В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с этой целью при организации детской деятельности детей данного возраста. Также в статье предлагается использование различных методических способов для развития логического мышления дошкольников.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, дошкольник, дидактическая игра, ребенок, логическое мышление, мыслительные операции.
Имея многолетний опыт общения со старшими дошкольниками, все проанализировав, сделала вывод, что многие дети — старшие дошкольники испытывают затруднения в умении логически мыслить, рассуждать, доказывать, обобщать. А без этих мыслительных операций ребенку очень трудно обучаться в школе.
Родители часто имеют ошибочное мнение, что ребенок их готов к обучению в школе, если он знает цифры, читает, складывает и вычитает. Но это далеко не так. Ребенок должен уметь мыслить. Исследования ученых доказали, что в начальной школе трудно дается обучение не тем детям, у которых недостаточный запас знаний и умений, а тем, которые не имеют привычки, желания думать, узнавать, что — новое.
Дошкольное образование является первой, но очень ответственной ступенью всей системы образования. Наша цель — вырастить детей людьми, свободно ориентирующимися в жизненных ситуациях, умеющими думать, оценивать ситуации, принимать соответствующие решения.
Актуальность этого вопроса позволила мне определить тему моей работы: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания».
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста, конечно же, является игра. А. С. Макаренко писал: «Игра без активной деятельности — всегда плохая игра». Игру можно сравнить с волшебной палочкой, которая поможет научить дошкольника доказывать, рассуждать.
Одним из приоритетных направлений моей педагогической работы является формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания. Ведь мышление является важной формой человеческой деятельности, в процессе которой вырабатываются такие операции, как: анализ, синтез, обобщение, сравнение, обсуждение. Играя, ребенок лучше сосредоточивается, запоминает материал. Психолог Е. Заика писал: «Учитесь мыслить, играя». Мышление и игра являются основополагающими факторами в математическом развитии дошколят. Такие ученые, как: П. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, установили, что большое место в общем развитии ребенка занимает умение мыслить, думать, свободно владеть логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Именно приобретенные в дошкольном возрасте знания, умения являются фундаментом для развития способностей в школьном возрасте. Одним из важнейших среди этих навыков является способность действовать в уме. Ребенок будет внимательным, сможет убедить других в своей правоте, если свободно владеет логическими операциями. И тогда учеба доставит ребенку радость, удовлетворение.
В процессе формирования логического мышления у детей значительное место отводится дидактическим играм математического содержания. Процесс анализа и синтеза через группирование, обобщение, сравнение дает возможность познать математика.
Развитое логическое мышление-не природный дар, с наличием или отсутствием которого можно смириться, а его надо развивать. Для себя я решила, что процесс развития логического мышления будет результативным и целенаправленным, если я в своей работе буду использовать дидактические игры математического характера.
Любая дидактическая игра по развитию логического мышления включает в себя несколько элементов, а это: дидактическая задача, объяснение правил дидактической игры, игровые действия. Для решения дидактической задачи детям нужно приложить умственные усилия, преодолеть некоторые трудности. Конечно же, больше всего увлекает и интересует само игровое действие, оно побуждает детей к активности, самостоятельности, вызывает чувство радости и удовлетворения. Играя, незаметно для себя, в процессе развертывания игрового действия ребенок выполняет дидактическую задачу. В процессе дидактической игры математического содержания дети ищут и самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы, мыслят творчески. Каждая дидактическая игра постепенно усложняется., в нее вносятся элементы новизны.
В целях эффективного использования дидактических игр и упражнений математического содержания в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста я изучила методические разработки по данной теме. Это: А. А. Столяр «Давайте поиграем», Е. А. Носова, Р. П. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», Б. П. Никитин «Ступеньки творчества и развивающие игры», З. А. Михайлова «Математика от трех до семи», А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду». Изучив и проанализировав эти методические разработки, проанализировав их, я выявила, каков уровень логического мышления у старших дошкольников, определила цель и поставила перед собой задачи предстоящей работы, проклассифицировала игры по содержанию и видам. Затем разработала комплекс дидактических игр и упражнений математического содержания для работы с дошкольниками.
В своей работе с детьми использую такие формы организации детской деятельности, как: индивидуальная, учебно- игровая, игровые тренинги, индивидуально-творческая, коллективная. Во время проведения дидактической игры я создаю проблемные ситуации, стимулирую ребенка на поиск правильных решений. Дидактическая игра выступит эффективным средством в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, если она предполагает взаимодействие с дошкольником как с активным субъектом познавательной деятельности.
В группе создана развивающая среда, математический уголок с дидактическими играми и упражнениями. Для дошкольников все доступно, открыто и ориентированно на зону ближайшего развития.
Очень любят дошкольники использовать Блоки Дьенеша. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется моделированию понятий: логические операции, кодирование информации. Так, например, в игре «Мозаика цифр» дети не только закодированную информацию расшифровывают, но и производят вычисления. И после этого уже выбирают соответствующий блок. Все блоки делим на подмножества, для этого используем обручи, которые располагаем так, чтобы они пересекались и имели общую часть. С помощью блоков старшие дошкольники находят ответы на множество вопросов: они приходят к кому- то на помощь, сравнивают, обобщают, анализируют, систематизируют, выявляют свойства предметов, кодируют и декодируют, используют логические операции «или», «и», «не».
Отличное развивающее пособие для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста- мировые головоломки. «Волшебный круг», «Листик», «Прямоугольник»- они учат ребенка распознавать размеры деталей, их формы, дети собирают крупные фигурки из мелких деталей.
Есть в нашем математическом уголке и такие геометрические игры- мозаики, как: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра». Они содержат множество разных по форме деталей, прекрасно развивают мышление, стимулируют детей- дошкольников к анализу, обобщению, к продумыванию своих действий. Играя в эти игры, дети из разрезанных кусочков собирают различные силуэты животных, людей. Также проявляют свое творчество, фантазию. Игры располагаются от простого к сложному.
Игра «Геоконт». Само название игры -геометрический контур- говорит о многом. Очень много интересного дети придумывают и делают из деталей- настоящий сказочный мир, в котором живут рыцари, принцы и принцессы, летают бабочки…
Очень любят старшие дошкольники составлять и выполнять разные задания, используя счетные палочки, например: «Переложи так, чтобы …», «Что надо сделать, чтобы…», «Убери, чтобы…».
В игре «Сложи узор» дети проявляют творчество, используя кубики.
Многофункциональное пособие по математике, развивающее логическое мышление, — счетные палочки Кюизенера. Они развивают фантазию, мышление, творчество, воображение, мелкую моторику, познавательную активность. Конечно же, в нашей группе они тоже есть, и не один комплект.
С удовольствием дети в игровой деятельности используют «Умные клеточки», которые развивают ориентировку в пространстве, на плоскости.
В целях эффективной работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста я изготовила лэпбук «Математика — гимнастика ума». Он содержит дидактические игры, головоломки, задачи- шутки, загадки, упражнения, головоломки. Лэпбук помогает дошкольникам лучше усвоить, запомнить, закрепить знания.
Конечно же, работу по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста я провожу в тесном взаимодействии с родителями дошкольников, т. к. именно семья является главной ячейкой в становлении и развитии ребенка как личности в дошкольном возрасте. На одном из родительских собраний я ознакомила родителей с дидактическими играми и упражнениями математического содержания, с задачами и правилами игр. Кроме родительских собраний, я использую в своей работе такие формы как: беседа, круглые столы, дни открытых дверей, консультации, мастер классы.
В целях формирования познавательного интереса у детей рекомендовала родителям, чтобы они в доступной форме, точно отвечали на вопросы детей, поощряли любознательность, давали ребенку возможность самостоятельно находить ответы. Посоветовала родителям, чтобы они чаще хвалили ребенка за заданные вопросы. И если ребенок задаст некорректный вопрос, не надо над ним смеяться, ведь каждый человек имеет право на ошибку.
Работа по формированию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания дала определенные положительные результаты. Основная часть детей сравнительно легко классифицируют, обобщают, сравнивают, анализируют, делают умозаключения, выводы, группируют по определенным признакам. Также дети приобрели такие качества, как: уверенность в себе, самостоятельность, умение радоваться своим результатам.
Литература:
- Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5–8 лет (текст) стихи, игры, упражнения, диагностика /Е. А. Алябьева. — М.:Сфера.2007.117 с.
- Венгер А. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение.1989.- 127 с.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
- Никитин Б. П. Ступеньки творчества и занимательные игры.
- Носова Е. А. Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. — СПБ.,2013–12 с.
- Столяр А. А. Давайте поиграем. — М.: Просвещение.1991. — 314 с.