Социализация личности является специфической формой, присвоения ею, тех общественных отношений, существующих во всех сферах общественной жизни. Основой социализации является освоение индивидом языка социальной общности, мышления, форм рациональности и чувственности, восприятие индивидом норм, ценностей, традиций, обычаев, образцов деятельности. Индивид социализируется, включаясь в разнообразные формы социальной деятельности, осваивая характерные для них социальные роли. Поэтому социализации личности можно рассматривать как восхождение от индивидуального к социальному. Вместе с тем социализация предусматривает индивидуализацию, поскольку человек усваивает существующие ценности выборочно, через свои интересы, мировоззрение, формируя собственные потребности, ценности.
Анализ материала с культурно-исторической точки зрения показал, что мультфильм может обладать высоким развивающим потенциалом, но этот потенциал может реализоваться только в том случае, если произведение отвечает особенностям развития личности влияние мультфильма на несформировавшуюся личность объясняется действием таких психологических механизмов, как заражение, внушение и подражание Эти изменения направлены на разрушение традиционных социальных стереотипов и частичному формированию новых культурных идеалов мужественности и женственности. А именно, мужские и женские качества не противоположны, между ними стирается граница, они взаимно переходят и обогащают друг друга. Таким образом, происходит смещение ролей и полоролевых установок, которые были ранее традиционно закреплены за мужчиной и женщиной.
На основании проведенного исследования возрастной специфики восприятия личностью мультипликационных фильмов на разных этапах ее социализации можно сделать вывод, что в подростковой выборке, мальчикам-подросткам характерна выраженная потребность зависеть от других и находиться в группе, то есть им свойственна аффилятивная потребность, они сверхчувствительны, им легко причинить боль, они болезненно реагируют на критику в свой адрес, при этом они привередливы, большинство из них обладают артистическими способностями, тогда как девочки-подростки хитровато-практичны, агрессивны, крайне самодостаточны и сензитивны к чувствам других. А напротив в студенческой выборке, как и у лиц зрелого возраста характерно соблюдение социальных и моральных норм и правил поведения. У подростков восприятие мультфильмов большим образом происходит на основании включения своего опыта, своих мотивов и желаний. Когда подростки смотрят мультфильмы, они идентифицируют себя с его героями, а юноши и лица среднего возраста себя с персонажами мультипликации не отождествляют, что является важным средством социализации личности.
Ниже представлены среднегрупповые показатели по шкалам семантического дифференциала у разных возрастных категорий относительно восприятия мультфильма «Эльфийская песня» и «Серая шейка».
Таблица 1
Соотношение переменных втрех выборках сприменением Т-критерия Вилкоксона, по методике Ч. Осгуда
Соотношение переменных в подростковой выборке |
Отмеченные критерии значимы на уровне p <,01000 |
|||
Число испытуемых |
T |
Z |
p-уров. |
|
1 фактор оценки & 2 фактор оценки |
20 |
50,0 |
2,0 |
0,04 |
1 фактор силы & 2 фактор силы |
20 |
20,0 |
3,1 |
0,001 |
1 фактор активности & 2 фактор активности |
20 |
28,0 |
2,8 |
0,004 |
Соотношение переменных в студенческой выборке |
Число испытуемых |
T |
Z |
p-уров. |
1 фактор оценки & 2 фактор оценки |
20 |
19,0 |
3,2 |
0,001 |
1 фактор силы & 2 фактор силы |
20 |
19,0 |
3,2 |
0,001 |
1 фактор активности & 2 фактор активности |
20 |
10,0 |
3,5 |
0,0003 |
Соотношение переменных в выборке испытуемых зрелого возраста |
Число испытуемых |
T |
Z |
p-уров. |
1 фактор оценки & 2 фактор оценки |
20 |
28,0 |
2,8 |
0,004 |
1 фактор силы & 2 фактор силы |
20 |
19,0 |
3,2 |
0,001 |
1 фактор активности & 2 фактор активности |
20 |
0,0 |
3,8 |
0,0001 |
Ранговый дисперсионный анализ Крускалла-Уоллиса также подтвердил предположение о том, что в исследуемых выборках имеются различия по таким переменным как «фактор оценки» и «фактор активности» при анализе восприятия мультипликационных фильмов на разных этапах социализации личности, подробнее в таблице 2.
Таблица 2
Результаты рангового дисперсионного анализ Крускалла-Уоллиса при р < 0,05
Зависимая переменная «фактор оценки» |
Ранговый дисперсионный анализ Крускалла-Уоллиса; Груп. (независ.) переменная: Возраст Кр.Крускалла-Уоллиса: H (2, N= 60) =12,00057 p =,0025 |
||
Допуст |
Сумма |
Среднее |
|
N |
Рангов |
Ранг |
|
Подростки |
20 |
471,5000 |
23,57500 |
Студенты |
20 |
530,5000 |
26,52500 |
Взрослые |
20 |
828,0000 |
41,40000 |
Зависимая переменная «фактор активности» |
Ранговый дисперсионный анализ Крускалла-Уоллиса; Груп. (независ.) переменная: Возраст Кр.Краскела-Уоллиса: H (2, N= 60) =18,79043 p =,0001 |
||
Допуст |
Сумма |
Среднее |
|
N |
Рангов |
Ранг |
|
Подростки |
20 |
395,5000 |
19,77500 |
Студенты |
20 |
570,5000 |
28,52500 |
Взрослые |
20 |
864,0000 |
43,20000 |
Анализируя результаты, приведенные в таблице 2, можно отметить, существует семантическая дифференциация процесса социализации разными возрастными группами. При этом большинство шкал семантического пространства социализации в представлениях респондентов всех возрастных возрастов расположены в зоне сильных значений. Это свидетельствует о том, что для всех участников исследования мультипликационный фильм является значимой категорией. Вместе с тем, более дифференцированные реакции на процесс восприятия мультфильма продемонстрировали респонденты подросткового возраста.
Литература:
- Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации. //Человек и общество. — Вып.IX. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.-324 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Глава 16. Социализация. — М.: Аспект Пресс, 2004. С. 274–288.
- Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии: учебное пособие / О. О. Андронникова. — Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2017.
- Антонов Г. В., Лактюхина Е. Г. Мультсериал «Клуб Винкс»: формирование демографических установок и гендерных стереотипов у детей в возрасте 7–12 лет (по материалам контент-анализа) / Г. В.Антонов, Е. Г. Лактюхина // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. — 2013. — № 2. — С. 92–99
- Арсеньев A. C. Философские основания понимания личности. М., 2001– 72 с.