Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 16.07.2019

Статья просмотрена: 3460 раз

Библиографическое описание:

Шмелёва, Н. А. Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания / Н. А. Шмелёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 250-253. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61623/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с этой целью при организации детской деятельности детей данного возраста. Также в статье предлагается использование различных методических способов для развития логического мышления дошкольников.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, дошкольник, дидактическая игра, ребенок, логическое мышление, мыслительные операции.

Имея многолетний опыт общения со старшими дошкольниками, все проанализировав, сделала вывод, что многие дети — старшие дошкольники испытывают затруднения в умении логически мыслить, рассуждать, доказывать, обобщать. А без этих мыслительных операций ребенку очень трудно обучаться в школе.

Родители часто имеют ошибочное мнение, что ребенок их готов к обучению в школе, если он знает цифры, читает, складывает и вычитает. Но это далеко не так. Ребенок должен уметь мыслить. Исследования ученых доказали, что в начальной школе трудно дается обучение не тем детям, у которых недостаточный запас знаний и умений, а тем, которые не имеют привычки, желания думать, узнавать, что — новое.

Дошкольное образование является первой, но очень ответственной ступенью всей системы образования. Наша цель — вырастить детей людьми, свободно ориентирующимися в жизненных ситуациях, умеющими думать, оценивать ситуации, принимать соответствующие решения.

Актуальность этого вопроса позволила мне определить тему моей работы: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания».

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста, конечно же, является игра. А. С. Макаренко писал: «Игра без активной деятельности — всегда плохая игра». Игру можно сравнить с волшебной палочкой, которая поможет научить дошкольника доказывать, рассуждать.

Одним из приоритетных направлений моей педагогической работы является формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания. Ведь мышление является важной формой человеческой деятельности, в процессе которой вырабатываются такие операции, как: анализ, синтез, обобщение, сравнение, обсуждение. Играя, ребенок лучше сосредоточивается, запоминает материал. Психолог Е. Заика писал: «Учитесь мыслить, играя». Мышление и игра являются основополагающими факторами в математическом развитии дошколят. Такие ученые, как: П. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, установили, что большое место в общем развитии ребенка занимает умение мыслить, думать, свободно владеть логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Именно приобретенные в дошкольном возрасте знания, умения являются фундаментом для развития способностей в школьном возрасте. Одним из важнейших среди этих навыков является способность действовать в уме. Ребенок будет внимательным, сможет убедить других в своей правоте, если свободно владеет логическими операциями. И тогда учеба доставит ребенку радость, удовлетворение.

В процессе формирования логического мышления у детей значительное место отводится дидактическим играм математического содержания. Процесс анализа и синтеза через группирование, обобщение, сравнение дает возможность познать математика.

Развитое логическое мышление-не природный дар, с наличием или отсутствием которого можно смириться, а его надо развивать. Для себя я решила, что процесс развития логического мышления будет результативным и целенаправленным, если я в своей работе буду использовать дидактические игры математического характера.

Любая дидактическая игра по развитию логического мышления включает в себя несколько элементов, а это: дидактическая задача, объяснение правил дидактической игры, игровые действия. Для решения дидактической задачи детям нужно приложить умственные усилия, преодолеть некоторые трудности. Конечно же, больше всего увлекает и интересует само игровое действие, оно побуждает детей к активности, самостоятельности, вызывает чувство радости и удовлетворения. Играя, незаметно для себя, в процессе развертывания игрового действия ребенок выполняет дидактическую задачу. В процессе дидактической игры математического содержания дети ищут и самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы, мыслят творчески. Каждая дидактическая игра постепенно усложняется., в нее вносятся элементы новизны.

В целях эффективного использования дидактических игр и упражнений математического содержания в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста я изучила методические разработки по данной теме. Это: А. А. Столяр «Давайте поиграем», Е. А. Носова, Р. П. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», Б. П. Никитин «Ступеньки творчества и развивающие игры», З. А. Михайлова «Математика от трех до семи», А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду». Изучив и проанализировав эти методические разработки, проанализировав их, я выявила, каков уровень логического мышления у старших дошкольников, определила цель и поставила перед собой задачи предстоящей работы, проклассифицировала игры по содержанию и видам. Затем разработала комплекс дидактических игр и упражнений математического содержания для работы с дошкольниками.

В своей работе с детьми использую такие формы организации детской деятельности, как: индивидуальная, учебно- игровая, игровые тренинги, индивидуально-творческая, коллективная. Во время проведения дидактической игры я создаю проблемные ситуации, стимулирую ребенка на поиск правильных решений. Дидактическая игра выступит эффективным средством в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, если она предполагает взаимодействие с дошкольником как с активным субъектом познавательной деятельности.

В группе создана развивающая среда, математический уголок с дидактическими играми и упражнениями. Для дошкольников все доступно, открыто и ориентированно на зону ближайшего развития.

Очень любят дошкольники использовать Блоки Дьенеша. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется моделированию понятий: логические операции, кодирование информации. Так, например, в игре «Мозаика цифр» дети не только закодированную информацию расшифровывают, но и производят вычисления. И после этого уже выбирают соответствующий блок. Все блоки делим на подмножества, для этого используем обручи, которые располагаем так, чтобы они пересекались и имели общую часть. С помощью блоков старшие дошкольники находят ответы на множество вопросов: они приходят к кому- то на помощь, сравнивают, обобщают, анализируют, систематизируют, выявляют свойства предметов, кодируют и декодируют, используют логические операции «или», «и», «не».

Отличное развивающее пособие для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста- мировые головоломки. «Волшебный круг», «Листик», «Прямоугольник»- они учат ребенка распознавать размеры деталей, их формы, дети собирают крупные фигурки из мелких деталей.

Есть в нашем математическом уголке и такие геометрические игры- мозаики, как: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра». Они содержат множество разных по форме деталей, прекрасно развивают мышление, стимулируют детей- дошкольников к анализу, обобщению, к продумыванию своих действий. Играя в эти игры, дети из разрезанных кусочков собирают различные силуэты животных, людей. Также проявляют свое творчество, фантазию. Игры располагаются от простого к сложному.

Игра «Геоконт». Само название игры -геометрический контур- говорит о многом. Очень много интересного дети придумывают и делают из деталей- настоящий сказочный мир, в котором живут рыцари, принцы и принцессы, летают бабочки…

Очень любят старшие дошкольники составлять и выполнять разные задания, используя счетные палочки, например: «Переложи так, чтобы …», «Что надо сделать, чтобы…», «Убери, чтобы…».

В игре «Сложи узор» дети проявляют творчество, используя кубики.

Многофункциональное пособие по математике, развивающее логическое мышление, — счетные палочки Кюизенера. Они развивают фантазию, мышление, творчество, воображение, мелкую моторику, познавательную активность. Конечно же, в нашей группе они тоже есть, и не один комплект.

С удовольствием дети в игровой деятельности используют «Умные клеточки», которые развивают ориентировку в пространстве, на плоскости.

В целях эффективной работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста я изготовила лэпбук «Математика — гимнастика ума». Он содержит дидактические игры, головоломки, задачи- шутки, загадки, упражнения, головоломки. Лэпбук помогает дошкольникам лучше усвоить, запомнить, закрепить знания.

Конечно же, работу по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста я провожу в тесном взаимодействии с родителями дошкольников, т. к. именно семья является главной ячейкой в становлении и развитии ребенка как личности в дошкольном возрасте. На одном из родительских собраний я ознакомила родителей с дидактическими играми и упражнениями математического содержания, с задачами и правилами игр. Кроме родительских собраний, я использую в своей работе такие формы как: беседа, круглые столы, дни открытых дверей, консультации, мастер классы.

В целях формирования познавательного интереса у детей рекомендовала родителям, чтобы они в доступной форме, точно отвечали на вопросы детей, поощряли любознательность, давали ребенку возможность самостоятельно находить ответы. Посоветовала родителям, чтобы они чаще хвалили ребенка за заданные вопросы. И если ребенок задаст некорректный вопрос, не надо над ним смеяться, ведь каждый человек имеет право на ошибку.

Работа по формированию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания дала определенные положительные результаты. Основная часть детей сравнительно легко классифицируют, обобщают, сравнивают, анализируют, делают умозаключения, выводы, группируют по определенным признакам. Также дети приобрели такие качества, как: уверенность в себе, самостоятельность, умение радоваться своим результатам.

Литература:

  1. Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5–8 лет (текст) стихи, игры, упражнения, диагностика /Е. А. Алябьева. — М.:Сфера.2007.117 с.
  2. Венгер А. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение.1989.- 127 с.
  3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
  4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества и занимательные игры.
  5. Носова Е. А. Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. — СПБ.,2013–12 с.
  6. Столяр А. А. Давайте поиграем. — М.: Просвещение.1991. — 314 с.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, ребенок, математическое содержание, игра, дидактическая игра, логическое мышление, логическое мышление детей, дошкольник, дидактическая задача, развитие.


Похожие статьи

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...

Развитие мышления (логического, комбинаторного, алгоритмического) учащихся младшего школьного возраста на уроках математики

В статье рассматриваются используемые на уроках математики способы и приемы, которые позволяют формировать и развивать логическое, комбинаторное и алгоритмическое мышление школьников 1–4 классов. Применение нестандартных, творческих решений в педагог...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет)

В статье поднимается проблема развития речи у дошкольников старшего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию. Авторами предпринята попытка внести новизну в исследование разработав модель развития речи старших дошкольников с использ...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач

В статье рассматриваются особенности процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников в процессе решения текстовых задач, описывается диагностическая методика, ориентированная на определение уровня сформированности познава...

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Похожие статьи

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...

Развитие мышления (логического, комбинаторного, алгоритмического) учащихся младшего школьного возраста на уроках математики

В статье рассматриваются используемые на уроках математики способы и приемы, которые позволяют формировать и развивать логическое, комбинаторное и алгоритмическое мышление школьников 1–4 классов. Применение нестандартных, творческих решений в педагог...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет)

В статье поднимается проблема развития речи у дошкольников старшего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию. Авторами предпринята попытка внести новизну в исследование разработав модель развития речи старших дошкольников с использ...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач

В статье рассматриваются особенности процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников в процессе решения текстовых задач, описывается диагностическая методика, ориентированная на определение уровня сформированности познава...

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Задать вопрос