В статье рассмотрена актуальность управления уровнем инвестиционной привлекательности предприятия. Описаны основные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные организации при привлечении финансовых средств. Предложены пути решений, при помощи которых возможно увеличение уровня инвестиционной привлекательности предприятия.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, управление, конкурентоспособность, инвестиции, финансовая устойчивость, финансовые ресурсы.
Роль инвестиционной привлекательности в управлении предприятия отыгрывает немаловажную роль при стратегическом развитии субъекта. На сегодняшний день, научные исследования на вопрос инвестиционной привлекательности и управления ее уровнем является актуальной темой. Несмотря на большую научную базу, все еще остаются открытыми вопросы пути повышения инвестиционной привлекательности предприятия, в частности, в условиях современной экономики Российской Федерации, где наблюдаются нестабильные процессы внутренней и внешней экономической конъюнктуры.
Актуальность научной статьи связана с тем, что проблема инвестиционной привлекательности касается каждой коммерческой организации, а из-за нестабильных условий внешней среды, появляется необходимость решения основных проблем и разработка/поиск путей повышения уровня финансовой устойчивости бизнеса.
Целью научной статьи является анализ основных проблем инвестиционной привлекательности предприятий в России и пути их решения.
В рамках научного исследования необходимо решение следующих задач:
– рассмотреть актуальность управления уровнем инвестиционной привлекательности предприятия;
– описать основные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные организации при привлечении финансовых средств;
– предложить пути решений, при помощи которых возможно увеличение уровня инвестиционной привлекательности предприятия.
Современная модель экономики включает в себя неотъемлемую часть — конкурентную среду, которая заставляет каждое предприятие улучшать качество своей продукции. Повышение конкурентоспособности возможно благодаря многим действиям, к примеру, модернизация производственных мощностей, расширение рынка сбыта или продуктовой линейки, улучшение качества трудовых ресурсов или найму высококвалифицированных менеджеров, которые способны вывести компанию на новый уровень.
Однако, все эти действия возможны лишь при наличии значительных финансовых средств, которые могут быть получены двумя способами. С внутренних источников (прибыль компании), или с внешних источников (кредитные линии, инвестиции и эмиссия ценных бумаг). Именно по этой причине, каждое предприятие требует значительных финансовых вливаний при развитии своей деятельности, что возможно лишь благодаря высокому уровню инвестиционной привлекательности компании [3].
В частности, актуальным вопросом инвестиционной привлекательности является развитие российских предприятий, активность которых неоднозначная. С одной стороны, наблюдается рост капитальных инвестиций, с другой стороны, в наличие есть проблемы, которые формируют тенденцию снижения инвестиционной активности в отдельных отраслях экономики нашей страны.
При привлечении финансовых ресурсов со стороны внешних источников, важным критерием оценки будет уровень инвестиционной привлекательности предприятия. К примеру, банки оценивают материальную стоимость организации, ее запасы, оборудования и бизнес-процессы. Инвесторы или потенциальные акционеры, оценивают предприятие, как бизнес-единицу, которая благодаря своим уникальным способностям может генерировать прибыль долгий промежуток времени, и кроме того, имеет способность к росту своей производительности [4].
Важнейшим критерием для руководства предприятия является уровень инвестиционной привлекательности их организации. Именно благодаря ее высокому уровню, руководство компании может привлечь необходимую сумму инвестиций по выгодным условиям, что позволит предприятию продолжить свой стратегический рост и развитие по сравнению со своими ключевыми конкурентами [2, с.36].
Главным элементом формирования инвестиционной привлекательности предприятия является высокий уровень рентабельности (прибыльности). Чтобы рассчитаться с кредитором, не нарушая договор, необходимо иметь размер дохода, который равен как минимум сумме взятому займу и проценту по его обслуживанию в установленные сроки [1, с.122].
Кроме того, наряду с высоким уровнем рентабельности, важнейшими элементами инвестиционной привлекательности организации выступают:
– долевой объем от общего потребительского рынка и объем продаж на нем;
– технологический уровень предприятия, объем информационных технологий внутри производственного цикла и уровень качества производственной базы;
– уровень качества трудовых ресурсов, рабочего персонала и менеджмента в руководстве;
– уровень конкурентоспособности предприятия;
– общий размер материальных и нематериальных активов на балансе предприятия;
– устойчивость финансового положения организации (платежеспособность, наличие ликвидных средств, уровень кредитной задолженности, источники финансирования).
Благодаря успешному долгосрочному стратегическому плану, компания имеет возможность повысить свою конкурентоспособность по сравнению с другими игроками своей отрасли. Это повышает спрос потребителей на ее готовую продукцию, что в свою очередь, улучшает экономические показатели деятельности предприятия.
При помощи проведенного экономического и финансового анализа предприятия, руководство может определить комплекс мероприятия по улучшению уровня инвестиционной привлекательности организации. Основными мерами и действиями руководства предприятия в этой связи могут быть:
– разработка долгосрочного стратегического плана развития предприятия;
– планирование новых направлений бизнес-деятельности компании;
– создание благоприятной кредитной истории;
– усиления контроля за расчетами по дебиторской задолженности;
– внедрение факторинговых операций и применение финансового лизинга вместо займов со стороны кредитных организаций;
– создание резервов по сомнительным задолженностям.
Таким образом, инвестиционная привлекательность — это важный аспект экономической безопасности предприятия, поскольку, благодаря нему, привлечение с внешних источников финансового капитала становится реальным сценарием. Развитие любой организации невозможно без дополнительного финансового капитала, который в наше время, является желаемым инструментов в глазах многих конкурентных предприятий. Инвесторы, оценивая вероятность выгодного вложения, в первую очередь, обращают свое внимание на многие показатели деятельности компаний-претендентов, что в сумме, формирует их уровень инвестиционной привлекательности.
Среди основных путей решения основных проблем предприятий России в области управления инвестиционной привлекательности числятся меры, которые направлены на формирование финансовой устойчивости коммерческой деятельности организации, а также изменение стратегии развития, включая создание новых направлений бизнеса.
Литература:
- Безрукова Т. Л., Шанин И. И., Травникова В. В., Марадудин А. Ф. Методы выявления риска / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 9–3. — С. 103–105.
- Ильина С. А. Сущность категории «инвестиционный климат» и категории «инвестиционная привлекательность» // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 153–157.
- Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию /Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. Пер. с англ. М.: Олимп — Бизнес, 2013. — 314 с.
- Экономический анализ в оценке бизнеса и управлении инвестиционной привлекательностью компании: учеб. пособие/ Н. А. Казакова. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 240 с.