Цель урока: ввести понятие индукции магнитного поля как физической величины, характеризующей магнитное поле
Задачи урока:
а) формирование представлений об отличиях магнитных полей, организация усвоения основных понятий по данной теме таких как: индукция магнитного поля, линии индукции магнитного поля и их направление, формирование научного мировоззрения учащихся, формирование умения определять направление линий индукции магнитного поля в различных точках пространства и объяснять свой выбор, опираясь на имеющиеся познания с использованием изученных правил (буравчика или правой руки) (предметный результат).
б) развитие умения выдвигать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений в ходе демонстрационного эксперимента, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; воспитание чувства гордости за страну, гуманизма, положительного отношения к труду, целеустремленности, формирование умения управлять своей познавательной деятельностью (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник; индивидуальные карточки для проведения зачета№ 2 по теме «Правило левой руки»; карточки для работы по новой теме.
для эксперимента № 1: два полосовых магнита различных размеров, металлические опилки;
для эксперимента № 2: магниты, тонкие гибкие проводники, на которых будет подвешен кусок металлического проводника, рычажные весы, разновески, источник тока, ключ, провода.
- Организация начала урока (2–3 минуты)
- Зачет №2 по теме «Правило левой руки»
а) письменная часть (5–7 минут): работа по индивидуальным карточкам (24 варианта) [каждая карточка включает 3 задачи, оцениваемых по 1 баллу]
б) устная часть — 2 балла (5–7 минут): Устная проверка правила может проходить параллельно с письменной частью для тех обучающихся, которые справились с выполнением письменной части раньше остальных. (Обучающиеся, не уложившиеся в отведенное время, сдают зачет в индивидуальном порядке во внеурочное время).
- Формулировка темы урока (организация мыслительной деятельности обучающихся, направленной на выдвижение предположения о теме урока)
– Постановка проблемного вопроса: обучающимся предлагается по результатам демонстрационного эксперимента № 1 определить, что может послужить причиной того, что различные магниты при взаимодействии с мелкими металлическими опилками притягивают их по-разному.
В ходе анализа предложенных ответов обучающиеся приходят к мысли, что тема урока будет связана с величиной, которая сможет послужить характеристикой магнитного поля, как особого вида материи и будет давать возможность ответить на вопрос, в каком случае взаимодействие будет проявляться сильнее, а в каком — слабее.
– Организация деятельности, направленной на формулирование темы урока.
Задание: составить словосочетание, подобрав к слову из первой таблицы, относящемуся к изучаемому нами разделу, слово из второй таблицы
1.Световая |
а) игрушка |
2.Тепловая |
б) волна |
3.Механическая |
в) индукция |
4.Магнитная |
г) электростанция |
5.Звуковая |
д) энергия |
Дети записывают в тетради тему урока.
- Формулировка целей урока:
– выслушиваются мнения обучающихся, с целью выработки у них умений, направленных на осознанное избрание образовательных траекторий как для класса в целом, так и для каждого обучающегося в отдельности.
- Актуализация имеющихся знаний иполучение обучающимися новых знаний по теме урока.
– Учитель: предлагает на выбор три источника для получения информации об обозначении изучаемой физической величины: учебник, справочник, интернет
Найденная учащимися информация записывается в тетрадь
– Анализ данных таблицы, составленной по результатам демонстрационного эксперимента № 2:
Прямой проводник, расположенный между полюсами магнита, подвешенный к рычажным весам и уравновешенный, подключается к источнику тока.
После того, как цепь замыкается, равновесие весов нарушается, и приходится добавлять гири для установления равновесия весов. (На основе анализа проведенных измерений по результатам эксперимента с различными значениями силы тока, изменяемой с помощью реостата, была составлена таблица, которая и предложена обучающимся для анализа).
F,м Н |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
Il, Ам |
0,02 |
0,04 |
0,06 |
F/ Il |
5 |
5 |
5 |
Предлагается проанализировать данные таблицы и сделать вывод о зависимости силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля, от силы тока.
В случае, если ученики не могут высказать правильные предположения, им предлагается самостоятельно найти отношение силы к произведению силы тока на длину проводника и сравнить результаты, полученные в каждом столбике между собой.
По результатам анализа полученных данных:
обучающиеся приходят к выводу, что при изменении силы тока в проводнике, изменяется и сила, действующая на проводник с током в магнитном поле, но вот отношение величин, которое они определяли путем расчетов, остается величиной постоянной, а, следовательно, можно сделать вывод.
Вывод: данное отношение может быть использовано вкачестве характеристики магнитного поля, вкотором располагался проводник стоком.
Учитель, обобщая выводы обучающихся, просит их найти определение магнитной индукции в §46 и записать это определение и формулу для расчета величины в тетради.
– Вопрос учителя:
Можем ли мы на основании формулы установить, как связана единица индукции магнитного поля в международной системе (СИ) с известными единицами физических величин?
Обучающиеся, используя записанную формулу, определяют, как новая единица измерения выражается через уже изученными и записывают ее название — тесла (Тл). Обязательно обращается внимание на заслуги Николы Тесла, югославского электромеханика, в честь которого названа данная единица измерения и предлагается 2–3 обучающимся (по желанию) подготовить к следующему уроку небольшую презентацию об экспериментах ученого в области исследования атмосферного электричества.
– Вопрос учителя: Ребята, вспомните определение магнитной линии, которое вам уже известно (формулируют)
– Работа вгруппах по 2 человека:
Задание на карточках: Определите направление магнитной линии в точке, указанной на рисунке (карточки № № 1–4 прилагаются)
Вопрос: Опираясь на известное определение магнитной линии и изученные правила, можете ли вы решить предложенные задачи? (нет)
Задание: попробуйте найти в тексте параграфа то определение, которое поможет вам в решении задачи и, опираясь на него, попробуйте выполнить задание.
- Первичное закрепление новых знаний: Предлагается рассмотреть способы решения задач на определение направления магнитной линии (при этом акцентируется внимание обучающихся на том факте, что задания такого типа входят в КИМы ЕГЭ по физике для 11 класса)
Рис. 1
Рис. 2
Обучающиеся самостоятельно (но при возникновении такой необходимости, под руководством учителя), опираясь на изученное ранее правило буравчика, и используя новое определение магнитной линии, отрабатывают умение правильно определять направление магнитной линии в различных точках, лежащих на магнитной линии (работать удобно с теми же самыми карточками)
- Первичная проверка понимания сути изученных понятий
1) Упр. 37 № 2
- Коррекция. Если у обучающихся остались вопросы по изучаемому материалу, то осуществляется корректировка.
- Домашнее задание: §46, упр.37(1)
Литература:
- А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, Физика 9 класс : учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. — М. : Дрофа, 2014. — 319