В статье рассматриваются актуальные вопросы психолого-педагогической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, занимающихся рукопашным боем, во взаимосвязи с особенностями спортивной деятельности. Задачей исследования стало обоснование определенных психологических аспектов рукопашного боя для эффективного решения задач тренировочного процесса и выступлений на Всероссийских и международных спортивных соревнованиях. В статье отражена специфика рукопашного боя как сложно координационного вида спорта, проанализированы результаты профильных исследований психологии и педагогики спортивной деятельности.
Ключевые слова: психология спорта, психология личности, рукопашный бой, спортивная деятельность, психологическая подготовка, мотивация.
Рукопашный бой является зрелищным и ярким видом спортивных единоборств. За видимой легкостью исполнения ударов, бросков и комбинаций скрываются годы упорных тренировок, индивидуальной работы с тренером, самостоятельной подготовки, огромное физическое и психологическое напряжение. Рукопашный бой сложно координационный вид спорта, чем обусловлено постоянное усложнение двигательной координации и возможность быстрого перехода от ударной техники к борьбе и работе в партере. Соревнования по рукопашному бою проводятся в девяти весовых категориях у мужчин (55 кг, 60 кг, 65 кг, 70 кг, 75 кг, 80 кг, 85 кг, 90 кг и свыше 90 кг) и восемь весовых категориях у женщин (45 кг, 50 кг, 55 кг, 60 кг, 65 кг, 70 кг, 75 кг и свыше 75 кг). Спортсмен, участвующий во Всероссийских и международных соревнованиях, дойдя до финала проводит в среднем от 4 до 6 поединков. Безусловно для успешного выступления спортсмены должны демонстрировать высокий уровень технико-тактической, физической и психологической подготовки. В связи с этим, в настоящей статье мы предпримем попытку обозначить основные психолого-педагогические аспекты рукопашного боя для эффективного решения задач спортивной деятельности, связанных с тренировочным процессом и выступлением на Всероссийских и международных соревнованиях.
Сегодня заметно возросла популярность рукопашного боя на Всероссийской и международной спортивной арене, он распространен среди сотрудников силовых министерств и ведомств Российской Федерации являясь служебно-прикладным видом спорта работников правоохранительных органов. В 2019 году Общероссийская общественная организация «Федерация рукопашного боя» ввела новую спортивную дисциплину «Самозащита» основными разделами которой являются боевые приемы борьбы (приемы задержания и сопровождения, удары и защита от ударов, освобождения от захватов и обхватов, действия при угрозе холодным и огнестрельным оружием) входящие в систему боевой подготовки сотрудников силовых структур. Впервые по донной дисциплине в мае 2019 года состоялся Чемпионат России, а в июне 2019 года прошел Чемпионат Мира, в котором принимали участие сотрудники и ветераны силовых структур разных стран. В ходе соревнований и тренировочном процессе сотрудники силовых структур проявляют специальные компетенции, которые востребованы в их повседневной служебной деятельности. В современных условиях жизни к сотрудникам предъявляются достаточно высокие требования в том числе по физическому развитию и психологической готовности противостоять правонарушителю. Одним из этапов решения данной проблемы является система психологической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, занимающихся рукопашным боем.
Психологическая подготовка курсантов образовательных организаций ФСИН России, проходящих подготовку в группах спортивного совершенствования по рукопашному бою играет большую роль для достижения результативности в служебной деятельности, соревнованиях и на этапах подготовки. На сегодняшний день система психологического обеспечения рукопашного боя еще не сформирована и требует изучения.
На наш взгляд, актуальными направлениями психологической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России занимающихся рукопашным боем, требующими изучения и обоснования в прикладных целях являются:
– формирование устойчивой мотивации обучающихся к систематическим занятиям спортом;
– совершенствование личностных качеств и психических процессов курсантов образовательных организаций ФСИН России занимающихся рукопашным боем;
– оказание поддержки курсантам образовательных организаций ФСИН России, занимающихся рукопашным боем в сложные периоды жизнедеятельности.
Также существуют объективные и субъективные условия спортивной деятельности. Это достаточно хорошо применяется к психологической подготовке курсантов, занимающихся рукопашным боем. Объективными условиями спортивной деятельности курсантов образовательных организаций ФСИН России являются: особенности спортивной тренировки по рукопашному бою, специфика внешней среды, воздействующей на спортсмена в соревновательный период, особенности соревновательной деятельности участия во Всероссийских и международных спортивных мероприятиях. К субъективным условиям относятся: особенности мотивации при достижении курсантами высоких результатов при выступлении на Всероссийских и международных соревнованиях, вариативность свойств личности и психических процессов курсантов. Рассмотрим объективные и субъективные условия психологической структуры спортивной деятельности курсантов образовательных организаций ФСИН России занимающихся рукопашным боем.
Особенности спортивной тренировки в рукопашном бое заключаются в значительном разнообразии ее видов и форм: физической; технической; технико-тактической; психологической, например, исполнение сложных бросков и комбинаций без хорошей координации движений невозможно; психомоторной отработка комбинаций приемов и отдельных ударов и бросков во время поединка; психологической, быть готовым противостоять любому сопернику даже заведомо сильному в своей весовой категории.
Особенности внешней среды: состояние татами на соревнованиях (плотность, качество покрытия, сцепление с покрытием для устойчивости); санитарно-гигиенические нормы (зачастую соревнования проходят в спортивных сооружениях, не оснащенных современной системой кондиционирования воздуха и освещенности спортивного сооружения в соответствии с нормативными требованиями); система судейства (объективность судейской тройки от которой зачастую зависит исход поединка).
Особенности соревновательной деятельности состоят в факторе неопределенности, спортсмен не всегда знает своих будущих соперников по весовой категории, исходя из этого складываются уникальные соревновательные ситуации в каждом бою и на соревнованиях в целом, значительную роль в которой играет тренер (просмотр предварительных поединков с определением тактики ведения боя против каждого соперника).
Рассмотрим субъективные условия спортивной деятельности курсантов, занимающихся рукопашным боем. По нашему мнению, основным субъективным условием является мотивация, способствующая достижению высоких спортивных результатов при выступлении курсантов на Всероссийских и международных соревнованиях.
Мотивация в рукопашном бое связана с психическим напряжением, которого спортсмен не стремится избежать (по сравнению с большинством других видов деятельности), а наоборот, видит в нем положительную сторону для соревновательных поединков. Спортивная деятельность постоянно протекает на фоне выраженной соревновательной установки — активного состояния, проявляющегося в желании и готовности бойца к поединку, в стремлении не только к самому процессу поединка, но и достижению победы включая все виды мотивов: нравственные, достижения успеха, ответственности, престижа. Надо отметить, что курсанты образовательных организаций ФСИН России выступают не только на Всероссийских и международных соревнованиях по рукопашному бою но также на ведомственных (Чемпионат ФСИН России по рукопашному бою). При выступлении на ведомственных соревнованиях очень высока мотивация так как в соревнованиях принимает участие команда и очень велика ответственность каждого участника за его личный результат при подсчете командных результатов.
Также существуют специфические мотивы, выражающиеся в эстетическом самовыражении и ярком выполнении приемов, ударов, бросков и комбинаций.
Особую роль в деятельности и поведении спортсмена играют нравственные мотивы, характеризующие направленность его личности. Благодаря нравственной составляющей личности отношение курсантов образовательных организаций ФСИН России занимающихся рукопашным боем к тренировочным занятиям и участию в соревнованиях формируется как отношение к деятельности общественного характера. Такое отношение вызывает у спортсмена чувство ответственности и долга перед группой спортивного совершенствования и тренером.
Для рукопашного боя также важна интенсивность и стабильность значимой мотивации, оптимальность уровня притязаний и адекватность его изменения по отношению к успехам и неудачам, серьезное отношение к тренировке и повышению спортивного мастерства, высокий уровень коллективной и личной ответственности спортсмена.
Для достижения успеха курсанты образовательных организаций ФСИН России занимающиеся рукопашным боем должен обладать психическими качествами: чувство соперника во время поединка; хорошая двигательная память; развитое переключение внимания; сформированный социальный интеллект; оперативное мышление, высокая психофизиологическая готовность и мобилизация перед выходом на поединок. Для рукопашников важна способность сохранять четкость и скорость выполнения ударов и бросков при высоких физических и психических нагрузках во время поединка.
Важную роль в психологической готовности к поединку по рукопашному бою играет тренер. В настоящее время в образовательных организациях ФСИН России подобран достаточно хороший тренерский состав с большим опытом работы со сборными командами образовательных организаций ФСИН России и сборной командой России по рукопашному бою. На этапах подготовки к соревнованиям и в период участия в соревнованиях тренерский состав играет определяющую роль:
– в период подготовки к соревнованиям, на фоне высоких физических и психологических нагрузок, для психологической и физической разгрузки возможность смена рода деятельности (включать в тренировочный процесс спортивные игры, плавание, использование восстановительных мероприятий таких как баня, массаж, а также использование разрешённых в спорте медицинских восстановительных препаратов);
– способность настроить перед боем (придать уверенности в своих силах и возможностях, поверить в себя при выходе на бой с заведомо сильным соперником);
– возможность анализа технических данных предполагаемых соперников в весовой категории (изучение видео материалов выступления на соревнованиях предполагаемых соперников, лидеров весовой категории по итогам проведения жеребьевки, анализ выступления соперников на предыдущих соревнованиях);
– возможность быстро перестроить тактику ведения поединка (в момент поединка поменять тактику исходя из технических действий соперника, физического и психологического состояния воспитанника, возможность перехода к атакующим действиям первым номером или работа от обороны вторым номером).
Исходя из вышеизложенного, для успешной подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России занимающихся рукопашным боем характерны мотивы эстетического самовыражения, выполнение боевых приемов в различных ситуациях в том числе и на фоне высоких физических и психических нагрузок, стрессоустойчивость в условиях неопределенности соревновательной ситуации и недостаточной объективности судейства, чувство соперника во время поединка, хорошая двигательная память при выполнении ударов, защиты от ударов и бросков, хорошо развитое переключение внимания, сформированный социальный интеллект, оперативное мышление, высокая психофизиологическая готовность перед выходом на поединок. Следовательно, для достижения высоких результатов в рукопашном бое спортсмен должен обладать высокой степенью мотивации к победе; эмоционально-волевой готовностью к поединку с заведомо сильным соперником, коммуникативная, развитым умением «читать» соперника и способностью подстраиваться под его оборонительную и атакующую тактику.
Литература:
- Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. — М.: ФиС, 1981. — 112 с.
- Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. — М.: ФиС,1971. — 244 с.
- Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288 с
- Емельяненко М. С., Исаев Е. И. Вопросы преемственности ступеней обучения в психолого-педагогической науке // Молодой ученый. — 2019. — № 25. — С. 414–417. — URL https://moluch.ru/archive/263/60913/ (дата обращения: 11.07.2019).
- Прудов А. В., Самойлов В. И., Соболев С. Н. Техника выполнения приемов рукопашного боя, М.: ЦС «Динамо», 1986, 65 с.
- Родионов А. В. Практическая психология физической культуры и спорта. — Махачкала: Юпитер, 2002. — 386 с
- Сборник (под ред. Ю. Т. Чихачева) Рукопашный бой, Л.: ВИФК, 1979, 320с.
- Сопов В. Ф. Психическая саморегуляция в физической культуре и реабилитации // Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты. — Самара, 2002.
- Старченков В. Рукопашный бой: учебно-методическое пособие, М.: ГУБП СВ Воениздат, 1985, 120 с.
- Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».