Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 12.07.2019

Статья просмотрена: 1232 раза

Библиографическое описание:

Миронова, С. А. Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности / С. А. Миронова, Е. В. Свалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61483/ (дата обращения: 15.11.2024).



В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активность в решении некоторых экологических проблем, воспитание сопереживания к ней. Хочется заметить, что при этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Эти знания — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к окружающему миру.

Театрализованная деятельность — одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Почему нетрадиционных? Потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы на экологическую тематику, проведение опытов, экологические занятия, в своей работе нами используются театрализованные игры и постановки.

Театрализованная деятельность — это прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

Цель воспитательно-образовательной работы посредством театрализованной деятельности — формирование экологической культуры дошкольников. Для решения поставленной цели были намечены следующие задачи:

– создать для детей атмосферу, которая побуждала бы к познанию окружающего мира, к свободе самовыражения, осознанному отношению к природе через общение с театральным искусством.

– создать развивающую художественную сферу, для стимулирования художественно-речевой и театрально — игровой деятельности;

– формировать способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения;

– развивать вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика);

– активизировать словарь ребенка.

Игровая деятельность является главной составляющей познавательной деятельности детей. Поэтому используем такие виды игр: игры — драматизации и игры-импровизации.

Использование игр-имитаций образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь, трусливый заяц, трудолюбивый муравей, медлительная черепаха) — стимулирует проявление возможностей ребенка к театральной деятельности.

Игры — импровизации по текстам коротких экологических сказок и стихотворений, такие как, 3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами» способствуют развитию воображения, творческих способностей ребенка.

Использование сюжетов, в которых дети перевоплощаются в сказочных героев, помогает постичь традиции, народную мудрость, заложенные в произведения. А перевоплощение в природные объекты позволяет в доступной форме познать особенности животного и растительного мира, закономерности земных циклов. Музыкально-ритмические движения, сопровождающие процесс «перевоплощений», увеличивают двигательную активность, а звучание красивой музыки понемногу формирует музыкальный вкус.

Дети старшего дошкольного возраста активно принимали участие в ролевом диалоге героев экологических сказок Н. Николаевой «Капельки», «Откуда появился росток?», в инсценировках народных сказок о животных «Теремок», «Кот, петух и лиса» и других.

Постепенно, объединив театральную игру с кукольными постановками и драматизациями, дети познакомились с различными видами театра.

Театральные постановки делают воспитанников непосредственными участниками событий из жизни животных и растений, вовлекают в активную природоохранную деятельность. В процессе постановки спектакля и во время него дети закрепляют понятия, связанные с окружающим миром: птицы, времена года, фрукты, животные, рыбы и т. д. В будущем эти знания становятся основой их индивидуального опыта.

Стараемся, чтобы сюжет сценария привлекал детей к проблеме, а не нагружал лишней информацией. Очень важно чтобы каждый ребенок эмоционально участвовал в спектакле, сделал свои выводы в сторону добра: мог обозначить проблему, понять причины, из-за которых она возникла, и решить ее. Средствами театральной деятельности серьёзная информация становится доступной благодаря ярким сказочным образам, неожиданным ситуациям, волшебству и приключениям.

Тесное сотрудничество со специалистами: хореографом, музыкальным руководителем во время подготовки спектакля на экологическую тему способствует физическому, художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Музыка оказывает благоприятное воздействие на детей, формирует умение двигаться в ритме мелодии, развивает эмоциональную отзывчивость.

Итогом совместной работы стала театральная постановка экологической сказки «Приключения в Добром лесу».

Включение родителей (законных представителей) в работу дошкольного учреждения сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Поэтому активно привлекаем семьи воспитанников к работе над постановкой спектаклей, чтобы экологическое воспитание было многоплановым. В итоге родители воспитанников с удовольствием помогают в организации экскурсий, сами отправляются на экскурсии вместе с детьми на природу, в лес.

Для родителей были проведены консультации по проблемам экологической ситуации в нашем поселке и республике, даны рекомендации по обучению детей правилам поведения в природе. Родители принимали активное участие в совместных экологических играх, праздниках, спектаклях. Совместно разработали сценарий пьесы — сказки «Секреты здоровья». Создана выставка книжек — малышек «Я сочиняю экологическую сказку», подготовлены костюмы, декорации для театральных постановок.

В заключении хочется подчеркнуть, что благодаря спектаклям на экологическую тематику воспитанники почувствуют себя частью окружающего мира и станут ответственно относиться к природе. А для нас открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого станут не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы.

Литература:

  1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с. — (Библиотека воспитателя).
  2. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.
  3. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М. В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, театрализованная деятельность, театральная деятельность, дошкольный возраст, игровая деятельность, окружающая среда, постановка, экологическая тематика, эмоциональная отзывчивость.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности

Формирование творчества дошкольников средствами изобразительного искусства

Формирование экологической культуры дошкольников по средствам использования русского фольклора

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций

Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности

Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности

Формирование творчества дошкольников средствами изобразительного искусства

Формирование экологической культуры дошкольников по средствам использования русского фольклора

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций

Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности

Задать вопрос