В публикации представлен опыт вузов физической культуры в России и за рубежом по формированию фирменного стиля и имиджа.
Ключевые слова: положительный имидж, учебное заведение, высшее образование.
Проблема имиджа для учебных заведений в Российской Федерации в последнее время становится актуальной в связи с высокой конкуренцией в сфере высшего образования. Таким образом, огромное количество высших учебных заведений, которые готовят обучающихся по одной и той же образовательной программе, создают конкурентную среду в выборе именно этого учебного заведения абитуриентами. Становится очевидным, что правильно сформированный имидж вуза обеспечивает ему узнавание и лидерство в своей области.
В течение длительного времени система образования в России была ограничена политической системой государства и имела планируемый характер. Но на сегодняшний день наблюдается иная ситуация, поскольку изменилась социально-экономическая ситуация в стране, соответственно изменились и принципы функционирования объектов образовательных услуг, все более приобретая черты рыночной экономики.
Высококонкурентный рынок обязывает учреждения высшего образования внимательно подходить к принятию стратегических решений, которые касаются внешней среды высших учебных заведений, которые в итоге должны обеспечить достижение устойчивого положения на рынке образовательных услуг и постоянный приток потребителей в это сферу и лояльности к вузу. Такой результат возможен только в том случае, если университет имеет положительный имидж и стиль, основанный на высоком уровне организационной культуры и качества образовательных услуг, включая все элементы маркетингового комплекса университета.
Образовательный имидж и стиль, как правило, складывается исторически, однако, большое влияние на процесс оказывают направленные действия по формированию конкурентоспособности учебного заведения. Формирование имиджа образовательного учреждения, в частности высшего образования, представляет собой достаточно сложный и трудоемкий, а также длительный процесс.
Не менее важным элементом сильного имиджа вуза является организация учебного процесса — учитываются формы и технологии, оригинальность систем обучения. Современная тенденция заключатся в привлечении практиков (спортсменов, призеров Олимпийских игр) и максимизации использования информационных технологий.
Роль эмоциональной привлекательности фундаментальна. Здесь можно отметить локальный патриотизм — подчёркивание своего регионального места и значимости в жизни региона [1, с.110].
Немаловажным фактором является материально-техническая база спортивных вузов, формирующая мощный имидж. Мультимедийное оборудование, спортивные сооружения и детские площадки, общежития, компьютерная техника — важные помещения в процессе обучения.
Согласно некоторым исследователям, примерно 70 % обучающихся и их родителей делают свой выбор под влиянием созданного учебным заведением положительного имиджа. Поддержание его является важнейшей составной частью воспитательного процесса и неотъемлемым элементом национальной программы формирования патриотизма граждан.
Построением вузом физической культуры образовательного имиджа, безусловно, дает ему ряд преимуществ:
– формирует лояльность его потребителей;
– обеспечивает конкурс при поступлении, обуславливающий прием на обучение наиболее подготовленных абитуриентов;
– обеспечивает при оказании услуг с полным возмещением затрат на обучение значительный приток внебюджетных средств как за счет установления относительно высокой платы, так и за счет большего числа желающих обучаться на платной основе;
– позволяет рассчитывать на целевой прием и направление обучающихся на обучение с оплатой организациями и компаниями — будущими работодателями выпускников;
– создает более широкие возможности для участия в исследовательских и социальных проектах, осуществляемых за счет фондов, средств компаний и других внебюджетных источник.
Для получения этих преимуществ образовательный имидж должен включать в себя:
1) уникальную и узнаваемую систему марочных имен, таких как наименование вуза (логотип, звуковые символы и другое);
2) образовательную услугу со всеми присущими ей характеристиками (качество образования, профессорско-преподавательский состав, условия обучения и прочие);
3) имидж самого спортивного вуза как набор характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых и приписываемых вузу потребителем и общественностью.
Миссию и ценности вуза, выражающиеся в виде обещаний каких-либо преимуществ и данные собственником имиджа потребителем образовательных услуг в самом широком смысле [4, с.147].
Например, вузы США, обязательно имеют четко прописанную миссию, из которой вытекает вся их деятельность [2].
Ключевым моментом создания положительного имиджа вузов США является его глубокая вовлеченность в жизнь общества. Более того, именно улучшение всех аспектов жизни окружающих провозглашено как единственно достойная миссия всей деятельности вузов, которые позиционирует себя ответственными за экономическое, социальное и культурное процветание региона. Ради достижения этой цели вузы устанавливают плодотворные связи с городами и штата страны, школьными округами и различными организациями. Положительный бренд учреждения создается путем активного взаимодействия с местными сообществами в виде:
– стажировок;
– учебных практик;
– бесплатных медпунктов для малообеспеченных слоев населения;
– возможностей повышения квалификации и переподготовки;
– различных волонтерских программ;
– чтения публичных лекций;
– организации летних лагерей для различных категорий граждан;
– оказания населению прочих услуг различного рода [2].
Такое сотрудничество носит взаимовыгодный характер, поскольку в ходе его в обществе происходят благоприятные социальные изменения, а вузы получают широкие возможности для проведения научных исследований, применения сотрудниками и обучающимися различных профессиональных навыков.
Положительный имидж вузов играет огромную роль в экономическом развитии региона. В США на базе университетов строятся новые университетские городки (кампусы), создается соответствующая инфраструктура. Именно таким образом новые кампусы способствуют открытию множества мелких и средних коммерческих предприятий по обслуживанию обучающихся и персонала университетов, предоставил новые образовательные возможности для жителей городов, а также возможности трудоустройства для журналистов, медицинских работников, преподавателей и работников социальных служб [1, с.99].
Также на базе вузов осуществляется довузовская подготовка старшеклассников, что способствует положительному имиджу. Важным направлением деятельности вузов США по созданию положительного имиджа является учебно-методическая поддержка преподавателей. Различные виды и продолжительность курсов повышения квалификации, проводимых в вузах и областях, в традиционной классной среде или в режиме онлайн, позволяют им ознакомиться с передовыми достижениями инновационной педагогики, успешно работать, тем самым повышая престиж преподавательской профессии университета. [3, с.40–50].
Таким образом, образовательное учреждение вынуждено поддерживать свой имидж на рынке образовательных услуг в условиях сильной конкурентной среды. Только положительный и устойчивый имидж выступает стимулом к первоначальному выбору услуги, основной мотив к предпочтению услуги перед конкурентами. Из этого следует, что имидж является главным фактором укрепления конкурентных позиций высшего учебного заведения, обеспечивающий его преимущества в условиях конкурентной борьбы.
Литература:
- Абанкина И. В. Тенденции изменения общественного спроса на высшее образование в современной России / И. В. Абанкина, Т. В. Абанкина, Л. М. Филатова, Е. А. Николаенко // Вопросы образования. –2012. — № 3. –С.88–111.
- Бондаренко Е. А. Роль фирменного стиля в деятельности организации // Инновационная наука, 2017. № 12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-firmennogo-stilya-v-deyatelnosti-organizatsii/ (Дата обращения 12.06.2019).
- Карпов Е. Б. Имидж в образовании [Текст] / Е. Б. Карпов // PR в образовании. — 2003. — № 6. — С. 40–50.
- Крылов А. Н. Влияние имиджа на качество учебного процесса в вузе // Управление качеством учебного процесса в вузе: Проблемы и перспективы. М.: Издательство Национального института бизнеса, 2006. С. 146–153.