В статье раскрыто понятие внимания как психический процесс, представлены результаты диагностики свойств внимания (устойчивость, объем и концентрация) у младших школьников.
Ключевые слова: внимание, свойства внимания у младших школьников, диагностика, развитие внимания, младший школьный возраст, устойчивость внимания, объем внимания, концентрация внимания.
Внимание является психическим процессом, с помощью которого человек познает окружающий мир. О внимании и его роли говорится практически в каждом учебнике по психологии.
Внимание определяется направленностью и сосредоточенностью психики на определенных объектах. Благодаря работе внимания человек выбирает из всего огромного потока информации, идущей из окружающего мира, ту, которая имеет для него интерес, значение и важность. Сознание человека все время направлено на что-либо определенное, конкретное.
Внимание — важное условие успеха познания человеком окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий на познание того или иного объекта, явления. Внимание также осуществляет функцию регуляции и контроля за процессом и результатом деятельности [2].
Особенности внимания диагностируют при зачислении ребенка в школу, при отборе в профессиональной деятельности, а также для объяснения текущего психического состояния человека. Нередко вниманием объясняются успехи в деятельности, а невниманием — ошибки.
Ниже рассмотрим те свойства внимания, которые мы исследовали в нашей работе, а именно: объем, устойчивость и концентрация.
– объем внимания характеризуется одновременным восприятием определенного количества объектов (явлений), на которое направлено внимание человека; некоторые психологи не рассматривают объем внимания как самостоятельное свойство, а как показатель концентрации
– устойчивость внимания длительность сосредоточения на объектах (явлениях)
– концентрация (еще называют сосредоточенностью) внимания проявляется в отвлечении от всего постороннего, в приостановлении не первостепенной деятельности и теснейшим образом связанная с интенсивностью внимания, которая является основой помехоустойчивости [5]
Для удержания внимания для решения поставленных задач на уроках, от младших школьников требуется ряд некоторых усилий воли и организации высокой мотивации. Внимание детей младшего школьного возраста, в отличие от внимания взрослого, обладает низким уровнем устойчивости (10–15 минут), низким объемом (2–3 единицы), слабым распределением, неразвитым переключением. У детей данной возрастной категории преобладает непроизвольное внимание. Отмеченные особенности свойств внимания стоит учитывать в процессе обучения, развития и воспитания младших школьников. Преподавание в начальных классах должно быть, безусловно, интересным, эмоционально окрашенным, с широким применением наглядного и демонстрационного учебного материала. В младших классах, в частности первом и втором, необходима частая смена вида деятельности, примерно через каждые 10–15 минут, материал для учащихся необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей, восприятие которого не требует очень высокого уровня распределения внимания. Внимание младших школьников обычно привлекает что-то новое, но при этом необходимо, чтобы была взаимосвязь между новой информацией и тем, с чем они уже знакомы. Учителю необходимо планировать урок, принимая во внимание указанные особенности внимания детей младшего школьного возраста, для успешного понимания и усвоения ими нового материала.
Совершенствование свойств внимания — это и есть развитие внимания. Различают следующие свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость и распределение.
В ГБПОУ ЗКНО г. Москвы мы провели диагностику свойств внимания у младших школьников. В нем приняли участие ученики 3 класса в возрасте от 9 до 10 лет.
Применение экспериментальных методов диагностики дает возможность повысить точность оценки интересующих свойств внимания у младших школьников.
Проведенный анализ методик для проведения диагностики свойств внимания у младших школьников показал, что целая группа методик имеет один стимульный материал и схожую организацию опыта, при этом разные методики в такой группе направлены на диагностику разных свойств внимания.
Одним из важных принципов является корректно подобранная методика для психодиагностики, которая вполне интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный фактический уровень психического развития ребенка. Непосредственно процесс проведения исследования должен протекать в спокойной, благоприятной обстановке.
Методики, подобранные для диагностики свойств внимания у младших школьников:
– для исследования устойчивости внимания у младших школьников «Тест переплетенных линий» [4].
– для исследования объема внимания у младших школьников «Запомни и расставь точки»
– для исследования концентрации внимания у младших школьников «Тест Пьерона-Рузера»
Результаты проведенных исследований свойств внимания у младших школьников представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты диагностики свойств внимания умладших школьников
№п/п |
Испытуемые |
Устойчивость внимания (баллы/уровень) |
Объем внимания (баллы/уровень) |
Концентрация внимания (баллы/уровень) |
1 |
Алина К. |
15/средний |
10/очень высокий |
5/низкий |
2 |
Алина С. |
13/низкий |
7/средний |
3/очень низкий |
3 |
Анна П. |
15/высокий |
10/очень высокий |
5/низкий |
4 |
Александра Д. |
15/средний |
7/средний |
9/высокий |
5 |
Александра С. |
12/низкий |
10/очень высокий |
3/очень низкий |
6 |
Кристина Д. |
15/высокий |
10/очень высокий |
4/низкий |
7 |
Любовь Г. |
15/очень высокий |
10/очень высокий |
8/высокий |
8 |
Мария Г. |
15/очень высокий |
5/низкий |
6/средний |
9 |
Александр У. |
15/очень высокий |
10/очень высокий |
6/средний |
10 |
Алексей Г. |
15/средний |
9/высокий |
6/средний |
11 |
Влад Р. |
12/низкий |
5/низкий |
5/низкий |
12 |
Дмитрий В. |
15/высокий |
8/высокий |
5/низкий |
13 |
Дмитрий Г. |
14/средний |
9/высокий |
5/низкий |
14 |
Дмитрий Д. |
15/средний |
5/низкий |
5/низкий |
15 |
Игорь М. |
14/средний |
10/очень высокий |
5/низкий |
16 |
Константин Ф. |
15/очень высокий |
10/очень высокий |
4/низкий |
17 |
Максим Н. |
15/высокий |
8/высокий |
8/высокий |
18 |
Мирон С. |
15/высокий |
9/высокий |
5/низкий |
19 |
Михаил А. |
15/очень высокий |
10/очень высокий |
7/средний |
20 |
Станислав Г. |
13/низкий |
8/высокий |
4/низкий |
В табл. 1 показатели устойчивости внимания в баллах одинаковые, но при определении уровня значения различны, это связано с интерпретацией данных, учитывается не только корректное выполнение задания, но и его скорость.
По представленным данным в табл.1 видно, что уровень развития свойств внимания у одного и того же испытуемого разный, что совпадает с теориями возрастного развития внимания у младших школьников. Так, например, очень высокий уровень показателя объема внимания, не предполагает такой же уровень по остальным свойствам внимания.
Для наглядности в табл. 2 представим средние показатели развития свойств внимания у младших школьников по группе в целом.
Таблица 2
Средние показатели развития свойств внимания умладших школьников
Устойчивость внимания |
Объем внимания |
Концентрация внимания |
|||
баллы |
уровень |
баллы |
уровень |
баллы |
уровень |
14,4 |
средний |
8,5 |
высокий |
5,4 |
низкий |
По результатам проведенного нами исследования, можно констатировать средний уровень устойчивости внимания по группе. Данное свойство хорошо развивается в учебной деятельности. Объем внимания у младших школьников на достаточно высоком уровне развития, что вполне объяснимо к концу третьего классе. Концентрация внимания на низком уровне. Вообще, к концу третьего года обучения в школе, младшие школьники уже способны сосредоточить свое внимание на более продолжительное время, которое будет позволять выполнять в полном объеме задание, более того, школьники уже способны сосредотачиваться на нескольких действиях одновременно. Эта проблема несет в себе сложности обучения в школе.
Представленные данные проведенных исследований имеют отношение непосредственно к данной группе испытуемых.
Подводя итог нашей работы, можно сделать вывод, что свойства внимания в большей степени независимы друг от друга. Внимание с высоким уровнем развития в одном отношении может быть не очень в другом.
Литература:
1. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания. М.: ЧеРо, 2001. 533 с.
2. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
4. Шадриков В. Д. Диагностика познавательных способностей. Методика и тесты. М.: Альма Матер, 2009. 533 с.
5. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.