Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А. Эллиса: обоснование эффективности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г.

Дата публикации: 19.07.2019

Статья просмотрена: 3812 раз

Библиографическое описание:

Прынков, М. В. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А. Эллиса: обоснование эффективности / М. В. Прынков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61683/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье раскрыта сущность метода рационально-эмоционально-поведенческой терапии Альберта Эллиса, сформулированы основные особенности РЭПТ. Дан обзор метаисследований, посвященных измерению эффективности метода. Сделан вывод о том, что использование РЭПТ целесообразно при разрешении широкого круга психологических проблем.

Ключевые слова: рационально-эмоционально-поведенческая терапия, РЭПТ, психотерапия, консультирование, Эллис, эффективность.

Развитие практической психологии в России, в том числе таких направлений, как психологическое консультирование и психотерапия, требует уделить особое внимание анализу конкретных методов, используемых в работе психолога.

Одним из хорошо зарекомендовавших себя методов психологической помощи является предложенный американским психологом Альбертом Эллисом в 1955 году метод рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ, rational emotive behavior therapy). Изначально он назывался рациональной и рационально-эмоциональной терапией (РЭТ) и был создан как альтернатива психоанализу, в эффективности которого Эллис, сам бывший психоаналитиком, разочаровался [1, с. 556]. Новый метод стал одним из первых направлений в рамках зарождающейся когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), а исследования, подтверждающие его эффективность, появились уже в 1960-е годы [там же].

Философию данного метода Эллис описывает следующим образом: «В отличие от ортодоксальной психоаналитической или классической поведенческой психологии, рационально-эмоциональная терапия ставит человека в центр мира и его собственной эмоциональной судьбы и предоставляет ему почти полную ответственность за выбор причинять или не причинять самому себе серьезное беспокойство. РЭТ расценивает биологические и средовые факторы как важные в цепи событий, которые ведут к дезорганизации и расстройствам человека. Тем не менее, РЭТ утверждает, что человек сам может (и обычно так и делает) активно влиять на свои эмоциональные реакции, вызванные стимулом из окружающей среды» [2, с. 9–10].

Основная идея РЭПТ заключается в том, что между событиями (activating events), вызывающими эмоциональные реакции человека (consequences), есть еще одно звено — личные верования, взгляды, установки (beliefs). Эта схема известна в РЭПТ как схема A — B — C [там же, с. 66]. Именно верования, часто иррациональные, то есть противоречащие фактам, формируют отношение человека к той или иной ситуации. Терапевтический процесс в рамках РЭПТ состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать свои иррациональные установки, а затем переформулировать их и привести в соответствие с реальностью.

Эллис утверждает: «Если терапевт будет помогать клиенту придерживаться новой жизненной философии, тогда последний достигнет нового и часто очень явно выраженного поведенческого результата» [там же, с. 14]. Как пишет российский специалист по РЭПТ Е. Ромек, «изменение центральных убеждений влечет за собой изменение и эмоций, и поведения» [3]. Кроме того, успешная терапия в рамках данного метода «обычно приводит к тому, что человек обретает способность самостоятельно выявлять и оспаривать свои иррациональные убеждения, и у него формируется гибкое „взрослое“ мировоззрение, позволяющее избегать возобновления невроза» [там же].

Вероятно, способность формировать психологическую самостоятельность клиента вкупе с краткосрочностью и эффективностью метода привели к тому, что «уже несколько десятилетий в США, Великобритании и других странах РЭПТ является одним из самых востребованных направлений психотерапии, нашедшим применение в клинической, консультационной и педагогической практике» [там же]. Эллис называет РЭПТ одним из направлений гуманистической и когнитивной психотерапии [2, с. 16] и отделяет его от психоанализа, который «часто не имеет решений относительно активизирующих событий жизни человека или стимулов», и классической поведенческой терапии, которая «главным образом занимается реакциями и симптомами» [там же]. Эллис подчеркивает, что в основе РЭПТ лежат научный метод мышления, опора на факты и проверку гипотез [там же, с. 18–19]. При этом РЭПТ позволяет достичь терапевтических успехов относительно быстро: «многие из самых популярных методов — особенно классический психоанализ — занимают минимум 2 года и максимум 5 или более лет, прежде чем клиенту помогут заметно снизить душевную боль. Рационально-эмоциональная терапия… часто способна значительно помочь ему в течение нескольких дней или недель» [там же, с. 20–21].

РЭПТ успешно применяется для решения широкого круга психологических проблем, в том числе в лечении депрессии [4]. Метод пригоден для работы не только с условно «здоровыми» клиентами, но и с лицами с психическими нарушениями (при условии сохранения связи с реальностью) [5, с. 328–329], с алкоголиками, наркоманами, умственно отсталыми людьми, а также с детьми [2, с. 61].

Эффективность методов когнитивно-поведенческой терапии в целом и рационально-эмоционально-поведенческой терапии в частности подтверждена многочисленными исследованиями, многие из которых были проведены еще в 1950-х–1970-х годах [там же, с. 62–63]. По данным Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии России, на сегодняшний день общее число таких исследований превышает 450, при этом «по другим психотерапевтическим направлениям (например, психоанализ или гештальт) столь масштабные и фундаментальные исследования не проводились, а проведенные демонстрировали сомнительную результативность» [6]. Обзор ряда зарубежных исследований, посвященных эффективности КПТ при различных проблемах и заболеваниях, сделан в статье А. Карцева [7]. Метаанализы по этой теме рассмотрены в работе А. Ялтонской и Ю. Зарецкого [8]. Обзор российских исследований, доказывающих высокую эффективность КПТ и РЭПТ, представлен в статье О. Ракитской [9]. Метаанализ 2016 года показывает, что, даже несмотря на переоценку результата и недостаточное качество ранних исследований, направления КПТ эффективно применяются при терапии депрессии и тревожных расстройств [10].

Таким образом, рационально-эмоционально-поведенческая терапия является действенным методом психологической помощи, эффективность которого многократно доказана российскими и зарубежными исследователями. РЭПТ успешно используется как в краткосрочном консультировании, так и в долгосрочной терапии депрессий, фобий, других психических расстройств и психосоматических заболеваний. РЭПТ применяется при работе с различными группами населения: детьми, взрослыми, здоровыми людьми, преступниками, пациентами с заболеваниями психического характера. Все это делает РЭПТ методом, использование которого может быть рекомендовано практическим психологам, психотерапевтам и консультантам.

Литература:

  1. История психологии в лицах. Персоналии // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 784 с.
  2. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход. — СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с.
  3. Ромек Е. А. Логика эмоций // Аналитика культурологии. — 2010. — № 16.
  4. Дэниел Д., Кангас М. Управление депрессией с помощью рационально-эмотивно-поведенческой терапии (РЭПТ) (брошюра для специалистов и пациентов). — М.: 2015. — 22 с.
  5. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.: Питер, 2000. — 455 с.
  6. О нас // Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии. — URL: https://associationcbt.ru/o-nas (дата обращения: 15.07.2019).
  7. Карцев А. В. Доказательства эффективности когнитивно-поведенческой терапии // B17.ru. — URL: https://www.b17.ru/article/3973 (дата обращения: 15.07.2019).
  8. Ялтонская А., Зарецкий Ю. Доказательные исследования эффективности КТ в лечении психических расстройств // Cognit-therapy.ru. — URL: http://cognit-therapy.ru/index.php/o-kognitivnoj-terapii/effectiveness (дата обращения: 15.07.2019).
  9. Ракитская О. Н. О возможностях когнитивной и когнитивно-поведенческой психотерапии в психологическом сопровождении лиц, осужденных к лишению свободы // Материалы всероссийской конференции «Когнитивные исследования на современном этапе» (КИСЭ-2017). — Казань: Казанский федеральный университет, 2017. — URL: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/117731 (дата обращения: 15.07.2019).
  10. Cuijpers P. et al. Насколько эффективна когнитивно-поведенческая терапия в лечении большого депрессивного расстройства и тревожных расстройств? Актуальный метаанализ данных // World Psychiatry (на русском). — 2016. — Том 15, выпуск 3.
Основные термины (генерируются автоматически): рационально-эмоционально-поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия, направление, психологическая помощь, том, широкий круг, эффективность.


Ключевые слова

эффективность, психотерапия, консультирование, рационально-эмоционально-поведенческая терапия, РЭПТ, Эллис

Похожие статьи

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами ис...

Применение CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений в бизнес-анализе

В статье рассмотрены основные механизмы CVP-анализа, даны главные определения технологии CVP-анализа, а также определены условия применения CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений, выявлены и перечислены основные задачи метода, ...

Использование когнитивных стратегий на уроках информатики

В статье представлен материал исследовательской практики по использованию когнитивных стратегий на уроках информатики. Исследование выполнено в рамках проекта «Action research», на базе средней школы № 7. Согласно цели исследования конкретизировано п...

Применение модели информационного метаболизма для успешной реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся

Статья посвящена выделенным на основе базиса Юнга аспектам информационного метаболизма и важности применения знаний об оных для реализации индивидуального подхода к школьникам. В ней тезисно описана имеющаяся информация о нюансах аспектоники каждого ...

О профилактике эмоционального выгорания учителей

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективную профилактику эмоционального выгорания у учителей средствами арт-терапии. Научная новизна заключается в выявлении и обо...

Коррекция проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников (на материалах ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К. Р. Евграфова»)

В статье описаны и проанализированы особенности коррекции проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников, с целью повышения эффективности работы коллектива. Проведен сравнительный анализ первичного и вторичного исследования, п...

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье ведется речь о проблемах жизненной перспективы личности в психологической литературе. Приводится понятийный анализ психологической травмы и ее влияние на изменение жизненной перспективы. Представлено эмпирическое исследование жизненной персп...

Пациенты с полным или частичным отсутствием зубов: психологический статус и изменение психологических характеристик в процессе реабилитации

Цель данной научной статьи заключается в исследовании аспектов психологического статуса пациентов с полным или частичным отсутствием зубов, а также его изменения в процессе реабилитации. При написании научной статьи были использованы издания периодич...

Частично-поисковый метод в развитии навыка устной аргументации

Статья посвящена проблеме развития навыков устной аргументации на уроках русского языка с опорой на тему из раздела «Подросток в современном мире». В работе были применены приёмы частично-поискового метода: эвристическая беседа и сравнение разных тип...

Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте

Статья посвящена обсуждению возможностей психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения подростков. В ней отдельно рассматриваются задачи психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения, уровни профилактики. Кратко описаны ...

Похожие статьи

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами ис...

Применение CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений в бизнес-анализе

В статье рассмотрены основные механизмы CVP-анализа, даны главные определения технологии CVP-анализа, а также определены условия применения CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений, выявлены и перечислены основные задачи метода, ...

Использование когнитивных стратегий на уроках информатики

В статье представлен материал исследовательской практики по использованию когнитивных стратегий на уроках информатики. Исследование выполнено в рамках проекта «Action research», на базе средней школы № 7. Согласно цели исследования конкретизировано п...

Применение модели информационного метаболизма для успешной реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся

Статья посвящена выделенным на основе базиса Юнга аспектам информационного метаболизма и важности применения знаний об оных для реализации индивидуального подхода к школьникам. В ней тезисно описана имеющаяся информация о нюансах аспектоники каждого ...

О профилактике эмоционального выгорания учителей

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективную профилактику эмоционального выгорания у учителей средствами арт-терапии. Научная новизна заключается в выявлении и обо...

Коррекция проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников (на материалах ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К. Р. Евграфова»)

В статье описаны и проанализированы особенности коррекции проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников, с целью повышения эффективности работы коллектива. Проведен сравнительный анализ первичного и вторичного исследования, п...

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье ведется речь о проблемах жизненной перспективы личности в психологической литературе. Приводится понятийный анализ психологической травмы и ее влияние на изменение жизненной перспективы. Представлено эмпирическое исследование жизненной персп...

Пациенты с полным или частичным отсутствием зубов: психологический статус и изменение психологических характеристик в процессе реабилитации

Цель данной научной статьи заключается в исследовании аспектов психологического статуса пациентов с полным или частичным отсутствием зубов, а также его изменения в процессе реабилитации. При написании научной статьи были использованы издания периодич...

Частично-поисковый метод в развитии навыка устной аргументации

Статья посвящена проблеме развития навыков устной аргументации на уроках русского языка с опорой на тему из раздела «Подросток в современном мире». В работе были применены приёмы частично-поискового метода: эвристическая беседа и сравнение разных тип...

Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте

Статья посвящена обсуждению возможностей психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения подростков. В ней отдельно рассматриваются задачи психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения, уровни профилактики. Кратко описаны ...

Задать вопрос