Анализ использования системы мотивации и стимулирования персонала и их усовершенствование в филиале «Карпинский хлебокомбинат».
Ключевые слова: мотивация, стимулирование.
Если сравнить значение терминов «стимул» и «мотив», то можно увидеть, что действиями и поступками человека движут именно «мотивы», а не «стимулы». Анализируя существующие теории мотивации, было принято такое определение: Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают его к трудовой деятельности для достижения личных целей и целей организации. Мотивация является важнейшим фактором, влияющим на результаты деятельности предприятия, именно поэтому очень важно, чтобы руководители уделяли должное внимание мотивации и стимулированию персонала.
Для изучения системы мотивации и стимулирования был проведен анализ эффективности использования мотивирующих факторов персонала в АО «Агентство по развитию рынка продовольствия» филиал «Карпинский хлебокомбинат». Было проведено интервью с директором предприятия и заведующей общим отделом. Из интервью были получены данные по основным причинам текучести, это низкая заработная плата, несправедливое соотношение заработной платы и условий труда, тяжелые условия труда, отсутствие нематериальной мотивации. В показатель уволенных, по окончании срока договора входят сотрудники, которые нанимаются временно, на летний период. В среднем, они составляют 17 % от общего количества персонала. Коэффициент уволенных, по собственному желанию, в среднем составляет 23 %. Из чего можно сделать вывод, что на предприятии текучесть кадров превышает естественный уровень.
Для изучения мнения рабочих о сложившейся системе мотивации и стимулирования в филиале «Карпинский хлебокомбинат» было проведено анкетирование на тему «Удовлетворенность трудом» среди 30 работников разных структурных подразделений.
12 опрошенных сотрудников считают, что морального стимулирования в организации нет, по их мнению, никто не скажет «спасибо» за труд. 8 человек, считают, что моральное стимулирование вообще не нужно, для них главное, чтобы платили деньги. Шестерых человек вполне устраивает действующая система и четверо ответили, что моральное стимулирование есть, но недостаточно продуманное (рис. 1).
Рис. 1. Моральное стимулирование в филиале «Карпинский хлебокомбинат» по мнению сотрудников, 2019 год
В таблице 1 представлен отчет о самых лучших, по мнению сотрудников, форм морального стимулирования. 70 % опрашиваемых считают, что лучше всего для них, похвала руководителя.
Таблица 1
Востребованные формы морального стимулирования сотрудников филиала «Карпинский хлебокомбинат», 2019 год
Формы морального стимулирования |
Количество человек |
Почетная грамота |
15 |
Похвала руководителя |
21 |
Присвоение звания «Лучший работник» |
17 |
Благодарность в приказе с занесением в трудовую книжку |
12 |
Более хорошие условия работы |
13 |
Ощущение своей принадлежности, нужности для компании, уважение, признание со стороны коллег, руководителя |
7 |
Ощущение полезности своей работы, информированность о делах, планах, перспективах компании |
14 |
Также было выявлено следующее:
– Лишь четверо отметили, что в течении 6 месяцев, получали хоть раз похвалу от руководителя;
– 67 % респондентов высказали свое не согласие, с утверждением: «На нашем предприятии есть возможность реализовать себя, добиться успехов в карьере, получить повышение»;
– 40 % опрошенных считаю, что их предложения по совершенствованию рабочих процессов не воспринимаются всерьез и не реализуются;
– 6 сотрудников из 30 согласились с тем, что вся необходимая служебная информация доводится своевременно, ясно и четко;
– 16 анкетируемых сотрудников не согласны с тем, что руководство предприятия строит с сотрудниками справедливые и открытые отношения;
– 12 человек не согласны с тем, что при достижении высоких результатов в работе, они будут дополнительно вознаграждены или премированы;
– 80 % опрашиваемых, не устраивает уровень заработной платы.
В ходе исследования системы мотивации и стимулирования, через интервью, анкетирование и изучение документации, в филиале «Карпинский хлебокомбинат» были выявлены следующие проблемные зоны:
– Отсутствие положения о нематериальном стимулировании сотрудников;
– Отсутствие эффективно работающей системы материального стимулирования;
– Низкий уровень заработной платы в сравнении с уровнем заработка по другим хлебобулочным производствам Свердловской области;
– Из интервью с руководством стало понятно, что отсутствие нематериального стимулирования, по их мнению, никак не влияет на работу коллектива. Но после проведения анкетирования стало ясно, что работником не хватает от руководства хотя бы слов «Спасибо» за проделанную работу. Из-за отсутствия нематериального стимулирования сотрудники не довольны руководством, что плохо сказывается на эффективности трудовой деятельности;
Выводы
После анализа анкет, были выявлены следующие проблемы в системе мотивации и стимулирования персонала филиала «Карпинский хлебокомбинат»:
– Отсутствие морального стимулирования (похвалы руководителя, почетной грамоты, отсутствие внимания и одобрения со стороны руководителя);
– Отсутствие материального стимулирования (премии, бонусы);
– Низкий уровень заработной платы.
Проведя интервью с директором предприятия и заведующей общим отделом, стало понятно, что эти проблемы имеют место быть. Они подтвердили тот факт, что данные проблемы являются причиной столь высокой текучести.
На основе полученных данных были разработаны мероприятия по совершенствованию системы мотивации и стимулирования направленные на снижение текучести, и как следствие, повышение производительности труда, а именно:
– Разработано положение по мотивации трудовой деятельности персонала;
– В качестве нематериального стимулирования был разработан конкурс на звание «Лучший работник Карпинского хлебокомбината»;
– Разработан социальный пакет.
Литература:
- Кабаченко Т. С. Психология управления:Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 384 с.[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4191616/