Об актуальности изучения русского родного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 09.07.2019

Статья просмотрена: 8884 раза

Библиографическое описание:

Горяева, Ю. В. Об актуальности изучения русского родного языка / Ю. В. Горяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 239-240. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61492/ (дата обращения: 18.12.2024).



Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.

Н. Лесков

Русский язык — один из величайших языков, на котором разговаривает огромное количество людей. Русский язык — самый распространенный славянский язык, также это самый распространенный язык в Европе. Русский язык — государственный язык Российской Федерации, один из двух государственных языков Белоруссии, один из официальных языков некоторых стран, один из шести рабочих языков ООН и ЮНЕСКО и других международных организаций. В России русским языком владеют более 146 млн человек, в мире около 215 млн.

Русский язык настолько велик и разнообразен, что его изучают по всему миру. Многие ученые занимались и занимаются изучением русского языка, который подобно живому организму не стоит на месте, а постоянно развивается и изменяется.

Актуальность изучения русского родного языка обусловлена множеством факторов. Речь подростков во все времена наполнена самобытным сленгом, который состоит из слов, которые кажутся молодежи актуальными, интересными, а также объединяют в единый коллектив, с одним общим языком. Современное интернет-пространство пестрит словами из современного сленга, с основном это иноязычные фразы, так молодежь часто употребляет слово «изи» (англ. Easy — легко) в значении «легкость», «простота». Англицизмы давно и прочно вошли в нашу жизнь, но в речи современной молодежи встречаются и более оригинальные фразы, такие как «спулаё-мулаё» — переиначенная фраза из известной «Spotlight moonlight», которые становятся «мемами» — так же с свою очередь этот термин также пришел в нашу речь из интернет-пространства. Таким образом мы видим глобальную наполненность речи интернет-сленгом. На второй план уходит красота и разнообразие речи, современный ритм жизни заставляет людей помещать свои размышления в ограниченное количество символов, данное создателями социальных сетей и гаджетов, так рождается сленг, в который все больше внедряются иностранные слова.

Лингвист А. П. Сумароков, внесший огромный вклад в русский литературный язык на раду с М. В. Ломоносовым. был ярым противником иностранных слов в русском языке, которые сейчас мы активно употребляем в своей речи. Возможно, в будущем современный сленг так же прочно войдет в разговорную речь и русский литературный язык, но на данном этапе развития языка остро ощущается недостаточность литературной наполненности.

Язык Пушкина все дальше уходит в историю, но невозможно создать будущее не помня прошлого, а это значит, что актуальность развития русского языка, как языка, на котором говорит молодежь, умения использовать его и применять его возможности высока как никогда.

3 августа 2018 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал закон «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 25 июля 2018 года и одобренный Советом Федерации 28 июля 2018 года.

Министерство образования и науки России разработало примерную программу курса «Русский родной язык». В пояснительной записке программы главной целью предмета обозначено углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете.

Преподавание русского языка как родного будет вестись параллельно с обязательным курсом русского языка. Важно, что время, отведенное на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углубленного изучения основного курса «Русский язык», таким образом с 5 по 9 класс будет изучаться отдельный предмет, направленный на развитие знаний, умений и навыков, обращенных к родному языку.

Таким образом курс «Русский родной язык» актуализирует цели воспитания активной гражданской позиции, патриотизма, любви к родному языку и культуре, популяризация родного языка.

Благодаря этому курсу будет совершенствоваться культура речи, коммуникативные умения, а также, что важно, будет обеспечено свободное владение русским литературным языком в различных ситуациях.

Проектная деятельность в рамках изучаемого предмета подразумевает развитие исследовательского мышления, развитие самостоятельности в приобретении знаний.

Все цели, поставленные в пояснительной записке к рабочей программе, пути и способы их достижения, помогут современной молодежи проникнуться красотой родного языка, пополнить словарный запас, использовать родную речь соответственно представившейся ситуации с актуальной позиции и с соответствующей эмоциональной окраской и стилистическим оформлением.

Как же помогут уроки русского родного языка достигнуть целей повышения интереса к литературной речи в свете Федерального государственного образовательного стандарта? Изначально перед обучающимися может быть поставлена задача подобрать определенное количество синонимов к какому-либо слову, количество должно быть таким, чтобы обучающиеся не смогли его заполнить, используя сленг в такой мере, в которой синонимы останутся понятными.

Пополнить свои знания и выполнить поставленную задачу можно будет при помощи исследовательской деятельности. Обучающимся могут быть предложены словари, классические художественные произведения, тематические выставки и подборки материала, который будет изучен и путем мозгового штурма найдены необходимые синонимы. Обучающиеся отметят красоту и разнообразие родного русского языка.

Каждый урок курса будет на шаг приближать обучающихся к литературному языку, осознанию его величия и красоты. Как писал И. С. Тургенев: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Частью великого народа должен ощущать себя каждый подросток, говорящий на русском языке, стремиться к овладению именно тем уровнем речи, который позволит ему чувствовать себя достойным гражданином своей страны.

Таким образом можно прийти к выводу, что русский язык важно и необходимо изучать не только с точки зрения государственности. Русский язык как родной язык поможет узнать и раскрыть предмет с новой для обучающихся стороны, со стороны культуры речи, восприятия, ценности богатств языка. Помимо русского родного языка следовало бы рассматривать историю родного языка, где обучающиеся могли бы узнавать о становлении и развитии, а также родного диалекта, который в современном ритме жизни утрачивается и его сохранение особенно актуально в отдельных регионах России. В настоящее время все эти знания даются в рамках предметов русский язык и литература, а также элективных курсов.

Литература:

  1. Обзор изменений Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Редакция от 17.06.2019
  2. Примерная программа (далее — программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, родной язык, Российская Федерация, русский литературный язык, русский родной язык, великий народ, литературный язык, современная молодежь, современный ритм жизни, современный сленг.


Задать вопрос