семестре 2018/2019 учебного года (ЭГ–2 преподавателей, февраль — июнь, 64 человека).
Сопоставление опытных данных по уровням сформированности готовности по окончании обучения на ФПК у преподавателей обеих экспериментальных групп оказались практически идентичными (не более 5 %), что свидетельствует о высокой эффективности реализации разработанной компетентностно-модульной педагогической технологии.
Выводы:
- Разработана и реализована на ФПК ИДО СамГТУ компетентностно-модульная технология формирования готовности преподавателей к разработке и использованию ИОТ.
- Для выявления эффективности и целесообразности использования разработанной компетентностно-модульной технологии был создан критериально-диагностический аппарат оценивания уровней готовности преподавателей к разработке и использованию ИОТ, содержащий дефиниции критериев сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов готовности и соответствующий этим критериям пакет контрольных тестов.
- Проведенные констатирующий и формирующий эксперименты с репрезентативной выборкой (две экспериментальные группы) слушателей ФПК по выявлению уровней сформированности их готовности к разработке и использованию ИОТ свидетельствуют о высокой эффективности и практической целесообразности использования компетентностно-модульной технологии.
Литература:
- Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: Учебное пособие // 3-е изд. стер. М.: КНОРУС, 2018. — 432 с.
- Дири, М. И. Подготовка преподавателей технического вуза к разработке и использованию инновационных педагогических технологий // Тезисы III Научно-практической конференции «Нефтегазовый комплекс: проблемы и инновации», СамГТУ, 2018. — С. 184.
- Дири, М.И., Михелькевич, В. Н. Компетентностно-модульная технология формирования готовности преподавателей технических вузов к разработке и использованию инновационных педагогических технологий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. Т. 21, № 66, 2019. — С. 17–23.
- Сластенин, В.А., Подымова, Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическая наука и образование, № 1, 2006. — С.32–37.