В статье рассматривается основные черты государственной службы в Волгоградской области.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная власть, органы местного самоуправления, гарантии местного самоуправления.
Государственная служба Волгоградской области представляет собой составную часть государственной гражданской службы Российской Федерации, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее граждане) на должностях государственной гражданской службы Волгоградской области по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Волгоградской области и лиц, замещающих государственные должности Волгоградской области [1].
Особенности государственной службы в Волгоградской области определены в Законе Волгоградской области от 17 марта 2005 г. № 1045-ОД «О государственной гражданской службе Волгоградской области». Взаимосвязь гражданской службы Волгоградской области и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Взаимосвязь гражданской службы Волгоградской области и муниципальной службы обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы;
2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих;
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.
Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих Волгоградской области, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров государственной гражданской службы Волгоградской области и в порядке компенсации установленных запретов и ограничений гражданским служащим Волгоградской области предоставляются гарантии.
Основные государственные гарантии гражданских служащих определены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными федеральными законами.
Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих могут предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом Волгоградской области «О государственной гражданской службе в Волгоградской области», иными законами Волгоградской области и нормативными правовыми актами органов государственной власти Волгоградской области.
Должности гражданской службы Волгоградской области подразделяются на категории и группы.
Должности гражданской службы Волгоградской области подразделяются на следующие категории:
1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов Волгоградской области и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей функциональных и отраслевых органов исполнительной власти Волгоградской области и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов исполнительной власти Волгоградской области и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов Волгоградской области и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности Волгоградской области, руководителям государственных органов Волгоградской области в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами Волгоградской области установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов Волгоградской области и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Должности гражданской службы Волгоградской области подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы Волгоградской области.
Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы Волгоградской области.
Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы Волгоградской области.
Поступление гражданина на гражданскую службу Волгоградской области для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим Волгоградской области другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.
К настоящему времени фактически сложилась система правового регулирования в сфере проведения конкурсов на замещение должностей государственной и муниципальной службы. Так, в данную систему нормативно-правовых актов входят:
– во-первых, Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
– во-вторых, Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации;
– в-третьих, распоряжение Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 667-р, которым утверждается форма анкеты, подлежащей представлению в государственный орган гражданином Российской Федерации, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации;
– и, в-четвертых, ряд ведомственных подзаконных нормативно-правовых актов, определяющих методику проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, а также сроки и порядок работы конкурсных комиссий отдельных федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
Принимая во внимание положения действующего законодательства, можно выделить несколько видов конкурсов (рис. 1.1).
Рис. 1. Виды конкурсов в системе государственной службы Российской Федерации
На основании проведенного анализа указанных правовых актов, регламентирующих организацию конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и на включение в кадровый резерв, выявлен ряд проблем правового регулирования.
- Так, согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 79-ФЗ правом на участие в конкурсе обладают граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством РФ о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы. Аналогичное требование содержится и в п. 5 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
Однако здесь содержится не весь перечень требований к претенденту, так как согласно п. 10 Положения гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством РФ о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. Такие ограничения закреплены в ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ.
Таким образом, участвовать в конкурсе имеют право граждане Российской Федерации, соответствующие не только требованиям ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 79-ФЗ (и, соответственно, п. 5 Положения), но и не имеющие ограничений, предусмотренных п. 10 Положения.
Указанные нормы должны применяться в совокупности, но в целях избегания двойного толкования норм при правоприменении представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 79-ФЗ, а также в п. 5 Положения в части уточнения требований, предъявляемых к кандидатам на замещение вакантной должности государственной гражданской службы.
- Существующая нормативно-правовая база предусматривает достаточно широкий спектр ситуаций, при наличии которых конкурс или не проводится, или может не проводиться (таблица 1).
Таблица 1
Ситуации, при которых конкурсы не проводятся или могут не проводиться
Анализ указанных ситуаций свидетельствует о том, что на вполне законном основании руководители разного уровня, минуя конкурсный отбор, могут назначить на ключевые в государственном органе должности «своих людей», к сожалению, не всегда профессионально подготовленных. В большинстве случаев это должности категории «руководители» и «помощники (советники)». Результаты социологического опроса показывают: более 70 % государственных гражданских служащих считают, что назначение на вышестоящие должности зависит только от решения соответствующего руководителя. Это зачастую объясняет и их нежелание участвовать в конкурсах: все уже и так определено [3].
Подобное положение не способствует выполнению такой функции, как кадровый контроллинг, направленный на исключение злоупотреблений, просчетов, ошибок, связанных с поспешными и ненадлежащими кадровыми назначениями. Отсутствие внешнего контроля ведет к тому, что акцент в кадровой политике будет делаться не на успешной работе государственного органа в целом, а на достижении узкогрупповых целей. Кроме того, нормативные правовые документы по вопросам государственной гражданской службы не предусматривают ответственности руководителей за просчеты в решении кадровых вопросов.
- Федеральный закон № 79-ФЗ не определяет предельный возраст гражданина Российской Федерации, претендующего на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. Отсутствуют какие-либо ограничения по возрасту и в Положении. В целях уточнения норм, касающихся вопросов поступления гражданина Российской Федерации на государственную гражданскую службу, целесообразно внести соответствующие изменения, определяющие предельный возраст претендентов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. Для этого нужно внести в п. 1 ст. 21 уточнение, прописав после слов «достигшие возраста 18 лет» слова «и не старше 60 лет».
- Согласно ч. 5 ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными указанным Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.
Данное положение носит диспозитивный характер, предполагающий выбор решения представителем нанимателя о допуске претендента к участию в конкурсе либо об отказе в таком допуске при наличии соответствующих обстоятельств. Однако при соотнесении этих норм с иными положениями возникают определенные проблемы правоприменения, требующие преодоления их коллизии.
- Содержание методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы отдельных ведомств необоснованно включает в себя положения, допускающие возложение на него функций, отнесенных к другому конкурсу — конкурсу на включение в кадровый резерв.
Так, например, в пункте 2 Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденной Приказом МПР России от 5 сентября 2007 г. № 232 (в ред. от 21 февраля 2014 г.) определяется: «Конкурс на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации проводится с целью оценки профессионального уровня претендентов на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы, а также с целью формирования кадрового резерва» [2].
Как отмечает референт Управления Президента РФ по вопросам государственной службы А. С. Карпенко, «в соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона № 79-ФЗ. Это означает, что для зачисления в кадровый резерв государственного органа должен быть объявлен отдельный конкурс на включение в кадровый резерв (по конкретной должности гражданской службы). При этом такой конкурс проводится в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 22 Федерального закона № 79-ФЗ и Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» [4].
Характеристика муниципальной службы в Администрации Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.
Всего муниципальных образований в Волгоградской области — 475 (см. таблицу 2).
Таблица 2
Муниципальные образования вВолгоградской области на 1 января 2018г.
Муниципальное образование |
Количество (единицы) |
Муниципальные районы |
32 |
Городские округа |
6 |
Городские поселения |
29 |
Сельские поселения |
408 |
Всего |
475 |
Исходя из указанных сведений, преобладающим числом муниципальных образований являются именно сельские поселения. Таким образом, в основном решением вопросов местного значения занимаются органы муниципальной власти сельских поселений. Одним из таких поселений является Ольшанское сельское поселение, входящее в состав Урюпинского муниципального района Волгоградской области.
Урюпинский муниципальный район, расположенный на крайнем северо-западе Волгоградской области, занимает площадь 3400 км, административный центр — г. Урюпинск. В существующих границах район существует с 2005 года в соответствии с Законом Волгоградской области от 27 января 2005 г. «Об установлении границ и наделении статусом Урюпинского района и муниципальных образований в его составе». Урюпинский муниципальный район граничит с Новониколаевским, Новоаннинским, Алексеевским, Нехаевским районами, Воронежской областью. Имеется выход на федеральную автомагистраль «Каспий». На территории района находится станция Калмык Юго-восточной железной дороги. По территории района протекает река Хопер. На начало 2017 года численность населения составляет 26,6 тыс. чел. На территории района расположено 25 сельских поселений, объединяющих 97 сельских населенных пунктов. Урюпинский муниципальный район специализируется на сельскохозяйственном производстве растениеводческого направления. В районе разведано 5 месторождений торфа, 6 месторождений природных запасов сырья, необходимых для изготовления керамического кирпича, 6 — залежей каменных строительных материалов, месторождения фосфоритов. Имеется 17 месторождений подземных вод. Почвенный покров в основном представлен черноземами. Площадь земель лесного фонда района составляет 38,0 тыс. га. Урюпинский муниципальный район располагает обширными рекреационными ресурсами, состоящими из привлекательных ландшафтных зон, лесопарков, акватории реки Хопер, отдельных памятников природы. Имеется памятник природы «Шемякинская дача» — ценный лесной массив с дубами 150–400-летнего возраста. Урюпинский муниципальный район является уникальным в плане развития туризма и массового отдыха. Благоприятный климат южного русского лета, неповторимый по красоте и разнообразию флоры и фауны степной край на берегу реки Хопер, в последнее время привлекает множество туристов, живописцев, фотохудожников.
Муниципальная служба осуществляется в следующих органах муниципальной власти Урюпинского муниципального района:
– Глава Урюпинского муниципального района.
– Урюпинская районная дума (представлена 25 депутатами, являющимися Главами сельских поселений). Организационная структура Думы представлена на рисунке 1.2.
Рис. 2. Организационная структура Урюпинской районной Думы
– Администрация Урюпинского муниципального района. Структура Администрации Урюпинского муниципального района представлена на рисунке 3
Рис. 3. Структура Администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области
– Контрольно-счетная палата Урюпинского муниципального района.
Из перечисленных органов избранными являются: Глава муниципального района (избирается населением района) и депутаты Думы (избираются непосредственно жителями сельских поселений и являются Главами этих поселений). Остальные муниципальные органы являются назначаемыми, соответственно являются муниципальными служащими.
Особенности поступления на муниципальную службу регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 г № 25-Ф «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области», Уставами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 16 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон о муниципальной службе) установлен равный доступ на муниципальную службу (ст. 4, п. 2). Вместе с этим реализация равного доступа граждан на муниципальную службу возможна при соблюдении определенных условий.
Первым условием является то, что на муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации. Гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с указанным Законом.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона о муниципальной службе на муниципальную службу вправе поступать гражданин иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе.
Второе условие — на муниципальную службу может быть принят гражданин, достигший 18-летнего возраста. Возрастной ценз при поступлении на муниципальную службу обусловлен профессиональной служебной деятельностью муниципальных служащих, особыми требованиями, ограничениями и запретами, которые предъявляются к лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, а также высокой ответственностью за выполнение функций.
Третье условие — гражданин, поступающий на муниципальную службу, обязан владеть государственным языком Российской Федерации. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (Конституция РФ, ст. 68). Вследствие этого каждый муниципальный служащий обязан свободно владеть русским языком. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных Федеральным законом от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», другими федеральными законами, Законом РФ от 25 октября 1991 г. № 1807–1 «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.
Обратим внимание, что владение иными языками, в том числе языками народов Российской Федерации, в качестве одного из требований при поступлении на муниципальную службу, является неправомерным. По этому поводу в судебной практике имеется прецедент, согласно которому Верховным Судом РФ было признано не соответствующим федеральному законодательству положение ч. 1 ст. 13 Закона Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 г. 480–3 № 975-III «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)» в части слов «владеющие государственными языками Республики Саха (Якутия)». Верховный Суд РФ указал, что установленное субъектом Российской Федерации требование о владении государственными языками Республики Саха (Якутия) является ограничительным условием поступления на муниципальную службу, которое может быть установлено только федеральным законодателем [6].
Четвертое условие — для поступающих на муниципальную службу Законом о муниципальной службе устанавливаются квалификационные требования замещения должностей муниципальной службы. Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
При этом необходимо учесть, что если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района, городского округа (городского округа с внутригородским делением) — уставом муниципального района, городского округа (городского округа с внутригородским делением) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Пятое условие — отсутствие обстоятельств, указанных в ст. 13 Закона о муниципальной службе в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
При отсутствии хотя бы одного из перечисленных в ч. 1 ст.16 Закона о муниципальной службе условий лицо не может быть принято на муниципальную службу, а если такой прием состоялся, то должен быть признан незаконным.
При поступлении на муниципальную службу и при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:
1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
3) паспорт;
4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
5) документ об образовании;
6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
8) документы воинского учета — для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
9) заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; сведения, предусмотренные статьей 15.1 Закона о муниципальной службе;
11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.
Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.
Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» установлены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, к ним, в частности, относятся соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) — к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки (далее — стаж), необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, предъявляемых для замещения должностей муниципальной службы, определенных указанным Законом согласно приложению 2. Приложением 2 к указанному Закону утверждены типовые квалификационные требования, предъявляемые для замещения должностей муниципальной службы. Для замещения высшей, главной должностей муниципальной службы предъявляются квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу: высшее образование; наличие стажа согласно пункту 5 таблицы 2. Для замещения ведущей должности муниципальной службы предъявляются квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу: установленной разделами 1 и 2 Реестра должностей муниципальной службы в Волгоградской области: высшее образование; наличие стажа согласно пункту 5 таблицы 9. Установленной разделами 3, 4 и 5 Реестра должностей муниципальной службы в Волгоградской области: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу. Для замещения старшей должности муниципальной службы предъявляются квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу: высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу. Для замещения младшей должности муниципальной службы предъявляются квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу. Для замещения должностей муниципальной службы предъявляются следующие квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки.
Таблица 3
Требования, предъявляемые кстажу работы всоответствии сгруппой должностей
Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.
Приложение 3 к Закону Волгоградской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» закрепляет соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы. Данное соотношение необходимо для правильного исчисления стажа муниципальной (государственной) службы. Данное соотношение представлено в Приложении 3. Например, лицо, претендующее на должность муниципальной службы группы 1 или 2 категории «руководители» имеет стаж государственной гражданской службы 4 года, данное лицо имеет право занять муниципальную должность группы 1 или 2 категории «руководители», с учетом соблюдения иных требований, т. к. в соответствии с таблицей 2 стаж государственной службы должен быть не менее 3 лет.
Отдельно урегулированы особые требования к Главам муниципальных районов и округов.
Таким образом, с учетом разграничения компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти, в субъектах Федерации приняты необходимые правовые акты, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, и обеспечивающие реализацию федерального законодательства в сфере местного самоуправления.
При этом, наиболее важными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в организации местного самоуправления являются следующие полномочия: возложение на органы государственной власти субъектов Российской Федерации правомочий по определению границ муниципальных образований, изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, определение порядка проведения муниципальных выборов на основе федерального законодательства, передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
В целях расширения прав субъектов Федерации в вопросах законодательного регулирования местного самоуправления органам государственной власти субъектов Федерации следовало бы предоставить полномочия по определению вопросов местного значения, установлению на базе федеральных региональных социальных стандартов жизнеобеспечения населения муниципальных образований и дополнительных источников поступлений в местные бюджеты, а также полномочия по государственной регистрации уставов муниципальных образований. Данное положение обусловлено необходимостью усиления децентрализации власти, что соответствует сущности федеративного государства.
Литература:
- Закон Волгоградской области от 21.03.2005 № 1031‑ОД «О наделении города‑героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ» // Волгоградская правда. 2005. № 49 (22 марта).
- Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденной Приказом МПР России от 5 сентября 2007 г. № 232 (в ред. от 21 февраля 2014 г.)Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 44; Российская газета. 2014. № 155.
- Жильцов В. И. Конкурсы в системе государственной гражданской службы // Государственная служба. 2008. № 1. С. 22–26.
- Правовые механизмы реформы: знать и умело использовать // Государственная служба. 2009. № 4. С. 38.
- Определение Верховного Суда РФ от 9 апреля 2008 г. № 74-Г08–23 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2018).
- Закон Волгоградской области от 15 марта 2005 г. «О государственной гражданской службе Волгоградской области» (в ред. от 26 февраля 2015 г.) // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=143009131&page=1&rdk=21#I0 (дата обращения — 08.06.2018).