В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активность в решении некоторых экологических проблем, воспитание сопереживания к ней. Хочется заметить, что при этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Эти знания — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к окружающему миру.
Театрализованная деятельность — одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Почему нетрадиционных? Потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы на экологическую тематику, проведение опытов, экологические занятия, в своей работе нами используются театрализованные игры и постановки.
Театрализованная деятельность — это прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
Цель воспитательно-образовательной работы посредством театрализованной деятельности — формирование экологической культуры дошкольников. Для решения поставленной цели были намечены следующие задачи:
– создать для детей атмосферу, которая побуждала бы к познанию окружающего мира, к свободе самовыражения, осознанному отношению к природе через общение с театральным искусством.
– создать развивающую художественную сферу, для стимулирования художественно-речевой и театрально — игровой деятельности;
– формировать способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения;
– развивать вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика);
– активизировать словарь ребенка.
Игровая деятельность является главной составляющей познавательной деятельности детей. Поэтому используем такие виды игр: игры — драматизации и игры-импровизации.
Использование игр-имитаций образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь, трусливый заяц, трудолюбивый муравей, медлительная черепаха) — стимулирует проявление возможностей ребенка к театральной деятельности.
Игры — импровизации по текстам коротких экологических сказок и стихотворений, такие как, 3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами» способствуют развитию воображения, творческих способностей ребенка.
Использование сюжетов, в которых дети перевоплощаются в сказочных героев, помогает постичь традиции, народную мудрость, заложенные в произведения. А перевоплощение в природные объекты позволяет в доступной форме познать особенности животного и растительного мира, закономерности земных циклов. Музыкально-ритмические движения, сопровождающие процесс «перевоплощений», увеличивают двигательную активность, а звучание красивой музыки понемногу формирует музыкальный вкус.
Дети старшего дошкольного возраста активно принимали участие в ролевом диалоге героев экологических сказок Н. Николаевой «Капельки», «Откуда появился росток?», в инсценировках народных сказок о животных «Теремок», «Кот, петух и лиса» и других.
Постепенно, объединив театральную игру с кукольными постановками и драматизациями, дети познакомились с различными видами театра.
Театральные постановки делают воспитанников непосредственными участниками событий из жизни животных и растений, вовлекают в активную природоохранную деятельность. В процессе постановки спектакля и во время него дети закрепляют понятия, связанные с окружающим миром: птицы, времена года, фрукты, животные, рыбы и т. д. В будущем эти знания становятся основой их индивидуального опыта.
Стараемся, чтобы сюжет сценария привлекал детей к проблеме, а не нагружал лишней информацией. Очень важно чтобы каждый ребенок эмоционально участвовал в спектакле, сделал свои выводы в сторону добра: мог обозначить проблему, понять причины, из-за которых она возникла, и решить ее. Средствами театральной деятельности серьёзная информация становится доступной благодаря ярким сказочным образам, неожиданным ситуациям, волшебству и приключениям.
Тесное сотрудничество со специалистами: хореографом, музыкальным руководителем во время подготовки спектакля на экологическую тему способствует физическому, художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Музыка оказывает благоприятное воздействие на детей, формирует умение двигаться в ритме мелодии, развивает эмоциональную отзывчивость.
Итогом совместной работы стала театральная постановка экологической сказки «Приключения в Добром лесу».
Включение родителей (законных представителей) в работу дошкольного учреждения сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Поэтому активно привлекаем семьи воспитанников к работе над постановкой спектаклей, чтобы экологическое воспитание было многоплановым. В итоге родители воспитанников с удовольствием помогают в организации экскурсий, сами отправляются на экскурсии вместе с детьми на природу, в лес.
Для родителей были проведены консультации по проблемам экологической ситуации в нашем поселке и республике, даны рекомендации по обучению детей правилам поведения в природе. Родители принимали активное участие в совместных экологических играх, праздниках, спектаклях. Совместно разработали сценарий пьесы — сказки «Секреты здоровья». Создана выставка книжек — малышек «Я сочиняю экологическую сказку», подготовлены костюмы, декорации для театральных постановок.
В заключении хочется подчеркнуть, что благодаря спектаклям на экологическую тематику воспитанники почувствуют себя частью окружающего мира и станут ответственно относиться к природе. А для нас открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого станут не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы.
Литература:
- Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с. — (Библиотека воспитателя).
- Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.
- Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М. В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).