Мифологическая лексика в поэзии И. А. Бродского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 14.07.2019

Статья просмотрена: 600 раз

Библиографическое описание:

Новописная, А. А. Мифологическая лексика в поэзии И. А. Бродского / А. А. Новописная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61541/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассмотрены примеры мифологической лексики на основе произведений И. А. Бродского. Проанализированы характерные особенности языка поэта. Выявлено, что в своём творчестве Бродский неоднократно обращается именно к культурным фактам, связанным с античной (и греческой, и римской) культурой. На основе проведенного исследования предлагается выделить лексемы на несколько групп: имена античных богов и героев, номинации групп персонажей по общему признаку, мифологические топонимы.

Ключевые слова: мифоним, языковая картина мира, лингвокультурология, И. Бродский, поэтический текст, мифология.

Говоря о языке Бродского, нельзя не обратить внимания на его необычность, складывавшуюся из культурного субстрата, образования, личных убеждений, политической ситуации, в которую он был включён, и т. д. Известно, что выросший в послевоенном Ленинграде Иосиф Бродский в возрасте шестнадцати лет был вынужден покинуть школу, чтобы иметь возможность зарабатывать на жизнь (таким образом, он получил только основное среднее образование), интересовался медициной и военным делом (но по ряду причин не состоялся ни в одной из этих сфер), изучал несколько иностранных языков, читал много и хаотично, принимал активное участие в литературной жизни Ленинграда и даже стал одним из тех, кого впоследствии назвали «ахматовскими сиротами» — как известно, так называли условное объединение четырёх поэтов, ставших в некотором роде продолжателями дела Анны Ахматовой — собственно Бродского, Анатолия Наймана, Евгения Рейна и Дмитрия Бобышева.

Нами было проанализировано около двухсот поэтических текстов Иосифа Бродского, написанных им в период с 1963 по 1998 гг. на русском языке. Анализ данной выборки показывает, что в своём творчестве Бродский обращается именно к культурным фактам, связанным с античной (и греческой, и римской) культурой. При этом важно, что автор соотносит с культурным фактом как лексемы, так и синтаксемы, номинирующие их. Эти лексемы и синтаксемы можно разделить на ряд групп.

Имена античных богов и героев. Данная группа является наиболее частотной, и в нашей выборке включает в себя следующие лексемы и синтаксемы (приводятся в контексте):

У Корбюзье то общее с Люфтваффе,

что оба потрудились от души

над переменой облика Европы.

Что позабудут в ярости циклопы,

то трезво завершат карандаши.

(«Роттердамский дневник», 1973)

Циклоп — в древнегреческой мифологии мощный и злой великан с одним глазом на лбу [8, с. 861]. В контексте данной цитаты включается в сравнение: карандаш архитектора, отстраивающего город после нацистских бомбёжек, сравним со слепой яростью мифического существа. Кроме того, в данном контексте двояким является и номен Европа — нельзя с уверенностью сказать, идёт ли речь о части света, или же о финикийской царевне Европе, похищенной Зевсом.

Оттого-то Урания старше Клио.

Днем, и при свете слепых коптилок,

видишь: она ничего не скрыла,

и, глядя на глобус, глядишь в затылок.

(«К Урании», 1981)

Урания — дочь Зевса, муза астрономии, мать Гименея.

Клио — дочь Зевса, муза истории.

В данном контексте содержится указание на степень старшинства, что, по-видимому, указывает на первичность сотворения мира, и лишь потом — его истории. Урания, покровительница звёздных путей и навигации, по определению не может быть младше музы истории, поскольку сама является для истории отправной точкой.

Тщетно драхму во рту твоем ищет угрюмый Харон,

тщетно некто трубит наверху в свою дудку протяжно.

Посылаю тебе безымянный прощальный поклон

с берегов неизвестно каких. Да тебе и неважно.

(«На смерть друга», 1973)

Харон в древнегреческой мифологии — сын Никты (богини Ночи), мрачный старец в лохмотьях, перевозчик душ умерших через реку Стикс, взимавший за это плату — монету, которую в Древней Греции обычно клали мёртвым под язык. Важно при этом, что Харон перевозит только те души, чьи тела были погребены по всем правилам.

Менее частотной в лирике Бродского является лексика, номинирующая объекты архитектуры, средства передвижения, группы персонажей и т. д. В настоящей работе мы не выделяем частей внутри этого подвида лексики, поскольку в качестве объекта исследования выбрали только те поэтические тексты И. А. Бродского, которые были написаны на русском языке. Разделение носит условный характер, и потому может быть дополнено.

Номинации групп персонажей по общему признаку. Музы — покровительницы искусств и наук. Как было сказано выше, лексика, номинирующая каждую по отдельности, представлена в творчестве Бродского более явно, однако собирательное название присутствует в следующих произведениях:

То не Муза воды набирает в рот.

То, должно, крепкий сон молодца берет.

И махнувшая вслед голубым платком

наезжает на грудь паровым катком.

(«То не Муза воды набирает в рот…»)

И далее:

Не догонит!.. Поелику ты — как облак.

То есть, облик девы, конечно, облик

души для мужчины. Не так ли, Муза?

В этом причины и смерть союза.

(«Прощайте, мадемуазель Вероника»)

И далее:

Две молодых брюнетки в библиотеке мужа

той из них, что прекрасней. Два молодых овала

сталкиваются над книгой в сумерках, точно Муза

объясняет Судьбе то, что надиктовала.

(«Римские элегии»)

С прокомментированным выше термином связан и термин аониды — он относится только к тем музам, которые были связаны с искусством:

И, чтоб гончим не выдал

— ни моим, ни твоим –

адрес мой храпоидол

или твой — херувим,

на прощанье — ни звука;

только хор Аонид.

Так посмертная мука

и при жизни саднит.

(«На прощанье — ни звука»)

Циклопы — дети Геи и Урана, могучие одноглазые великаны, которые воинственно настроены:

Июльский полдень. Капает из вафли

на брючину. Хор детских голосов.

Вокруг — громады новых корпусов.

У Корбюзье то общее с Люфтваффе,

что оба потрудились от души

над переменой облика Европы.

Что позабудут в ярости циклопы,

то трезво завершат карандаши.

(«Роттердамский дневник»)

Мифологические топонимы. Залетейская держава (иноск.) — то же, что и Аид. Аид — царство мёртвых в древнегреческой мифологии, т. е. то, что находится за Летой:

Невозможность свиданья

превращает страну

в вариант мирозданья,

хоть она в ширину,

завидущая к славе,

не уступит любой

залетейской державе;

превзойдёт голытьбой.

(«Строфы»)

Атлантида — мифический остров-государство:

…было впустую. Теперь ослабь

цепочку — и в комнату хлынет рябь,

поглотившая оптом жильцов, жилиц

Атлантиды, решившей начаться с лиц.

(«В окрестностях Атлантиды»)

Лета — река забвения в царстве мертвых:

Маршал! поглотит алчная Лета

эти слова и твои прахоря.

Все же, прими их — жалкая лепта

родину спасшему, вслух говоря.

Бей, барабан, и военная флейта,

громко свисти на манер снегиря.

(«На смерть Жукова»)

Как видим, в своём лирическом творчестве И. Бродский очень часто прибегает к использованию мифонимов, соотносящимися с античной культурой в целом, однако среди них важное место занимают мифонимы римского (латинского) происхождения. Если же номинируется факт, характерный и для эллинов, и для римлян, то поэт избирает латинизированный вариант, что, по-видимому, связано с тем, что Бродский был увлечён переводной и оригинальной зарубежной литературой, а со временем и вовсе вынужден был жить в ситуации диглоссии. Хотя, безусловно, лексика, восходящая к греческой мифологии, также представляет собой весьма обширный пласт, однако, как видим из представленной подборки, представлена в гораздо меньшей степени и зачастую дублирует факты римской и/или италийской культуры.

Литература:

  1. Абелинскене, И. Ю. Художественное мировоззрение поэта конца XX века: (Творчество И. Бродского) / И. Ю. Абелинскене. — Екатеринбург, 1997.
  2. Баткин, Л. Вещь и пустота. Заметки читателя на полях стихов Бродского / Л. Баткин // Журнальный зал. «Октябрь» № 1. — 1996.
  3. Валгина, Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. — М.: Логос, 2003. — 280 с.
  4. Гандлевский, С. М. Порядок слов / C. М. Гандлевский. — Екатеринбург, 2001. — 432 с.
  5. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. — М.: Наука, 1987. — 218 с.
  6. Гордин, А. А. Иосиф Бродский и мир: Метафизика, античность, современность / А. А. Гордин. — СПб., 2000.
  7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 1989. — 924 с.
Основные термины (генерируются автоматически): древнегреческая мифология, аид, атлантида, дочь Зевса, Европа, Муза воды, муза истории, номинация групп персонажей, общий признак, перемена облика Европы, Роттердамский дневник, русский язык.


Похожие статьи

Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)

Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...

Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...

Методические аспекты изучения в школе гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

В статье представлено осмысление возможностей изучения гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в школе. Рассмотрены методические аспекты изучения романа, а также проанализированы подходы к исследованию гастрономических...

Ихтиологические образы в поэзии символистов (на основе стихотворения В. Брюсова «Солнцеворот»)

Ихтиологические образы фольклора и литературы можно отнести к архетипическим образам, поскольку они связаны с древнейшими представлениями людей о мире и пронизывают литературу от древности до сегодняшнего дня. В данной статье делается попытка выявить...

Ихтиологические образы в поэзии акмеистов (на основе стихотворения О.Э. Мандельштама «Реймс – Лаон»)

Ихтиологические образы – наиболее часто встречающиеся образы в русской литературе. Образы рыб могут заключать в себе языческую, христианскую и фольклорную традицию. В данной статье делается попытка выявить своеобразие ихтиологических образов в поэзии...

Специфика языковой объективации труда в русских паремиях

В статье рассматривается проблематика языковой объективации труда в русском языке, в контексте пословиц и поговорок. Описывается роль пословиц и поговорок, как материала для лингвистических исследований, их значимость для понимания языковой картины м...

Принципы изучения этимологического значения и символики компонента зоонима в составе русских и английских фразеологических единиц

В статье рассмотрены принципы изучения этимологического значения и символики компонента зоонима в составе русских и английских фразеологических единиц (ФЕ). Общепризнанно, что фразеология — это сокровищница языка. Во фразеологизмах находит отражение ...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Диалектная лексика в рассказах В. М. Шукшина

В данной статье рассматривается диалектная лексика, функционирующая в рассказах В. М. Шукшина и репрезентирующая особенности речи персонажей и автора; в работе вычленяются лексические группы диалектизмов (фонетические, словообразовательные, лексико-с...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Похожие статьи

Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)

Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...

Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...

Методические аспекты изучения в школе гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

В статье представлено осмысление возможностей изучения гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в школе. Рассмотрены методические аспекты изучения романа, а также проанализированы подходы к исследованию гастрономических...

Ихтиологические образы в поэзии символистов (на основе стихотворения В. Брюсова «Солнцеворот»)

Ихтиологические образы фольклора и литературы можно отнести к архетипическим образам, поскольку они связаны с древнейшими представлениями людей о мире и пронизывают литературу от древности до сегодняшнего дня. В данной статье делается попытка выявить...

Ихтиологические образы в поэзии акмеистов (на основе стихотворения О.Э. Мандельштама «Реймс – Лаон»)

Ихтиологические образы – наиболее часто встречающиеся образы в русской литературе. Образы рыб могут заключать в себе языческую, христианскую и фольклорную традицию. В данной статье делается попытка выявить своеобразие ихтиологических образов в поэзии...

Специфика языковой объективации труда в русских паремиях

В статье рассматривается проблематика языковой объективации труда в русском языке, в контексте пословиц и поговорок. Описывается роль пословиц и поговорок, как материала для лингвистических исследований, их значимость для понимания языковой картины м...

Принципы изучения этимологического значения и символики компонента зоонима в составе русских и английских фразеологических единиц

В статье рассмотрены принципы изучения этимологического значения и символики компонента зоонима в составе русских и английских фразеологических единиц (ФЕ). Общепризнанно, что фразеология — это сокровищница языка. Во фразеологизмах находит отражение ...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Диалектная лексика в рассказах В. М. Шукшина

В данной статье рассматривается диалектная лексика, функционирующая в рассказах В. М. Шукшина и репрезентирующая особенности речи персонажей и автора; в работе вычленяются лексические группы диалектизмов (фонетические, словообразовательные, лексико-с...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Задать вопрос