Волевые качества личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г.

Дата публикации: 16.07.2019

Статья просмотрена: 3290 раз

Библиографическое описание:

Захарова, И. Н. Волевые качества личности / И. Н. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61647/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются волевые качества личности, раскрывается понятие воли человека, определены преодоления препятствий.

Ключевые слова: воля, трудность, волевое качество личности, воспитание воли, достижение цели, способность человека, поведение человека, качество, препятствие.

Человек на протяжении всей своей сознательной жизни ставит различного рода цели, которые стремится достичь. Но для их достижения, человеку каждый раз необходимо преодолевать разнообразные трудности, проблемы, препятствия, осуществляя те или иные действия. Для преодоления этих препятствий человеку приходится прикладывать физические, умственные силы и проявить свои волевые усилия.

Темой воли занимались такие психологи как Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, Е. П. Ильин, И. М. Сеченова, Ч. Шеррингтон, В. К. Калина, Л. М. Веккер, Р. Мэй, В. Д. Шадриков и др.

История развития представлений о воле указывает на неоднозначность и многоплановость понимания данного понятия.

Воля — это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели [2].

К содержанию воли при описании поведения, поступков и действий человека мы обращаемся:

– когда человек, проходя через препятствия, которые встречаются на его пути достижения цели, продолжает свои попытки для достижения этой цели, применяя при этом, всевозможные способы; зачастую человек может испытывать дискомфорт, идет на определенные лишения

– когда человек сознательно отказывается от каких-либо возможностей, действий; такие отказы, как правило, сопровождаются лишениями и дискомфортом, может доходить до физических и нравственных страданий

– когда идет речь о свободе выбора поступка, действия в условиях многих факторов определения поведения человека

Одна из функций воли это регулирование познавательной и практической деятельности, которая регулирует поведение человека. Таким образом, воля, как и мысли, восприятие регулирует и управляет поведением, воля обусловлена окружающей человека действительностью.

Препятствия, трудности различают по значимости и их силе. Например, трудовая деятельность, связанная с физической выносливостью (космонавты, шахтеры). Внутренние препятствия тоже характеризуются разной силой своего проявления.

Существует два вида препятствий, трудностей — внутренние и внешние. К внутренним трудностям относят чувство страха, эмоциональное состояние, нежелание что-то делать, необходимость выполнения и решения задач, противоречащие мотивы и т. д. К внешним трудностям относят неожиданные обстоятельства, противодействия и т. п.

Воля всегда связана с другими сторонами психики человека. Ее содержание заключается в процессах мышления, воображения, внимания, памяти, в представлениях. Начало и завершение данных процессов напрямую будут зависеть от волевого регулирования.

Воля есть сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сознательная задержка их от активности [2].

Воля возникла в историческом процессе деятельности (труда) на ряду с развитием сознания человека. Волевые действия личности образуются под влиянием воздействий окружающего мира.

К воле человека относят совокупность разных волевых проявлений и свойств. Воля чаще всего будет проявляться в самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, решительности, самообладании, выдержке.

Самостоятельность будет проявляться в способности намечать и совершать поступки, руководствуясь исключительно личными убеждениями и взглядами, при этом, основываться лишь своими знаниях, умениями и навыками. Без деятельности не будет происходить формирования и развития самостоятельности.

Для личности такое качество воли, как целеустремленность является важнейшим свойством, которое будет выражаться в способности человека реализовывать свои жизненные цели. Убежденность тесно связана с направленностью, убеждениями и мировоззрением человека.

Настойчивость будет характеризоваться умением достигать поставленной цели, решая все трудности на пути к ее достижению.

Решительность будет проявляться в умении вовремя и без прочих сомнений принимать обдуманные, взвешенные, уверенные решения, реализовывая их. На всех стадиях выполнения действия: принятие решения, в процессе его реализации и при завершении действия — будет проявляться решительность.

Способность совладать собой, своими поступками и действиями, поведением и настроением — это и есть самообладание и выдержка.

Быть выдержанным человеком — это значит уметь контролировать себя и свои поступки.

Человеку, которому присуще качество настойчивости, как правило, не отступает от принятых им решений, в случае неудачи начинает действовать с удвоенной силой и энергией.

Дисциплинированность выражается в осознанном подчинении поведения социальным правилам и нормам общества.

Смелость будет проявлением готовности бороться и преодолевать сложности и опасности на пути к достижению своей цели.

В итоге неверного воспитания у человека могут развиться противоположные волевым качества личности. К примеру, противоположное решительности формируется нерешительность, с которой человек часто сомневается в своих решениях, выдержке — неумение сдерживать и контролировать себя и отсутствие высоких нравственных убеждений, а мужеству личности — трусость, страх.

В целом, воспитание воли едино с воспитанием чувств и сознания личности. Воля, чувства, сознание образуют единый комплекс, который связан с единой системой воспитания человека.

В ходе своего психического развития, а также формирования личности важную ролью выступает самовоспитание, работа которой нацелена на совершенствование своих личных качеств. Зачастую, личность ставит перед собой задачи по развитию воли. Самовоспитание помогает совершенствованию психических качеств, свойств личности, убирает некоторые ее недостатки. Для воспитания воли необходима тренировка в волевых действиях [2].

Основную роль в организации поведения человека необходимо относить к волевым качествам личности. Приходится констатировать, что в понимании того, какие качества личности можно отнести к волевым, нет единого мнения [4].

В литературе по психологии по-разному определяется содержание и сущность волевых качеств личности. Где-то говорится, что это проявление воли, в других, что это умение преодолевать трудности, а где-то, что это способности человека.

Психолог Е. П. Ильин считает волевые качества фенотипической характеристикой, присущих возможностей человека. «В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками, а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента — опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычной при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять» [1].

Волевые качества — есть качества, присущие личности, обеспечивающие свободу выбора его жизненного пути. Человек свободен в выборе собственной судьбы и, соответственно, ответственна за свои поступки. Воля будет формироваться, исходя из потребностей и желаний индивида, личности. У личности в необходимости преодолеть трудности и препятствия будут формироваться определенные формы поведения.

В. Д. Шадриков: «Волевые свойства личности являются выражением его сущностного волевого качества — свободы воли» [4].

Литература:

1. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

2. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

4. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.

Основные термины (генерируются автоматически): волевое качество личности, воля, трудность, воспитание воли, достижение цели, качество, поведение человека, способность человека, действие, личность.


Ключевые слова

качество, воля, трудность, поведение человека, волевое качество личности, воспитание воли, достижение цели, способность человека, препятствие

Похожие статьи

Жизнестойкость как личностный ресурс преодоления стресса

В статье рассматривается жизнестойкость личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «жизнестойкость». Для достижение данной цели большая часть в работе отведена изучению к...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Изучение процесса формирования личности человека

Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностн...

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности

Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание, непосредственно зависит от окружающей среды, содержания ж...

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Основы формирования ценностных ориентаций личности

В данной статье автор рассматривает основы формирования ценностных ориентаций личности, выделяет внутренние и внешние факторы, средства их формирования, а также определяет область развития и проявления системы ценностных ориентаций.

Феномен свободы в педагогической деятельности

В статье рассматриваются феномены свободы, творчества и свободоспособности. Раскрывается различные категории свободы. Свобода раскрывается во взаимосвязи с творчеством через творческую деятельность. Данное положение служит основанием для выделения св...

Механизмы психологической защиты и уровень притязаний личности

В статье проанализированы такие вопросы психологической теории как уровень притязаний личности и механизмы психологической защиты. Выявлена их взаимосвязь, и, как следствие, её влияние на развитие личности.

Деятельность и основные виды деятельности личности

В статье рассматривается деятельность личности, раскрываются основные виды деятельности и их сущность, системогенез деятельности.

Похожие статьи

Жизнестойкость как личностный ресурс преодоления стресса

В статье рассматривается жизнестойкость личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «жизнестойкость». Для достижение данной цели большая часть в работе отведена изучению к...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Изучение процесса формирования личности человека

Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностн...

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности

Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание, непосредственно зависит от окружающей среды, содержания ж...

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Основы формирования ценностных ориентаций личности

В данной статье автор рассматривает основы формирования ценностных ориентаций личности, выделяет внутренние и внешние факторы, средства их формирования, а также определяет область развития и проявления системы ценностных ориентаций.

Феномен свободы в педагогической деятельности

В статье рассматриваются феномены свободы, творчества и свободоспособности. Раскрывается различные категории свободы. Свобода раскрывается во взаимосвязи с творчеством через творческую деятельность. Данное положение служит основанием для выделения св...

Механизмы психологической защиты и уровень притязаний личности

В статье проанализированы такие вопросы психологической теории как уровень притязаний личности и механизмы психологической защиты. Выявлена их взаимосвязь, и, как следствие, её влияние на развитие личности.

Деятельность и основные виды деятельности личности

В статье рассматривается деятельность личности, раскрываются основные виды деятельности и их сущность, системогенез деятельности.

Задать вопрос