Реализация гарантий местного самоуправления на примере отдельного города | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 15.07.2019

Статья просмотрена: 529 раз

Библиографическое описание:

Капустин, С. П. Реализация гарантий местного самоуправления на примере отдельного города / С. П. Капустин, Т. А. Штоббе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61612/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается особенности реализации гарантий местного самоуправления на примере конкретного муниципального образования.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная власть, органы местного самоуправления, гарантии местного самоуправления.

На сегодняшний день в Волгоградской области сформирована нормативная правовая база, регламентирующая полномочия органов государственной власти субъекта в области местного самоуправления. На территории области действуют региональные законы о наделении муниципальных образований соответствующим статусом и об установлении границ их территорий. Примером может служить Закон Волгоградской области от 21.03.2005 № 1031‑ОД «О наделении города‑героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ» [1]. Следует отметить, что процесс установления границы городского округа город‑герой Волгоград — административного центра области, проходил достаточно сложно и стал предметом судебных разбирательств. В силу этого Закон Волгоградской области № 1031‑ОД действует с изменениями, внесенными Решением Волгоградского областного суда от 29.06.2005 по делу № 3‑76/2005, и Определением Верховного Суда РФ от 28.09.2005 г. № 16‑Г05‑12.

На основе принятых «региональных» законов о наделении муниципальных образований соответствующим статусом и об установлении границ их территорий, сформирована территориальная организация местного самоуправления Волгоградской области. На территории Волгоградской области в настоящее время располагаются 1464 населенных пунктов, находящихся в составе 475 муниципальных образований: 32 муниципальных района, 6 городских округов, 437 поселений (29 городских и 408 сельских). По общему количеству муниципальных образований Волгоградская область занимает в Южном федеральном округе первое место. Во многом это объясняется тем, что она является самым крупным по площади территории субъектом округа. Вместе с тем в области меньше муниципальных районов и городских округов, чем в таких субъектах округа, как Краснодарский край и Ростовская область, которые значительно опережают Волгоградскую область по численности населения (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Сведения околичестве муниципальных образований вВолгоградской области исоседних субъектах РФ

В Волгоградской области отсутствуют такие типы муниципальных образований, как городской округ с внутригородским делением и внутригородской район как внутригородское муниципальное образование. При этом в административной структуре городского округа Волгоград сформировано восемь внутригородских районов, которые не имеют статуса муниципального образования, и в которых сформированы территориальные подразделения городской администрации. В силу этого высказываются предложения о наделении Волгограда статусом городского округа с внутригородским делением и предоставлении его административным районам статуса внутригородских муниципальных образований. В качестве аргументов «против» приводят опасность возникновения городского «сепаратизма», «растаскивания» города на части, вероятность потери управляемости городом как целостным образованием с единым экономическим пространством, единым коммунальным хозяйством, службами жизнеобеспечения на‑ селения и т. д. Аргументами «за» являются возможность приблизить власть к населению и разгрузить городской уровень управления от по‑ тока повседневных проблем. Очевидно, что в крупных городах, к числу которых относится Волгоград, осуществление местного самоуправления только на общегородском уровне во многих случаях приводит к потере связи между населением и городской властью. Несомненно, актуальная на сегодня проблема эффективной обратной связи между населением и органами власти крупных как по размеру территории, так и по численности населения городских округов должна решаться. Возможно, после формирования внутригородских муниципальных образований она отчасти и утратит свою остроту.

Рассмотрим примеры формирования подобных муниципальных образований в Российской Федерации.

В вопросе перехода на модель городского округа с внутригородским делением большое значение имеет диспозитивный характер данной нормы. Закон говорит о том, что в городских округах в соответствии с законами субъекта РФ местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов (абз. 2 ч. 1 ст. 10). То есть субъекты РФ вправе самостоятельно принимать решение переходить или не переходить на двухуровневую модель организации местного самоуправления. При этом перед принятием решения о дальнейшей судьбе города региональные власти согласно Закону о местном самоуправлении обязаны выявить мнение населения.

Стоит отметить, что регионы отнеслись к возможности создания внутригородских районов достаточно настороженно.

Так, по итогам анализа информационного пространства субъектов РФ, представленным в Аналитическом докладе Комитета гражданских инициатив [4], в мае — августе 2014 г. по вопросу создания внутригородских районов было выявлено, что в двух третях субъектов РФ вопрос не выносился на общественное обсуждение.

Только в 29 субъектах РФ (34 %) в той или иной мере публично проводилось обсуждение новой модели. Из них высказались против создания внутригородских районов представители региональной и муниципальной власти 21 субъекта РФ (Саратовская область, Оренбургская область, Архангельская область, Пермский край, Республика Чувашия, Кировская область, Костромская область, Владимирская область, Курская область, Омская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Томская область, Калужская область, Приморский край, Липецкая область, Калининградская область, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская область).

В 8 субъектах РФ был проявлен интерес к созданию внутригородских районов, из них в 7 субъектах РФ организовано теоретическое обсуждение перспектив такой формы организации местного самоуправления (Республика Карелия, Волгоградская область, Ростовская область, Нижегородская область, Вологодская область, Новосибирская область, Республика Дагестан). И только лишь в городском округе Челябинске в 2014 г. модель городского округа с внутригородским делением впервые была полностью реализована, там были созданы 7 внутригородских районов и проведены выборы в органы местного самоуправления. Позднее, в 2015 г., вступили в силу аналогичные законодательные акты Самарской области и Республики Дагестан об организации местного самоуправления в городских округах с внутригородским делением Самаре (9 внутригородских районов) и Махачкале (3 внутригородских района). В 2016 и 2017 гг. новых городских округов с внутригородским делением не создавалось [2].

Интересно, что на двухуровневую организацию городской власти так и не решилась Волгоградская область, на территории административного центра которой (в г. Волгоград) в 2014 г. проводился признанный успешным эксперимент по внедрению двухуровневой системы городского управления. Не спешит с этим и Свердловская область, несмотря на подготовленную законодательную базу. Ульяновская область ограничилась пока принятием акта о порядке учета мнения граждан при переходе на двухуровневую организацию городской власти. Ничего не слышно о предложениях двухуровневости и в тех городских округах, на территории которых потребность в децентрализации власти назрела (например, городские округа Новороссийск, Сочи) [3].

Таким образом, практика преобразования городских округов в городские округа с внутригородским делением особого распространения не получила.

Литература:

  1. Закон Волгоградской области от 21.03.2005 № 1031‑ОД «О наделении города‑героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ» // Волгоградская правда. 2005. № 49 (22 марта).
  2. Доклад о состоянии местного самоуправления и деятельности Минюста России по развитию его правовых и организационных основ в 2016 году / Министерство юстиции Российской Федерации // URL: http://minjust.ru/sites/default/files/doklad_o_sostoyanii_msu_i_d-sti_minyusta_po_razvitiyu_ego_pravovyh_i_organizacionnyh_osnov_v_2016_g._predvaritelnye_dannye_10.02.17.pdf. (дата обращения: 04.04.2019).
  3. Баженова О. И. Современные проблемы организации муниципальной власти в городских округах: состояние и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7. С. 54–66.
  4. Максимов А., Соснин Д., Озяков А. Аналитический доклад «Опыт создания городских округов с внутригородским делением: проблемы и перспективы» / Комитет гражданских инициатив. URL: https://komitetgi.ru/analytics/3158/. (дата обращения — 04.04.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Волгоградская область, внутригородское деление, городской округ, субъект РФ, волгоград, городская власть, городской, образование, округ.


Похожие статьи

Понятие, предмет и метод местного самоуправления

В данной статье рассматривается понятие, предмет и метод муниципального права и местного самоуправления, его особенности, признаки, возможности и проблемы на современном этапе. Кроме того, изучается необходимость создания органов местного самоуправле...

Правовые особенности структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании

В статье автор рассматривает правовые особенности структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании.

Проблемы деятельности территориального общественного самоуправления

В данной статье дано определение понятию территориальное общественное самоуправление, рассмотрены его основные особенности. Определены основные проблемы деятельности территориального общественного самоуправления.

Понятие и природа института территориального общественного самоуправления

В статье рассматривается такая форма осуществления населением местного самоуправления и общественных инициатив как организация территориального общественного самоуправления, его природа и сущность.

Особенности организации местного самоуправления в Москве

В статье раскрываются законодательные особенности организации местного самоуправления в Москве. Автор дает определение основных территориальных единиц, входящих в структуру субъекта Федерации, раскрывает характерные особенности осуществления местного...

Проблемные вопросы полномочий главы местного самоуправления

Концепция местного самоуправления как формы публичной власти до сих пор недостаточно исследована в теории государства и права, а также в области управления и самоуправления, что связано с её относительной новизной и тем, что в прошлом она главным обр...

Понятие территориальной организации местного самоуправления

В статье рассмотрены существующие в правовой доктрине подходы к определению понятия территориальная организация местного самоуправления, проведен анализ их содержания, дано авторское определение.

Организационные основы местного самоуправления

В данной статье рассмотрены основные организационные принципы местного самоуправления. Проанализированы нормативные акты, регулирующие основы деятельности органов местного самоуправления, а также рассмотрена структура органов местного самоуправления.

Сфера образования как объект муниципального управления: проблемы реализации полномочий

В представленной статье рассматриваются полномочия органов местного самоуправления в сфере образования. Автор приходит к выводу, что полномочия органов местного самоуправления урегулированы действующим законодательством. Однако существуют некоторые п...

Полномочия органа местного самоуправления

В статье изложена основа деятельности органов местного самоуправления. Рассмотрены полномочия органа местного самоуправления. Значимость и важность вопросов деятельности местного самоуправления не оспаривается ни одним специалистом в области юриспруд...

Похожие статьи

Понятие, предмет и метод местного самоуправления

В данной статье рассматривается понятие, предмет и метод муниципального права и местного самоуправления, его особенности, признаки, возможности и проблемы на современном этапе. Кроме того, изучается необходимость создания органов местного самоуправле...

Правовые особенности структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании

В статье автор рассматривает правовые особенности структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании.

Проблемы деятельности территориального общественного самоуправления

В данной статье дано определение понятию территориальное общественное самоуправление, рассмотрены его основные особенности. Определены основные проблемы деятельности территориального общественного самоуправления.

Понятие и природа института территориального общественного самоуправления

В статье рассматривается такая форма осуществления населением местного самоуправления и общественных инициатив как организация территориального общественного самоуправления, его природа и сущность.

Особенности организации местного самоуправления в Москве

В статье раскрываются законодательные особенности организации местного самоуправления в Москве. Автор дает определение основных территориальных единиц, входящих в структуру субъекта Федерации, раскрывает характерные особенности осуществления местного...

Проблемные вопросы полномочий главы местного самоуправления

Концепция местного самоуправления как формы публичной власти до сих пор недостаточно исследована в теории государства и права, а также в области управления и самоуправления, что связано с её относительной новизной и тем, что в прошлом она главным обр...

Понятие территориальной организации местного самоуправления

В статье рассмотрены существующие в правовой доктрине подходы к определению понятия территориальная организация местного самоуправления, проведен анализ их содержания, дано авторское определение.

Организационные основы местного самоуправления

В данной статье рассмотрены основные организационные принципы местного самоуправления. Проанализированы нормативные акты, регулирующие основы деятельности органов местного самоуправления, а также рассмотрена структура органов местного самоуправления.

Сфера образования как объект муниципального управления: проблемы реализации полномочий

В представленной статье рассматриваются полномочия органов местного самоуправления в сфере образования. Автор приходит к выводу, что полномочия органов местного самоуправления урегулированы действующим законодательством. Однако существуют некоторые п...

Полномочия органа местного самоуправления

В статье изложена основа деятельности органов местного самоуправления. Рассмотрены полномочия органа местного самоуправления. Значимость и важность вопросов деятельности местного самоуправления не оспаривается ни одним специалистом в области юриспруд...

Задать вопрос