Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, сетевые проекты, неформальное повышение квалификации.
Я думаю, вы со мной согласитесь: что самым ценным ресурсом любой организации являются ее работники. Коммуникативные, творческие, образованные и мобильные. Новый виток развития педагогических кадров, их профессиональных и личностных качеств — ключ к развитию и позитивным изменениям в любой образовательной организации и одно из важнейших условий успешности реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Сегодня требуется новый подход к повышению профессионального мастерства педагогов, которое возможно лишь в специально организованной образовательной среде, обеспечивающий и инициирующий такой рост.
Давайте с вами порассуждаем, что же такое неформальное повышение квалификации. Это совершенно новый и не знакомый термин? Или это хорошо забытое старое, но с новыми подходами и собственной системой?
Повышение квалификации — это не разовая акция, а непрерывный процесс постоянного совершенствования знаний и компетентностей, навыков и умений педагогов, их созидательной деятельности.
В первую очередь, это умение педагога реагировать на меняющуюся ситуацию в образовании (а у нас, согласитесь, в последнее время очень много изменений). Далее, возможность получить образование без отрыва от производства, получить с учетом собственных потребностей, при этом самостоятельно определив содержание, формы, методы и необходимые ресурсы. Обучаясь, педагог имеет возможность контролировать весь ход обучения, периодически возвращаясь к наиболее сложному материалу, здесь же апробировать полученные знания в практической деятельности, обобщить свой опыт работы и вырасти как в личностном, так и профессиональном планах.
Переход к внутрифирменному повышению квалификации педагогов позволит снять некое отчуждение процесса обучения педагогов от специфической потребности учреждения, то есть осуществлять его целенаправленно, предметно и содержательно, превратить методическую работу в учреждении в целостную систему непрерывного дополнительного профессионального роста педагогических кадров.
Каждый день мы сталкиваемся с проблемами, решаем задачи. От умения эффективно их решать зависит качество жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому, хочется, чтобы наши дети обладали всеми навыками решения проблем: умели получать и обрабатывать информацию, анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в незнакомой ситуации, планировать свою деятельность.
Размышляя над этим, задумываешься над вопросом как учить? учить, чтобы было интересно? В ответе кроется смысл образования, который сводится в общую идею — вовлечение учащихся в деятельность. В связи с этим назрела необходимость поиска таких методов, которые научили бы детей получать удовольствие от процесса приобретения знаний, а учителей — от процесса преподавания. Частично эту потребность восполняют различные дистанционные обучающие тренинги и мастер — классы, проводимые в рамках тех или иных образовательных сообществ. Но одна теория, пусть даже качественная, не даёт практического навыка, опыта продуктивного общения и работы в едином информационном пространстве. Одним из эффективных способов приобретения такого опыта, а значит и неформального повышения квалификации, являются, на мой взгляд, сетевые проекты.
Что такое сетевой проект?
Сетевой проект (далее СП) — совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата [1].
Достоинство СП в том, что они направлены на развитие личностных универсальных учебных действий по требованиям ФГОС, метапредметны и основаны на активном применении педагогических технологий и приёмов: обучение в малых группах сотрудничества, метод проектов, учебные дискуссии, мозговая атака, ролевые игры проблемной направленности, учебное исследование.
В чём методологическая основа сетевых проектов?
В результате внедрения ФГОС и принятия нового закона об образовании происходит переход современного российского образования на инновационный путь развития, а также переоценка взглядов на содержание школьного обучения. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указано [2], что целью школьного обучения в данный момент должно быть самостоятельное определение и достижение учащимися поставленных учебных целей. При этом они должны уметь оперативно принимать решения, анализировать полученные результаты, сравнивать объекты, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения, организовывать себя и свою деятельность, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, своевременно и адекватно решать практические и теоретические задачи в различных жизненных ситуациях на протяжении всей жизни.
Преимуществом проектов заключается в том, что авторами создаются все условия для разноуровневого обучения, чтобы каждый ребёнок работал в своем темпе и на своем уровне, при этом не испытывая дискомфорта.
Актуальность использования СП состоит в повышении развития коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования, работы в команде, в формировании умения работать над созданием продукта, как результата своей деятельности.
Организация сетевых проектов дает возможность учителю на более высоком уровне внедрять метод проектов в учебную деятельность. Учитель проводит проекты с учащимися разных городов и школ, обобщает свой педагогический опыт и совершенствует профессиональные навыки. Выйдя за рамки своего предмета, учитель получает совершенно новый опыт, который потом привнесет много интересного и продуктивного в его урок.
В заключение хочу подчеркнуть, что проведение сетевых проектов и участие в них школьников не только соответствуют современным требованиям ФГОС, но и являются стимулом (импульсом) для развития профессиональной компетенции педагога, его самообразования.
Литература:
- Сетевой проект // Первые шаги в сетевых проектах. URL: https://sites.google.com/site/pervyesagivsetevyhproektah/cto-takoe-setevoj-proekt (дата обращения: 09.07.2019).
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102145650&backlink=1&&nd=102145494 (дата обращения: 09.07.2019).