Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г.

Дата публикации: 20.07.2019

Статья просмотрена: 801 раз

Библиографическое описание:

Майорова, К. А. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования / К. А. Майорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61675/ (дата обращения: 16.11.2024).



Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены личностно-значимые результаты учащихся при ее реализации в рамках изучения школьного курса биологии.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, внеурочная деятельность, личностные результаты изучения курса «Биология», направления внеурочной деятельности.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) особое значение уделяется организации внеурочной деятельности школьников.

Внеурочная работа рассматривается как «обязательная часть образовательного процесса в школе, осуществляемая в формах, непохожих на ту, что осуществляется непосредственно на уроках, и направленных на результат планируемых результатов изучения основной образовательной программы» [1, С. 19–21].

Внеурочная деятельность связывает все без исключения виды работы, способствующие воспитанию, социализации и обучению школьников. Она рассматривается составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени воспитанников.

Правильно организованная система внеурочной работы способствует формированию познавательных потребностей и способностей любого воспитанника. Она гарантирует воспитание свободной личности, обеспечивая его успешное существование в современном мире, т. е. успешность его социализации.

Внеурочная деятельность предусмотрена ФГОС ООО, в котором определены основные направления такой деятельности [3].

Для реализации внеурочной работы разработано значительное количество программ, которые дают возможность подобрать собственный вариант работы в образовательном учреждении [4–7]. Они широкие возможности использования разнообразных форм деятельности учащихся (проектная деятельность, игровая деятельность, экологический практикум, интеллектуальные марафоны, квесты и др.).

Реализация таких программ обеспечивает не только расширение и углубление имеющихся у школьников знаний, но, что немаловажно, — их духовно-нравственное воспитание благодаря личному участию в том или ином виде деятельности.

Одной из отличительных особенностей внеурочной деятельности в соответствии с требованиям ФГОС ООО является достижение воспитательных результатов, которые, по мнению С. Ю. Бочкаревой, распределяются согласно трём уровням [2].

Первый уровень результатов рассматривается как получение подростком социальных знаний (о социальных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), изначального представления общественной действительности и повседневной жизни.

Для достижения этого уровня результатов особое значение имеет связь учащегося со своими учителями. Так, в разговоре о соблюдении прав человека и гражданина обучающийся не только воспринимает информацию от педагога, но и сопоставляет ее с образом самого учителя. Информации будет больше доверия, в случае если сам педагог культивирует соблюдение этих норм.

Второй уровень результатов выражается в приобретении подростком навыка переживания и положительного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, общество, знания, труд, уровень культуры), ценностного взаимоотношения к социальной действительности в целом. С целью достижения данного уровня результатов особенное значение имеет связь школьников между собою на уровне класса, школы, т. е. в социальной образовательной среде.

Третий уровень результатов связан с приобретением подростком опыта независимого социального действия, что позволяет ученику стать, гражданином, свободным человеком. Самостоятельное социальное действие ученика обеспечивает формирование тех гражданских качеств, которые необходимы в постоянно меняющихся социальных условиях.

Достижение рассмотренных выше уровней результатов внеурочной деятельности свидетельствует о ее результативности для развития личности ученика.

Школьный курс биологии основной школы располагает большими возможностями для организации внеурочной деятельности. Содержание предмета «Биология» обеспечивает формирование таких личностно значимых для ученика результатов, как: использование различных языковых средств для выражения своих мыслей, ведение диалога на основе взаимного уважения к одноклассникам и учителю, отстаивание своей позиции доброжелательным поведением к оппонентам, развитие познавательных интересов на основе изучения темы, адекватное оценивание своих возможностей при достижении определенных целей, формирование экологического сознания, установление и сравнение разных точек зрения [8, С. 106–161].

Для их достижения возможно использование таких направлений организации внеурочной деятельности, как: общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное. Они могут быть реализованы при использовании разрабатываемых нами программ внеурочной работы: «Здоровый образ жизни», «Тайны природы», «Юный эколог»

Литература:

  1. Архипова, О. В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] /О. В. Архипова //Дополнительное образование и воспитание. — 2016. — № 12. — С. 19–21.
  2. Бочкарёва, С. Ю. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности [Электронный ресурс]/ C.Ю Бочкарёва/ https://infourok.ru/urovni-vospitatelnih-rezultatov-vneurochnoy-deyatelnosti-3167178.html (дата обращения 01.06.2019).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.
  4. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная биология» [Электронный ресурс] / / https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-zanimatelnaya-biologiya-klassi-2593623.html (дата обращения 6.06.2019).
  5. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Алгоритм успеха» [Электронный ресурс] // https://botana.biz/prepod/biologiya/opbuoyfp.html (дата обращения 18.05.2019).
  6. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами биологии» [Электронный ресурс] // https: //sch13satka.educhel.ru/uploads/20600/20558/section/325445/vneur.deyat/vneur.d.OOO/Za_stranicami_biologii.PDF?1518420195435 (дата обращения 25.05.2019).
  7. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» [Электронный ресурс] // https: //nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/09/11/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-yunyy-ekolog (дата обращения 30.05.2019).
  8. Сивоглазов, В. И. Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы. 5–9 классы [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов. — М.: Просвещение, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, уровень результатов, внеурочная работа, образовательное учреждение, основное общее образование, особое значение, приобретение подростком, Федеральный государственный образовательный стандарт, школьный курс биологии.


Ключевые слова

внеурочная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, личностные результаты изучения курса «Биология», направления внеурочной деятельности

Похожие статьи

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...

Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры

Актуальной проблемой в условиях требований ФГОС ООО является поиск эффективных средств и методов формирования прикладных двигательных умений учащихся. В статье автор исследования проводит первичный анализ сформированности данных умений у учащихся 6-х...

Цели, задачи и принципы внеурочной работы младших школьников по математике

Данная статья посвящена одному из важных направлений в работе учителя — внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО. Автором сформулированы приоритетные цели и задачи внеурочной работы младших школьни...

Подготовка бакалавров к проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности в основной школе

В статье показаны возможности реализации задач ФГОС ООО в области безопасности жизнедеятельности в условиях дефицита учебного времени на обучение основам безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены вопросы организации и методики подготовки бакалавров...

Организация проектной деятельности в школе

Статья посвящена организации проектной деятельности в школе. Организация проектной деятельности пройдет успешно, если будут выполняться определенные условия при организации проектной деятельности: организация обучения учащихся проектированию через по...

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Похожие статьи

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...

Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры

Актуальной проблемой в условиях требований ФГОС ООО является поиск эффективных средств и методов формирования прикладных двигательных умений учащихся. В статье автор исследования проводит первичный анализ сформированности данных умений у учащихся 6-х...

Цели, задачи и принципы внеурочной работы младших школьников по математике

Данная статья посвящена одному из важных направлений в работе учителя — внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО. Автором сформулированы приоритетные цели и задачи внеурочной работы младших школьни...

Подготовка бакалавров к проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности в основной школе

В статье показаны возможности реализации задач ФГОС ООО в области безопасности жизнедеятельности в условиях дефицита учебного времени на обучение основам безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены вопросы организации и методики подготовки бакалавров...

Организация проектной деятельности в школе

Статья посвящена организации проектной деятельности в школе. Организация проектной деятельности пройдет успешно, если будут выполняться определенные условия при организации проектной деятельности: организация обучения учащихся проектированию через по...

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Задать вопрос