В данной статье рассматриваются особенности понятия «гражданский брак», рассмотрены проблемные аспекты правового регулирования института фактических брачных отношений.
Ключевые слова: гражданский брак, фактические брачные отношения, семейное законодательство.
Традиционно брачно-семейные отношения анализировались в общем контексте общественного развития. Важность семейной организации образа жизни людей и семейной формы хозяйствования обусловливает сохранение данного социального института на протяжении всего периода истории человечества, хотя и в постоянно изменяющемся виде.
История знает примеры законодательного регулирования фактического брака. Так, законы Древнего Рима допускали внебрачное сожительство мужчины и женщины в целях создания брака, именовавшееся «конкубинат» — «дикий брак». Лица, состоявшие в конкубинате, не пользовались супружескими правами, в том числе и имущественными. При этом у рожденных в конкубинате детей возникали некоторые права: на алименты, ограниченное право на наследство после отца и др.
На дореволюционном этапе развития права в России заключение браков регулировалось и церковными, и светскими нормами права, однако вплоть до 1917 г. в России «не было социальных учреждений, в которых могли бы быть зарегистрированы браки без участия церкви. Русское законодательство знает только церковную форму брака; эта форма, и только эта, имеет у нас силу для лиц всех вероисповеданий, признанных государством [1].
Но именно церковными воззрениями, образованием множества религиозных направлений, философией «естественного права» и был порожден гражданский брак, то есть брак светского типа.
Гражданский брак, в точном смысле этого термина, не есть разновидность фактического брака, так как предполагал и предполагает его государственную регистрацию — вместо или вместе с венчанием, последнее на добровольной основе.
После событий Великой Октябрьской Революции церковный брак был объявлен частным делом и не имеющим юридической силы. Новой властью признавался только брак, заключенный в загсе, именно он, по нормативным документам, именовался «гражданским» и порождал права и обязанности супругов. Как известно, Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния” [2] был одним из первых законодательных актов советской власти. С принятием данного декрета произошли важнейшие, революционные реформы семейного законодательства. Не имел юридической силы брак, который был оформлен после принятия декрета по религиозному обряду. Но браки, которые были заключены в церковной форме до принятия декрета, сохраняли свою правовую значимость и при этом не нуждались в переоформлении. Не менее важным нормативным документом, который был принят сразу же вслед за первым декретом, являлся декрет «О расторжении брака» [3]. В соответствии с ним бракоразводные дела передавались административным и судебным органам. Его введение отражало новую государственную идеологию и означало практическую реализацию одного из ее основополагающих принципов — отделение церкви от государства.
В 1918 г. был принят «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» [4], который, помимо прочего, также свидетельствовал о том, что регулирование семейных отношений государство «не желало выпускать из своих рук».
Роль гражданского брака как брака именно официального с того времени противопоставлялась бывшему официальному — церковному — браку, который советская власть лишила прежнего статуса. Эту идею высказал тогда Я. Н. Брандербурский: «Регистрация — пережиток, со временем она, конечно, исчезнет, но сейчас она сохраняется, главным образом как средство борьбы с церковным браком”.
Термин «фактические брачные отношения” был впервые введен в юридическое употребление с принятием ВЦИК 19 ноября 1926 г. Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР [5], причем именно как антоним гражданского брака. И до 1944 года ведение совместного хозяйства и общее проживание считались достаточным условием для признания фактического брака настоящим со всеми вытекающими правами и обязанностями.
В 1940–1950 г.г. ученые, общественность и политические деятели начали проявлять беспокойство относительно кризиса семейных ценностей, семьи, основанной на браке. Но это привело не к либерализации законодательства, а наоборот, к «ужесточению» мер против фактических брачных союзов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. " Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» " [6] фактические брачные отношения были лишены юридической силы. Лицам, в них состоявшим, предоставлялась возможность зарегистрировать брак, указав при этом срок фактической совместной жизни.
Последующие кодексы — Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. [7] и Семейный кодекс Российской Федерации [8] — не содержат терминов «гражданский брак”, «фактический брак”, «фактические брачные отношения”.
Они подтвердили юридическую силу только за зарегистрированным в органах загса браком. Тому же служит и Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» [9].
Определение «гражданский» сопровождает понятие «брак» в связи с тем, что он заключается в органах государственной власти или в некоторых исключительных случаях в присутствии их представителей. Гражданский брак исторически возник как альтернатива браку церковному, и с точки зрения ретроспективного и действующего законодательства, это как раз брак официальный, зарегистрированный в государственных органах загса.
В отечественной юридической и социологической литературе более всего утвердилась точка зрения на брак как свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключаемый в органах записи актов гражданского состояния для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.
Прежде всего необходимо обратить внимание на многообразие терминов, обозначающих фактический брак: парный брак, конкубинат, сожительство, тайный брак, внебрачный союз, гражданский брак.
Термин, который мы в обыденной жизни используем для определения такого рода совместной жизни, как сожительство без оформления брака, то есть понятие «гражданский брак”, довольно эфемерный. Такого понятия ни в одном нормативном акте не существует, и он не имеет правового значения. Более понятной для определения правовой природы отношений является формулировка «фактические брачные отношения”.
Какие же факторы лежат в основе распространения неформальных семейных отношений? Существенными причинами распространения таких отношений в нашей стране являются негативные последствия социально-экономического кризиса в связи с переходом к рыночной экономике в начале 1990-х годов. К ним можно отнести: потеря гарантий занятости и минимальной зарплаты, распад централизованной системы обеспечения жильем, либерализация общественной жизни [10]. Сегодня регистрация брака в органах загса уже не является нормой для значительной части молодежи, так как это считается, по их мнению, ограничением их личной свободы.
К характерным особенностям фактических брачных отношений на наш взгляд следует отнести следующие: несанкционированность законом; наличие специфических — супружеских прав и обязанностей, принимаемых на себя супругами и контролируемых общественными институтами; относительная продолжительность отношений; совместное проживание и совместное ведение хозяйства.
Итак, под фактическими брачными отношениями следует понимать устойчивые социальные связи между людьми, не имеющие юридическое оформление и незафиксированные в органах загса.
На данный момент в Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении находится Законопроект № 368962–7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» (по вопросу о статусе фактических брачных отношений). [11] Настоящий законопроект предлагает прировнять статус фактических брачных отношений и зарегистрированных отношений, путем дополнения и внесения изменений в Семейный кодекс РФ.
Считаем, что фактический брак не следует приравнивать к зарегистрированному полностью. У каждого гражданина есть выбор, в каких отношениях состоять. Считаем нецелесообразным фактические брачные отношения приравнивать к юридически зарегистрированному браку. Следует наоборот провести ряд мер для укрепления института семьи и повышения ценности брака.
Тем не менее, существует объективная необходимость в области регулирования комплекса имущественных прав в фактических брачных отношениях. Так, И. Р. Альбиков: отмечал, что «...лица, которые состоят в фактических супружеских отношениях на основании действующего российского законодательства, могут наследовать после своих партнеров, в нескольких случаях, в том числе на базе завещания, поскольку завещатель имеет право по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, в том числе собственного фактического супруга, а также при признании фактического супруга к наследованию, как нетрудоспособного иждивенца на основании п. 2 ст. 1148 Гражданского кодекса РФ [12]. Данное действие имеет место только в случае, когда фактический супруг к моменту открытия наследства стал нетрудоспособным и находился на его иждивении наследодателя не менее года до смерти наследователя, проживая совместно с ним» [13].
Считаем, недопустимым сохранения существующего положения, когда миллионы граждан живут в бракоподобных союзах, но вне всякого правового урегулирования. Фактические брачные отношения получают все большее распространение и ограничиваться просто констатацией факта, что они не порождают правовых последствий недостаточно. За такой формой отношений целесообразно было бы признать некоторые правовые последствия в области имущественных отношений. В частности, за супругом, состоящим длительное время в фактических брачных отношениях, право на наследование по закону, а также прямо разрешить фактическим супругам заключать брачные соглашения, в том числе и с условием о распространении на их имущество режима общей совместной собственности супругов.
Литература:
- Проф. А. И. Загоровский. — «Курс семейного права”, 1909 г., стр. 51.
- Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр.161–163.
- Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. — 16 марта 1918 г. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957.
- Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22 октября 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 76. Ст. 818.
- Кодекс законов о браке и опеке РСФСР 1926 г. // СУ РСФСР. 1926. № 82. Ст. 612.
- Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. — № 37.
- Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969. № 326. Ст. 1086.
- Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1.
- Федеральный закон «Об актах гражданского состояния” от 15.11.1997 N 143-ФЗ // http://www.consultant.ru
- Лебединская В. П., Лебединская В. А. Гражданский брак как репетиция законных отношений // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 738–740.
- Проект Федерального закона N 368962–7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации”. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/(дата обращения: 01.02.2019).
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 3 от 26.11.2001 N 146-ФЗ // СЗ РФ.03.12.2001 –N49. — Ст. 4552.
- Альбиков И. Р. Защита прав и интересов лиц, состоящих в фактических супружеских отношениях: проблемы и правовые особенности их разрешения / И. Р. Альбиков // Семейное и жилищное право. 2015. № 2. С. 14–15.