Конспект урока физики на тему "Индукция магнитного поля" (по учебнику "Физика - 9 класс", авторы А.В.Перышкин, Е. М. Гутник) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 11.07.2019

Статья просмотрена: 2102 раза

Библиографическое описание:

Бахтина, И. В. Конспект урока физики на тему "Индукция магнитного поля" (по учебнику "Физика - 9 класс", авторы А.В.Перышкин, Е. М. Гутник) / И. В. Бахтина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61486/ (дата обращения: 17.10.2024).



Цель урока: ввести понятие индукции магнитного поля как физической величины, характеризующей магнитное поле

Задачи урока:

а) формирование представлений об отличиях магнитных полей, организация усвоения основных понятий по данной теме таких как: индукция магнитного поля, линии индукции магнитного поля и их направление, формирование научного мировоззрения учащихся, формирование умения определять направление линий индукции магнитного поля в различных точках пространства и объяснять свой выбор, опираясь на имеющиеся познания с использованием изученных правил (буравчика или правой руки) (предметный результат).

б) развитие умения выдвигать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений в ходе демонстрационного эксперимента, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; воспитание чувства гордости за страну, гуманизма, положительного отношения к труду, целеустремленности, формирование умения управлять своей познавательной деятельностью (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник; индивидуальные карточки для проведения зачета№ 2 по теме «Правило левой руки»; карточки для работы по новой теме.

для эксперимента № 1: два полосовых магнита различных размеров, металлические опилки;

для эксперимента № 2: магниты, тонкие гибкие проводники, на которых будет подвешен кусок металлического проводника, рычажные весы, разновески, источник тока, ключ, провода.

  1. Организация начала урока (2–3 минуты)
  2. Зачет №2 по теме «Правило левой руки»

а) письменная часть (5–7 минут): работа по индивидуальным карточкам (24 варианта) [каждая карточка включает 3 задачи, оцениваемых по 1 баллу]

б) устная часть — 2 балла (5–7 минут): Устная проверка правила может проходить параллельно с письменной частью для тех обучающихся, которые справились с выполнением письменной части раньше остальных. (Обучающиеся, не уложившиеся в отведенное время, сдают зачет в индивидуальном порядке во внеурочное время).

  1. Формулировка темы урока (организация мыслительной деятельности обучающихся, направленной на выдвижение предположения о теме урока)

Постановка проблемного вопроса: обучающимся предлагается по результатам демонстрационного эксперимента № 1 определить, что может послужить причиной того, что различные магниты при взаимодействии с мелкими металлическими опилками притягивают их по-разному.

В ходе анализа предложенных ответов обучающиеся приходят к мысли, что тема урока будет связана с величиной, которая сможет послужить характеристикой магнитного поля, как особого вида материи и будет давать возможность ответить на вопрос, в каком случае взаимодействие будет проявляться сильнее, а в каком — слабее.

– Организация деятельности, направленной на формулирование темы урока.

Задание: составить словосочетание, подобрав к слову из первой таблицы, относящемуся к изучаемому нами разделу, слово из второй таблицы

1.Световая

а) игрушка

2.Тепловая

б) волна

3.Механическая

в) индукция

4.Магнитная

г) электростанция

5.Звуковая

д) энергия

Дети записывают в тетради тему урока.

  1. Формулировка целей урока:

– выслушиваются мнения обучающихся, с целью выработки у них умений, направленных на осознанное избрание образовательных траекторий как для класса в целом, так и для каждого обучающегося в отдельности.

  1. Актуализация имеющихся знаний иполучение обучающимися новых знаний по теме урока.

Учитель: предлагает на выбор три источника для получения информации об обозначении изучаемой физической величины: учебник, справочник, интернет

Найденная учащимися информация записывается в тетрадь

Анализ данных таблицы, составленной по результатам демонстрационного эксперимента № 2:

Прямой проводник, расположенный между полюсами магнита, подвешенный к рычажным весам и уравновешенный, подключается к источнику тока.

После того, как цепь замыкается, равновесие весов нарушается, и приходится добавлять гири для установления равновесия весов. (На основе анализа проведенных измерений по результатам эксперимента с различными значениями силы тока, изменяемой с помощью реостата, была составлена таблица, которая и предложена обучающимся для анализа).

F,м Н

0,1

0,2

0,3

Il, Ам

0,02

0,04

0,06

F/ Il

5

5

5

Предлагается проанализировать данные таблицы и сделать вывод о зависимости силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля, от силы тока.

В случае, если ученики не могут высказать правильные предположения, им предлагается самостоятельно найти отношение силы к произведению силы тока на длину проводника и сравнить результаты, полученные в каждом столбике между собой.

По результатам анализа полученных данных:

обучающиеся приходят к выводу, что при изменении силы тока в проводнике, изменяется и сила, действующая на проводник с током в магнитном поле, но вот отношение величин, которое они определяли путем расчетов, остается величиной постоянной, а, следовательно, можно сделать вывод.

Вывод: данное отношение может быть использовано вкачестве характеристики магнитного поля, вкотором располагался проводник стоком.

Учитель, обобщая выводы обучающихся, просит их найти определение магнитной индукции в §46 и записать это определение и формулу для расчета величины в тетради.

Вопрос учителя:

Можем ли мы на основании формулы установить, как связана единица индукции магнитного поля в международной системе (СИ) с известными единицами физических величин?

Обучающиеся, используя записанную формулу, определяют, как новая единица измерения выражается через уже изученными и записывают ее название — тесла (Тл). Обязательно обращается внимание на заслуги Николы Тесла, югославского электромеханика, в честь которого названа данная единица измерения и предлагается 2–3 обучающимся (по желанию) подготовить к следующему уроку небольшую презентацию об экспериментах ученого в области исследования атмосферного электричества.

Вопрос учителя: Ребята, вспомните определение магнитной линии, которое вам уже известно (формулируют)

Работа вгруппах по 2 человека:

Задание на карточках: Определите направление магнитной линии в точке, указанной на рисунке (карточки № № 1–4 прилагаются)

Вопрос: Опираясь на известное определение магнитной линии и изученные правила, можете ли вы решить предложенные задачи? (нет)

Задание: попробуйте найти в тексте параграфа то определение, которое поможет вам в решении задачи и, опираясь на него, попробуйте выполнить задание.

  1. Первичное закрепление новых знаний: Предлагается рассмотреть способы решения задач на определение направления магнитной линии (при этом акцентируется внимание обучающихся на том факте, что задания такого типа входят в КИМы ЕГЭ по физике для 11 класса)

Рис. 1

Рис. 2

Обучающиеся самостоятельно (но при возникновении такой необходимости, под руководством учителя), опираясь на изученное ранее правило буравчика, и используя новое определение магнитной линии, отрабатывают умение правильно определять направление магнитной линии в различных точках, лежащих на магнитной линии (работать удобно с теми же самыми карточками)

  1. Первичная проверка понимания сути изученных понятий

1) Упр. 37 № 2

  1. Коррекция. Если у обучающихся остались вопросы по изучаемому материалу, то осуществляется корректировка.
  2. Домашнее задание: §46, упр.37(1)

Литература:

  1. А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, Физика 9 класс : учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. — М. : Дрофа, 2014. — 319
Основные термины (генерируются автоматически): магнитное поле, магнитная линия, обучающийся, демонстрационный эксперимент, урок, единица измерения, источник тока, левая рука, письменная часть, физическая величина.


Похожие статьи

Конспект урока физики на тему «Закон Кулона» (по учебнику «Физика 10 класс» Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского)

Конспект урока по чтению в 1-м классе. Тема: сказка «Курочка Ряба». Учебник: В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина «Букварь»

Изложение теории делимости в УМК «Математика 5–6» авторского коллектива А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе по учебнику «Геометрия 7-9 кл.» Атанасян Л.С.

Формирование у младших школьников умения учиться в условиях реализации ФГОС (из опыта работы). Конспект урока обучения грамоте по развивающей системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Организация работы в ДОУ по внедрению программы И. А. Кузьмина и А. В. Камкина «Социокультурные истоки»

Конспект урока по физике для 7 класса по теме «Сила трения»

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)» в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики»

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Состав числа 8»

Похожие статьи

Конспект урока физики на тему «Закон Кулона» (по учебнику «Физика 10 класс» Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского)

Конспект урока по чтению в 1-м классе. Тема: сказка «Курочка Ряба». Учебник: В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина «Букварь»

Изложение теории делимости в УМК «Математика 5–6» авторского коллектива А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе по учебнику «Геометрия 7-9 кл.» Атанасян Л.С.

Формирование у младших школьников умения учиться в условиях реализации ФГОС (из опыта работы). Конспект урока обучения грамоте по развивающей системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Организация работы в ДОУ по внедрению программы И. А. Кузьмина и А. В. Камкина «Социокультурные истоки»

Конспект урока по физике для 7 класса по теме «Сила трения»

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)» в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики»

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Состав числа 8»

Задать вопрос