Технологии обучения иностранным языкам в школе требуют сегодня отказа от традиционного подхода и перехода к информационному, который предполагает методически грамотное использование средств ИКТ. Этим обусловлена необходимость развития информационных компетенций учителя и учащихся. В то же время, роль самостоятельной работы возрастает, и использование информационно-коммуникационных технологий при ее организации является весьма целесообразным.
А. В. Конышева предлагает принимать за основу следующее определение: «Самостоятельная работа — это вид учебной деятельности, при которой учащиеся с определённой долей самостоятельности, а при необходимости, при частичном руководстве учителя, выполняют различного рода задания, прилагая необходимые для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля и самокоррекции» [2, с.15]. И. Н. Разливинских выделяет такие функции самостоятельной работы, как: обучающая; воспитывающая; развивающая; ориентирующая; исследовательская; мотивационно-стимулирующая и организационно-техническая [4, с.36].
В организации самостоятельной работы А. Р. Гареева выделяет следующие компоненты: наличие цели и конкретной задачи; четкое определение формы проверки и выражения результатов и обязательность выполнения каждым учеником, получившим задание [1].
Сегодня невозможно представить себе организацию учебного процесса без привлечения современных технологий. Проблематикой их применения занимаются ученые по всему миру. Опираясь на опыт их исследований, можно сделать вывод о несомненных преимуществах внедрения средств ИКТ на уроке. Так, Т. А. Казакова утверждает, что использование ИКТ «помогает повысить эффективность учебного процесса, способствует его модернизации и интенсификации, позволяет реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подход к обучению» [2, с.76]. Основываясь на работах шведской исследовательницы Маршии Хокансон Линдквист, можно утверждать, что корректно организованная работа с использованием мобильных телефонов приносит неоспоримые результаты и повышает эффективность образовательного процесса.
Однако, ИКТ сами по себе являются лишь инструментом. Эффективность и успешность их использования в различных эпизодах урока зависит от того, какие пути их применения находит учитель.
Передовые образовательные организации предлагают разнообразные вспомогательные онлайн-ресурсы, такие как: банки заданий DigU Гете-Института и Unterrichtsreihen от Deutsche Welle; образовательная онлайн-платформа JuniorUni Гете-Института и сервис для создания образовательных онлайн-викторин Kahoot! Производством немецких обучающих сериалов занимаются Гете-Институт и Deutsche Welle. Популярны теленовеллы „Ticket nach Berlin“, „Jojo sucht das Glück“, „Nico´s Weg“, „Mein Weg nach Deutschland“, „Deutschland Labor“.
В качестве опытных средств ИКТ нами были выбраны онлайн-сервис https://kahoot.com/ и эпизод № 17 теленовеллы „Ticket nach Berlin“. Практическая апробация методических разработок производилась на базе 9 класса при изучении блока «Страноведение».
Онлайн-сервис Kahoot! дает возможность создавать интерактивные викторины. Они интуитивно просты в создании, но это англоязычный сервис, поддержка немецкого или русского языков отсутствует. Нами были разработаны и апробированы тест-викторина „Wie gut kennst du Berlin?“ и викторина-джамбл „Das ist Deutschland!”. Данные викторины предполагают самостоятельную индивидуальную, парную или групповую работу.
Тест-викторина Kahoot! „Wie gut kennst du Berlin?“ содержит общие вопросы по страноведению Германии. Для проведения требуется компьютер, подключенный к сети Интернет, с которого запускается тест-викторина и мобильные телефоны с выходом в Интернет у учащихся. Ученики делятся на микрогруппы, каждая работает на одном мобильном телефоне. На экране компьютера появляются вопросы с вариантами ответов. У команд есть время для обсуждения. После дачи ответов, на экранах мобильных устройств высвечивается, верным ли был ответ. По окончании викторины на экране компьютера выводится виртуальный пьедестал. На экранах собственных мобильных устройств учащиеся видят, какое место заняла их команда с каким количеством баллов.
Тест-викторина „Wie gut kennst du Berlin?“ содержит в себе следующие вопросы (верные ответы выделены курсивом):
1. Die Fläche von Deutschland ist… |
20 867 km2, 505 990 km2; 643 801 km2; 357 385 km2 |
2. Das grüne Herz Deutschlands wird auch … genannt. |
der Thüringer Wald; der Schwarzwald; der Bayerische Wald; der Pfälzerwald |
3. Deutschland grenzt nicht an: |
Tschechien; Belgien; Norwegen; Luxemburg |
4. Tag der Wiedervereinigung Deutschlands |
10. März 1992; 3. Oktober 1991; 3. Oktober 1990; 15. Juni 1989 |
5. Wie heißt der deutsche Bundespräsident? |
Angela Merkel; Joahim Gauck; Michael Schumacher; Frank-Walter Steinmeier |
6. Der größte Stadt Deutschlands ist… |
München; Berlin; Hannover; Hamburg |
7. An dieser Uhr kann man die Zeit in der ganzen Welt sehen. |
Die Berlin-Uhr (Mengenlehreuhr); die Weltzeituhr; die Glockenspiel-Uhr; die Kreml-Turmuhr |
8. Dieser russischer Zar gab einem Berliner Platz seinen Namen. |
Alexander II.; Peter I.; Alexander I.; Nikolaus II. |
9. Dieses Tier sieht man im Zoo und im Wappen von Berlin. |
Wolf; Löwe; doppelter Adler; Bär |
10. Das Fernsehturm ist das höchste Bauwerk Deutschlands und das Wahrzeichen von Berlin. |
Richtig; Falsch |
11. Welches Museum liegt nicht auf dem Museumsinsel? |
das Postmuseum; das Pergamonmuseum; die Alte Nationalgalerie; das Alte Museum |
12. Diese Berliner Straße legte der Kurfürst Friedrich Wilhelm an. |
Kurfürstendamm; Unter den Linden; Friedrichstraße |
Кроме того, нами была разработана и апробирована викторина-джамбл „Das ist Deutschland!“, также сочетающая в себе вопросы по страноведению Германии. Суть заданий — расположить четыре элемента в нужном порядке. Это могут быть слова и синтагмы, которые требуется разместить так, чтобы составить верное предложение (в этом режиме викторина-джамбл прекрасно подходит для отработки грамматических конструкций и порядка слов в предложении); или отдельные предложения, которые нужно расположить так, чтобы получить микротекст. Процесс выполнения заданий викторины-джамбл схож с тест-викториной. Форма работы — индивидуальная или парная.
Викторина-джамбл „Das ist Deutschland!“ содержит в себе следующие задания (ответы расположены в верном порядке, а перед выводом на экран программа автоматически их перемешивает):
1. Stellt die Bundesländer in die Reihenfolge von der kleinsten bis zur größten. |
Saarland; Thüringen; Niedersachsen; Bayern |
2. Stellt die Städte in die Reihenfolge von der größten bis zur kleinsten. |
Berlin; Hamburg; München; Köln |
3. Stellt die Sätze in die richtige Reihenfolge. |
Fast ein Drittel des Landes ist mit Wäldern bedeckt. Der Thüringer Wald ist einer der bedeutendsten in der BRD. Er liegt in Thüringen, im Zentrum Deutschlands. Deswegen wird er „das grüne Herz Deutschlands“ genannt |
4. Stellt die Fakten über Berlin in historisch richtige Reihenfolge. |
Zur Hauptstadt des brandenburgischen Kurfürstentums erklärt. Die Machtergreifung der Nationalsozialisten. In vier Besatzungszonen geteilt. Die Wiedervereinigung |
5. Der Bodensee=…; der Thüringer Wald=…; Dresden=…; Brocken=… |
das Schwäbische Meer; das Grüne Herz Deutschlands; Florenz an der Elbe; Hexentanzplatz |
6. Stellt die Sätze in die richtige Reihenfolge. |
In Deutschland gibt es viele Seen. Der größte See Deutschlands ist der Bodensee. Deshalb wird er das Schwäbische Meer genannt. Außerdem grenzt der Bodensee an Österreich und die Schweiz |
7. Stellt die Sätze in die richtige Reihenfolge. |
Die Landschaften sind vielfältig. Es gibt keinen einzigen Berg, der die 3000 Meter erreicht. Der höchste Berg Deutschlands ist die Zugspitze. Die Zugspitze liegt in den Bayerischen Alpen |
Для выявления эффективности использования средств ИКТ учащимся было предложено, ответив на вопросы анкеты, оценить тест-викторину и викторину-джамбл Kahoot! Анализ полученных данных показал, что подавляющее большинство высоко оценило проведенные викторины, сообщило об отсутствии каких-либо сложностей в ходе выполнения заданий тест-викторины. В отношении викторины-джамбл только 4 ученика из 15 указали на незначительные сложности, которые были связаны с повышенным уровнем сложности заданий. Все учащиеся указали, что находят такую форму организации более интересной и высказали желание чаще видеть ее на уроке.
Также нами был составлен комплекс упражнений для организации самостоятельной работы учащихся с эпизодом № 17 теленовеллы „Ticket nach Berlin“. Данный комплекс упражнений охватывает все (предпросмотровый, просмотровый и послепросмотровый) этапы работы над видео.
На предпросмотровом этапе работы с видео учащиеся выполняют задание на снятие языковых трудностей. Данное упражнение может быть организовано в форме индивидуальной или парной самостоятельной работы. Задача — соотнести слова и выражения из первой колонки с толкованиями из второй; продумать возможные русские эквиваленты.
Deutsch |
Definition |
1. eine Heraus-forderung wartet |
a. ein Ort des Glücks, der Zufriedenheit; ein Ort, an dem sich jemand sehr wohlfühlt |
2. Paradies, -e (n) |
b. eine Sehenswürdigkeit (z. B. ein Gebäude), die typisch für eine Stadt, eine Region oder ein Land ist |
3. Rikscha, -s (f.) |
c. zuversichtlich sein; in positiver Stimmung sein |
4. Wahrzeichen, (n.) |
d. eine (schwierige) Aufgabe steht bevor/muss gelöst werden |
5. Ostel, -s (n.) |
e. eine Art einfaches Restaurant, das zu einer Universität gehört |
6. Mensa, -s/-en (f.) |
f. ein bestimmtes Hostel in Berlin mit Einrichtungsgegenständen aus der ehemaligen DDR (gebildet aus: Ost+Hostel) |
7. ein gutes Gefühl haben |
g. ein Wagen mit zwei Rädern zur Personenbeförderung, der von einem Menschen, meist auf einem Fahrrad, gezogen wird |
На предпросмотровом этапе также уместны задания, в рамках которых выдвигаются предположения о содержании ролика. Учащиеся делятся на две группы. Каждая получает распечатанный кадр из видео. Внимательно изучив изображения, учащиеся должны ответить на вопросы таблицы.
Wer ist auf dem Standfoto? |
|
Was machen sie? |
|
Was kann die Situation sein? |
|
Wie sieht das Umfeld aus? |
На просмотровом этапе при первом просмотре основная задача — понять сюжет, узнать главных героев. Затем группы получают время на короткое обсуждение. Далее учащиеся смотрят видео второй раз, и при этом они должны заполнить полученные рабочие листы информацией из видео.
Wie heißen die Teamsteilnehmer? |
|
Wo starten sie? |
|
Womit fahren sie durch Berlin? |
|
Welche Sehenswürdigkeiten aus der Liste besichtigen sie und in welcher Reihenfolge? |
Berlin-Tiergarten, Wittenberg-Platz, Alexanderplatz, Mensa, Brandenburger Tor, Siegessäule, Ostel, Museum für Gaslaternen, Atelier der Modedesignerin |
На послепросмотровом этапе выполняются упражнения на закрепление материала. Учащимся предлагается ряд предложений, звучавших в видео, в которых отсутствует название достопримечательности, о которой идет речь. Для выполнения данного задания оптимальным является объединение учащихся в пары так, чтобы партнерами оказались участники из разных групп.
- Kristina, Nasser und Jonas sind im ____________ angekommen. Katrin Engelke ist nach Berlin gezogen und gestaltet Taschen, Gürtel und Accessoires.
- Team-Nord startet am Wittenbergplatz. Almudena, Nichole und Eric sind zum ersten Mal in der deutschen ____________.
- Schnell ein Erinnerungsfoto mit dem ____________. Schließlich ist er das Wahrzeichen von Berlin.
- Team Süd nimmt auch wieder Fahrt auf. Wirklich entspannen können sie während der ____________ aber nicht.
- Nächster Halt ist das ____________. Dort kann man in Zimmern übernachten, die aussehen wie früher in Ost-Berlin.
- Vor dem ____________ sehen sich beide Teams das erste Mal wieder.
- Nach einer kurzen Fahrt durchs Grüne landen sie bei einem Museum, in dem es um die ____________ geht. Hier können die drei testen, ob sie Talent zum Currywurstverkäufer haben.
Таким образом, представляется возможным организовать самостоятельную работу учащихся над видео по любой теме на любом уровне обучения на всех этапах, используя индивидуальную, парную и групповую формы работы.
С целью анализа успешности внедрения в учебный процесс самостоятельной работы учащихся с видео, мы провели анонимное закрытое онлайн анкетирование. Все учащиеся высоко оценили уровень увлекательности упражнений. Был отмечен различный уровень мотивированности при выполнении заданий. Треть учеников отметила определенные сложности в работе. Большинство указало, что чувствует себя комфортно, работая как индивидуально, так и в парах или группе. Всем учащимся хотелось бы видеть подобную форму организации учебного процесса как можно чаще.
Таким образом, практическая апробация разработанных нами учебно-методических сопровождений для организации самостоятельной работы учащихся на уроках немецкого языка с использованием средств ИКТ помогла подтвердить, что такая форма организации самостоятельной работы повышает мотивацию и способствует более высоким учебным успехам. Кроме того, удалось доказать, что организация самостоятельной работы учащихся с помощью средств ИКТ имеет большой потенциал.
Литература:
- Гареева А. Р. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка как один из путей формирования познавательной компетенции. — 2017. — URL https://infourok.ru/organizaciya-samostoyatelnoy-raboti-uchaschihsya-na-urokah-inostrannogo-yazika-kak-odin-iz-putey-formirovaniya-poznavatelnoy-kom-1918667.html (дата обращения: 17.01.2019)
- Казакова Т. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранного языка в вузе // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2015. № 3 (17).
- Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. — С-Пб.: КАРО. Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2005. — 208с.
- Разливинских И. Н. Самостоятельная работа студентов как психолого-педагогический феномен / И. Н. Разливинских // Вестник Шадринского государственного педагогического университета: науч. журн. — 2017. — N 3(35). — С. 33–41