В статье 4 закона Республики Узбекистан «Об охране природы» (1992-г). Говорится об «…обязательности экологического образования во всех учебных заведениях».
Основной целью экологического образования является формирование осознанного отношения к экологическим проблемам у всех слоев населения, включая высшее образования. Для этого им необходимо обладать знаниями государственных экологических требований, достаточными навыками компетенций. В настоящее время внедрение устойчивого передового экологического образования имеет решающее значение.
Специалисты с высшим образованием должны заниматься не только изучением современных экологических проблем. Они должны предвидеть последствия существующих экологических проблем и организовывать свою работу таким образом. Для этого необходимо искать, изучать, исследовать науке. Каждый должен иметь знания о вселенной, Солнце, Земле, природе и гармонии живых существ, чтобы изучать и понимать свои текущие экологические проблемы.
Среди живых существ человеческие существа, обладают единственным разумом и могут мыслить. Человек также является неотъемлемой частью общества и имеет бисоциальную сущность. Согласно последним научным исследованиям, современное человечество имеет единственную генотипическую основу и происходит от генотипа единственного мужчины и женщины около 150 000 лет назад (Акимова 1998).
История развития человека основано на адаптации к природным условиям, создании новых земель, выявлении и приобретении природных ресурсов. На начальной стадии развития рост населения ограничивается такими факторами, как нехватка продовольствия, дикая природа, климатические условия. В истории эволюционного развития системы «Природа-общество» пять социально-экологических этапов.
- Долгое время люди охотились за готовой продукцией. Люди полностью зависели от окружающей среды и наличия пищи. Около 40 000 лет назад в мире проживало более 10 миллионов человек. В течение следующих 30 000 лет человек решил вопрос снабжения продовольствием благодаря совершенствованию орудий труда и охоты разведению животных, выращиванию некоторых растений.
В этот период воздействие людей на окружающую среду было на местном уровне. Это называется примитивной стадией. Позже, с развитием сельского хозяйство и животноводство, люди стали жить в оседлом виде и общество было сформировано. Характер и масштабы воздействия человека на окружающую среду изменились.
- Менее 10 000 лет назад роль продовольствия и ограничения природных ресурсов было уменьшено. Население мира превысило 50 миллионов человек. Образовались древние города, культура развивалась. Ранее экологическое знания об образе жизни, среде обитания и адаптации растений и животных, а также об изменениях количество артефактов до эпохи возникли в древнем Риме и Греции. В течение этого периода обсуждалось влияние человека на природу, разрушение лесов, засоление земель и условия опустынивания. В результате антропогенного воздействия некоторые виды животных были уничтожены, а особые виды растений и животных защищены. Это упоминается как аграрный шаг. Позднее влияние людей на природную среду возросло.
- В средние века население превышало 500 миллионов. Среднеазиатские экологические знания появились. Экологические знания развивались в Европе во время пробуждения. В конце XVIII века, 1784-году, когда было изобретено паровое устройство, начался индустриальный этап в истории человечество. За это время люди стали использовать разнообразные природные ресурсы и увечили количество антропогенного метаболизма.
- В XIX веке население превысило 1 миллиард, объем добычи и эксплуатации природных ресурсов увеличился, а некоторые виды растений и животных исчезли. Загрязнение окружающей среды стало усиливаться. Со второй половины XIX века даётся техногенная фаза в истории общество. В 1864-году ученный географ Г. Марш (1801–1882) опубликовал книгу под названием «Человек и природа или влияние человека на изменение географический условий природы». Г. Марш впервые написал книгу о негативном воздействии человека на природу, проанализировал серьёзные экологические последствия сознательного и застойного воздействия человека на природу и осознал необходимость новой науки «Новой географии». В 1861году Э. Геккель (1834–1919) основал экологическую науку. В появлении экологии эволюционные учения Ч Дарвин(1809–1882) играют важную роль. Экология сформировалась как отдельная наука в начале XX века. Появилось первобытная экология растений и животных, позднее — экология человека и социальная экология. В XX веке природа и общество начали обостряться. Дефицит основного минерального сырья и чрезмерное вымирание привели к неблагоприятным социально-политическим и экологическим последствиям. Резкий рост населения Земли связан с увеличением средней продолжительности жизни людей, улучшением питания, прекращением некоторых заболеваний, снижением детской смертности и так далее.
- В результате роста населения и возросшего воздействия на окружающую среду возникли местные, региональные, глобальные экологические проблемы. Ядерная энергия стало широко использоваться. Человек поднялся в космос и покорил луну. Общество стало развиваться в ноосферную («Ноос»-интелект, «сфера»-оболочка) стадию развития.
Устойчивость биосферы, коры нашей планеты, серьезно пострадало. Площадь лесов сократилась, опустынивание, резкое сокращение численности видов и сильное загрязнение окружающей среды. 1960 годы ознаменовались глобальным экологическим кризисом и против него было сформировано организованное общественное движение. В развитых странах были приняты законы, создано много международных экологических организаций, были созваны экологические конференции и подписаны конвенций. Непосредственное участие людей в сфере обитания повышает значимость экологии как науки. В XXI веке конфликты между природой и обществом усиливаются. В случае неспособности принять адекватные меры в течение следующего десятилетия, экологическая катастрофа может быть неизбежной. В процессе изучения и решения экологических проблем было реализовано интеграция экологии с естественными, конкретными и общественными науками. Предмет изучения экологии расширился и становится «Наукой об общих законах природы и общество». Термин «Экология» также понимается как «Междисциплинарное знание структуры и функционирование взаимосвязанных междисциплинарных систем в природе и обществе». (Одум 1986).
В настоящее время разрабатывается комплексная макроэкология, охватывающая вопросы окружающей среды. (Реймерс 1992, Акимова, Хаскин 1998). Он включает теоретическую экологию, биоэкологию, геоэкологию, экологию человека и практическую экологию.
Когда речь заходит об экологии, поддержание чистоты улиц, защита воды и защита воздуха от загрязнения непонятный. Это независимый исследователь, изучающей эколого-жизненные процессы, собственные экологические проблемы человека. Системный подход к методологическим основам современной экологии заключается в создании наблюдении, экспериментов и моделирования в природе. Экология — это и естественная, и социальная (гуманитарная) наука.
Существует два подхода к изучению и решению существующих проблем в экологии современного мира.
Для ликвидации экологического кризиса жизненно важны моральное очищение и обновление людей. Каждый должен изменить свой образ жизни. Например, планирование добровольной человеческой семьи, отказ от определенных потребностей и находчивость являются одним из основных условий для поддержания устойчивого биоразнообразия.
Образования, развитие культуры и восстановление общенациональных и общечеловеческих ценностей играют положительную роль в решении существующих проблем.
Воздействие человека не ограничивается возможностями биосферы, рациональным использованием природных ресурсов и устойчивым развитием. Важно повысить экологическую грамотность населения в решении этих насущных проблем. В странах, где экологическое образование и профессиональная подготовка должным образом управляются и когда адекватные ресурсы расходуются на защиту окружающей среды, кризисы в кризисных ситуациях ликвидируются, и сохраняется путь к устойчивому развитию.
Литература:
- Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. М., 1998.
- Баратов П. Табиатни Муҳофаза қилиш. Тошкент, Ўқитувчи, 1991.
- Бекназаров Р. У., Новиков Ю. В. Охрана природы. Тошкент, Ўқитувчи, 1995.
- Красная книга Узбекской ССр. Том 1, Ташкент, Фан, 1983.
- Турсунов Х. Т., Рахимова Т. У. Экология. Тошкент, 2006.