Изучение в качественном аспекте различий восприятия мультипликационных фильмов на разных этапах социализации личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г.

Дата публикации: 22.07.2019

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Петракова, Е. Н. Изучение в качественном аспекте различий восприятия мультипликационных фильмов на разных этапах социализации личности / Е. Н. Петракова, Н. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61672/ (дата обращения: 16.11.2024).



Социализация личности является специфической формой, присвоения ею, тех общественных отношений, существующих во всех сферах общественной жизни. Основой социализации является освоение индивидом языка социальной общности, мышления, форм рациональности и чувственности, восприятие индивидом норм, ценностей, традиций, обычаев, образцов деятельности. Индивид социализируется, включаясь в разнообразные формы социальной деятельности, осваивая характерные для них социальные роли. Поэтому социализации личности можно рассматривать как восхождение от индивидуального к социальному. Вместе с тем социализация предусматривает индивидуализацию, поскольку человек усваивает существующие ценности выборочно, через свои интересы, мировоззрение, формируя собственные потребности, ценности.

Анализ материала с культурно-исторической точки зрения показал, что мультфильм может обладать высоким развивающим потенциалом, но этот потенциал может реализоваться только в том случае, если произведение отвечает особенностям развития личности влияние мультфильма на несформировавшуюся личность объясняется действием таких психологических механизмов, как заражение, внушение и подражание Эти изменения направлены на разрушение традиционных социальных стереотипов и частичному формированию новых культурных идеалов мужественности и женственности. А именно, мужские и женские качества не противоположны, между ними стирается граница, они взаимно переходят и обогащают друг друга. Таким образом, происходит смещение ролей и полоролевых установок, которые были ранее традиционно закреплены за мужчиной и женщиной.

На основании проведенного исследования возрастной специфики восприятия личностью мультипликационных фильмов на разных этапах ее социализации можно сделать вывод, что в подростковой выборке, мальчикам-подросткам характерна выраженная потребность зависеть от других и находиться в группе, то есть им свойственна аффилятивная потребность, они сверхчувствительны, им легко причинить боль, они болезненно реагируют на критику в свой адрес, при этом они привередливы, большинство из них обладают артистическими способностями, тогда как девочки-подростки хитровато-практичны, агрессивны, крайне самодостаточны и сензитивны к чувствам других. А напротив в студенческой выборке, как и у лиц зрелого возраста характерно соблюдение социальных и моральных норм и правил поведения. У подростков восприятие мультфильмов большим образом происходит на основании включения своего опыта, своих мотивов и желаний. Когда подростки смотрят мультфильмы, они идентифицируют себя с его героями, а юноши и лица среднего возраста себя с персонажами мультипликации не отождествляют, что является важным средством социализации личности.

Ниже представлены среднегрупповые показатели по шкалам семантического дифференциала у разных возрастных категорий относительно восприятия мультфильма «Эльфийская песня» и «Серая шейка».

Таблица 1

Соотношение переменных втрех выборках сприменением Т-критерия Вилкоксона, по методике Ч. Осгуда

Соотношение переменных

в подростковой выборке

Отмеченные критерии значимы на уровне p <,01000

Число испытуемых

T

Z

p-уров.

1 фактор оценки & 2 фактор оценки

20

50,0

2,0

0,04

1 фактор силы & 2 фактор силы

20

20,0

3,1

0,001

1 фактор активности & 2 фактор активности

20

28,0

2,8

0,004

Соотношение переменных

в студенческой выборке

Число испытуемых

T

Z

p-уров.

1 фактор оценки & 2 фактор оценки

20

19,0

3,2

0,001

1 фактор силы & 2 фактор силы

20

19,0

3,2

0,001

1 фактор активности & 2 фактор активности

20

10,0

3,5

0,0003

Соотношение переменных

в выборке испытуемых зрелого возраста

Число испытуемых

T

Z

p-уров.

1 фактор оценки & 2 фактор оценки

20

28,0

2,8

0,004

1 фактор силы & 2 фактор силы

20

19,0

3,2

0,001

1 фактор активности & 2 фактор активности

20

0,0

3,8

0,0001

Ранговый дисперсионный анализ Крускалла-Уоллиса также подтвердил предположение о том, что в исследуемых выборках имеются различия по таким переменным как «фактор оценки» и «фактор активности» при анализе восприятия мультипликационных фильмов на разных этапах социализации личности, подробнее в таблице 2.

Таблица 2

Результаты рангового дисперсионного анализ Крускалла-Уоллиса при р < 0,05

Зависимая переменная «фактор оценки»

Ранговый дисперсионный анализ Крускалла-Уоллиса;

Груп. (независ.) переменная: Возраст

Кр.Крускалла-Уоллиса: H (2, N= 60) =12,00057 p =,0025

Допуст

Сумма

Среднее

N

Рангов

Ранг

Подростки

20

471,5000

23,57500

Студенты

20

530,5000

26,52500

Взрослые

20

828,0000

41,40000

Зависимая переменная «фактор активности»

Ранговый дисперсионный анализ Крускалла-Уоллиса;

Груп. (независ.) переменная: Возраст

Кр.Краскела-Уоллиса: H (2, N= 60) =18,79043 p =,0001

Допуст

Сумма

Среднее

N

Рангов

Ранг

Подростки

20

395,5000

19,77500

Студенты

20

570,5000

28,52500

Взрослые

20

864,0000

43,20000

Анализируя результаты, приведенные в таблице 2, можно отметить, существует семантическая дифференциация процесса социализации разными возрастными группами. При этом большинство шкал семантического пространства социализации в представлениях респондентов всех возрастных возрастов расположены в зоне сильных значений. Это свидетельствует о том, что для всех участников исследования мультипликационный фильм является значимой категорией. Вместе с тем, более дифференцированные реакции на процесс восприятия мультфильма продемонстрировали респонденты подросткового возраста.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации. //Человек и общество. — Вып.IX. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.-324 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. Глава 16. Социализация. — М.: Аспект Пресс, 2004. С. 274–288.
  3. Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии: учебное пособие / О. О. Андронникова. — Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2017.
  4. Антонов Г. В., Лактюхина Е. Г. Мультсериал «Клуб Винкс»: формирование демографических установок и гендерных стереотипов у детей в возрасте 7–12 лет (по материалам контент-анализа) / Г. В.Антонов, Е. Г. Лактюхина // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. — 2013. — № 2. — С. 92–99
  5. Арсеньев A. C. Философские основания понимания личности. М., 2001– 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подростковая выборка, соотношение переменных, социализация личности.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной культуры у курсантов при обучении английскому языку

Для успешной речевой деятельности и формирования коммуникативной культуры у курсантов необходимо научить их использовать конкретные языковые представления-речевые модели, развивать способность к порождению высказывания, тем самым осуществляя способно...

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...

Межкультурное взаимодействие: сущность, типология, социальная регуляция

Особый интерес у исследователей вызывает взаимодействие больших, сложных, саморазвивающихся систем, к которым относятся культуры. Данный процесс носит объективно-закономерный характер, имеет значительный потенциал влияния на все сферы жизнедеятельнос...

Национальные интересы и социальная идентичность

Социальная идентичность общества и национальные интересы взаимозависимы и тесно переплетены. Социальная идентичность определяется отождествлением интересов личности с интересами общества и государства в экономической, политической, социальной, культу...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Проблема интерпретации гуманитарного знания на примере понятия «патриотизм»

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, преобразовывать его моральные и мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в структуре каждой личности умений ориентироваться в мире, в смысле происходящего в нем. Его специфика подра...

Возрастные возможности приобщения учащихся к искусству

Художник живёт в определённой системе общественных отношений, и характер искусства его личных чувств не может не влиять на эти отношения. В работах изобразительного искусства воспроизведение реального мира логической связью переплетается у художника ...

Социальные нормы в системе ориентиров человеческой практики

Цель статьи — рассмотреть основное содержание и сущность понятия социальной нормы и ее роли в жизни современного общества. Усвоение человеком ценностей и норм общества, требуемых обществом социальных правил и стандартов поведения, согласование своего...

Игра на уроках русского языка как средство развития лингвистической компетенции

Статья посвящена тому, что игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание общественного опыта, фиксированного в социально — закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как...

Психологическое содержание адаптации к профессиональной деятельности

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. В современном мире очень важна адаптация человека в социальной среде. Социальная адаптация обеспечивает пр...

Похожие статьи

Формирование коммуникативной культуры у курсантов при обучении английскому языку

Для успешной речевой деятельности и формирования коммуникативной культуры у курсантов необходимо научить их использовать конкретные языковые представления-речевые модели, развивать способность к порождению высказывания, тем самым осуществляя способно...

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...

Межкультурное взаимодействие: сущность, типология, социальная регуляция

Особый интерес у исследователей вызывает взаимодействие больших, сложных, саморазвивающихся систем, к которым относятся культуры. Данный процесс носит объективно-закономерный характер, имеет значительный потенциал влияния на все сферы жизнедеятельнос...

Национальные интересы и социальная идентичность

Социальная идентичность общества и национальные интересы взаимозависимы и тесно переплетены. Социальная идентичность определяется отождествлением интересов личности с интересами общества и государства в экономической, политической, социальной, культу...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Проблема интерпретации гуманитарного знания на примере понятия «патриотизм»

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, преобразовывать его моральные и мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в структуре каждой личности умений ориентироваться в мире, в смысле происходящего в нем. Его специфика подра...

Возрастные возможности приобщения учащихся к искусству

Художник живёт в определённой системе общественных отношений, и характер искусства его личных чувств не может не влиять на эти отношения. В работах изобразительного искусства воспроизведение реального мира логической связью переплетается у художника ...

Социальные нормы в системе ориентиров человеческой практики

Цель статьи — рассмотреть основное содержание и сущность понятия социальной нормы и ее роли в жизни современного общества. Усвоение человеком ценностей и норм общества, требуемых обществом социальных правил и стандартов поведения, согласование своего...

Игра на уроках русского языка как средство развития лингвистической компетенции

Статья посвящена тому, что игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание общественного опыта, фиксированного в социально — закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как...

Психологическое содержание адаптации к профессиональной деятельности

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. В современном мире очень важна адаптация человека в социальной среде. Социальная адаптация обеспечивает пр...

Задать вопрос