В статье рассматривается актуальная проблема образовательных организаций о том, как обучающихся «научить — учиться», описывают существующие педагогические технологии и психотехнологии. Отмечают, что на общее развитие обучающихся влияет формальное, неформальное и информальное образование. Авторы делают предложения для решения проблем по привитию навыков к непрерывному образованию через умения «научи-учиться», показывают, что именно это качество востребовано будет у людей в новой цивилизации XXI века.
Ключевые слова: педагогические технологии, психотехнологии, формальное образование, неформальное образование, информальное образование, «научи — учиться».
Сегодня в огромном потоке информации каждому человеку в течение жизни приходится сталкиваться со все более сложными социальными и профессиональными задачами, так как не хватает знаний, умений, навыков, компетенций. Поэтому сама жизнь подводит нас к пониманию научения (учись учиться) как перманентного процесса, сопровождающего современного человека всю жизнь [12] через формальное, неформальное и информальное образование. Вместе с тем далеко не все задумываются над тем, что наравне с вопросами «Кем стать?», «Чему учиться?» не менее важным, а иногда решающим, становится вопрос «Как научиться?» с одной стороны, а с другой ‒ как донести информацию до обучающихся, что математика нужна, чтобы развивать критическое мышление, литература — чтобы лучше понимать других людей, физика учит все проверять и доказывать, а знания по биологии спасают жизнь и здоровье, что история учит видеть закономерности и связи событий, происходящих в обществе, и позволяет прогнозировать будущее собственной страны.
В то же время надо отметить, что обучающиеся, как любые люди, имеют свой характер и темперамент, свои природные способности, мотивацию, свой уровень социализации, и все это учитель должен учитывать при проведении занятий и планомерно прививать детям навык «научения учиться», используя при этом различные педагогические технологии.
Рассмотрим наиболее распространенные определения понятия «образование». В законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, его образовательных потребностей и интересов [14].
Согласно определению ЮНЕСКО, образование являет собой процесс социализации индивида, в ходе которого происходит становление его способностей до саморазвития, связанного с формированием и развитием когнитивных данных: памяти, внимания,чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решения, (lerninig to knoy — учиться знать) — умение добывать знания, (Learning to do — учиться делать — умение применять зания в своей деятельности на практике), (Learning to live together — учиться жить вместе) — социально-коммуникативный навык, (learning to be — учиться быть) — учиться быть индивидиумом, личностью.
Вопрос как «научить — учиться» школьников, студентов, стоит давно, в течении длительного времени советские, российские и зарубежные ученые, учителя, педагоги разрабатывали различные педагогические технологии и психотехнологии для развития памяти и мышления, усвоения учебного материала и подготовке к жизнедеятельности. Но до сих пор проблемы существуют в мотивации к учению, усвоения материала, и подготовке к профессиональной деятельности к жизни. Авторы считают, что наступил тот период, когда нужно проанализировать все существующие педагогические технологии, психотехнологии, игровые, информационно-компьютерные и другие технологии, отобрать самые эффективные, обновить и как педагогический инструмент передать учителям, педагогам, преподавателям, чтобы в действительности научить обучающихся учиться.
Констатируем, что дети получают не только официальное формальное образование, но одновременно неформальное и информальное, и везде получают знания, навыки, умения, компетенции, информацию.
Загузина Н. Н. в своей диссертации «Довузовская подготовка как условие содействия в профессиональном самоопределении старшим школьникам» пишет, что сегодня в образовательной практике сложилось несколько подходов к разграничению формального, неформального и информального образования. Автор приводит ключевые черты, присущие каждому из них:
‒ Формальное образование — происходит в организованном и иерархически структурированном контексте, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата, имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимущественно зарегистрированными, организациями.
‒ Неформальное образование — происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности, обычно не сопровождается выдачей документа, чаще всего носит целенаправленный и систематический характер.
‒ Информальное образование ‒ индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т. д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры [5].
С развитием социума, технологий меняются условия существования человека, и поэтому человеческому индивиду непрерывно нужно заниматься самообразованием. Но этому должны «научить учиться» человека в образовательных организациях: детский сад, школа, колледж, вуз. Для этого существуют различные педагогические технологии и психотехнологии.
На современном этапе педагогические вузы по подготовке учителей, в высших учебных заведениях специальной дисциплины по эффективной психотехнологии «Как научить учиться?» детей, студентов уделяется мало внимания с теоретической и практической точки зрения.
Рассмотрим, что подразумевается под словосочетанием «учимся учиться» с педагогической и психологической точки зрения.
В педагогическом словаре слово «учение» рассматривается как особым образом организованное познание, познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности [10].
Существуют методы, которые легко помогают запоминать множество имен, даты, важные события, изучать иностранные языки, систематизировать накопленную информацию и быстро схватывать новую. Это и есть специальные психотехнологии или психотехнологические приемы и методы, являющиеся инструментами, которые очень эффективны в обучении и призваны делать его продуктивным. Умение ими пользоваться выводит человека на новый качественный и высокий уровень, не только в обучении, но и в жизни. В обучение и образование XXI век привносит свои изменения, так как объем информации для освоения все возрастает. Поэтому лозунг «учимся учиться» весьма актуален на современном этапе во всем мире и должен применяться в формальном, неформальном и информальном образовании.
Доклад об изменениях в сфере образования в текущем столетии был опубликован в Интернете корпорацией «Российский учебник». В его подготовке приняли участие Global Venture Alliance и Global Education Futures (GEF). В основе документа лежат идеи международной платформы сотрудничества GEF об изменениях образования в сложном обществе XXI века и подведение итогов Международного образовательного саммита Global Education Leaders’ Partnership Summit (GELP) [2]. Авторы доклада полагают, что трансформация образования в ближайшие 20 лет будет происходить под воздействием трех главных и взаимосвязанных трендов: цифровизация, автоматизация и глобальная турбулентность, можно добавить еще и роботизацию. Двадцать первый век будет являться переходным периодом построения новой цивилизации, соответственно это требует новых подходов к обучению и получения не только формального образования, но и неформального и информального. Исходя из этого думаем, что в первую очередь педагогическое сообщество как видно само должно овладеть новыми методологиям образования будущего.
В статье опубликованной в Ldesktop news «Мы должны научить учиться не только искусственный интеллект (ИИ), но и людей». Написано, что научное сообщество, изучающее искусственный интеллект, разрабатывает такие программы как «научить ИИ учиться». Это означает, что вместо того, чтобы обучать алгоритм решать определенный вид проблем в одном определенном мире, ученые предлагают ему сразу несколько миров и пытаются сделать так, чтобы он самостоятельно научился решать проблемы в каждом из них [9].
Реальность современных людей, особенно школьников, состоит из обилия информации, компьютерных игр и виртуальной реальности, планшетов, гаджетов и глобальной сети Интернет, где можно найти любую информацию формального, неформального, информального образования.
На данном этапе на рынке образовательных услуг работают различные центры образовательных технологий, школы скорочтения, школы грамотности, в форме неформального образования предлагаются детям инновационные методы обучения. Возникает вопрос, почему данными технологиями не владеют учителя в образовательных организациях, и второй момент, с профессиональной точки зрения, почему учителей не готовят к этому при обучении, не знакомят с эффективными психотехнологиями.
Рассмотрим педагогические технологии существующие на современном этапе, которыми могут пользоваться учителя в своей педагогической практике, чтобы реализовать саму идею «научи-учиться» (смотрим таблицу № 1). В источниках как научного, так и публицистического характера предпринимаются попытки соединения разных взглядов, точек зрения на раскрытие сущности и содержания педагогических технологий. Изучение этой проблемы как зарубежными, так и отечественными учеными, позволило получить более полное представление о педагогических технологиях, как на методологическом, так и на практическом уровне. Обозначилось содержание “педагогической технологии” как педагогической категории, определились и иерархические уровни развития педагогических технологий. Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке об образовании [7].
Обратимся к понятию педагогические технологии, данное понятие произошло от греческих слов: искусство, мастерство, умение, учение. Это специальный набор форм, методов, способов, приема обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящих всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклоненидя [13]. Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько) [1]. Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. А. Чошанов) [15]. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин) [8].
Таблица 1
№ |
Название технологии |
авторы |
Направленность технологии |
1. |
Технология развивающего обучения |
Выготский Л. С.; Занков Л.В; Эльконин Д. В. Давыдов В. В. |
Формирование и развитие теоретического мышления; осознание учащимися процесса обучения; сохранение и развитие физического и психического здоровья детей; формировние и развитие универсальных учебных действий, ключевых компетенций; решение задач профессионального и жизненного самоопределения. |
2. |
Технологии проблемного обучения |
Кудрявцев Т. В. Матюшкин А. М. Махмудов М. И. и др |
Развитие познавательной активности, творческого мышления, способности решать проблемные ситуации |
3. |
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) |
Моисеева М. В. Бухаркина М. В. Полат Е. С. |
Развитие способов работать с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления познавательной деятельности |
4. |
Технология построения логико-смысловых моделей (ЛСМ) |
Валькова Г. Зайнулина Ф. Штенберг В. и др |
Научение моделированию, разложение целого на элементы (анализ) и их обьединение (синтез). |
5. |
Кейс-технологии (метод-анализа ситуации). (Гарвардские технологиив российской школе). |
Киселев В. Д. |
Развитие навыков анализа и критического мышления, способности прорабатывать различные проблемы и находить их решения, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности |
6. |
Технологии мыследеятельностной педагогики (развитие метазнаний и метоспособов деятельности) |
Давыдов В. В. Громыко Ю. В. и др. |
Развитие теоретического мышления, универсальных способнов деятельности обучающихся |
7. |
Технология уровней диференциации (дифференцированное обучение) |
Донская Т. К. Фирсов В. В. Унт И. Э. Границкая А. С. |
Развитие мотивации к учению, обучение на индивидуально-максимально посильном уровне |
8. |
Технологии формирования ключевых компетенций |
Голуб Г. Б. Чуракова О. В. Перелыгина Е. А. |
Формирование и развитие ключевых компетентностей как учебных достижений, востребованных в современном мире |
9. |
Технология\и развития критического мышления |
Воган Д. Эстес Т |
Развитие способности выявлять пробелы в своих знаниях и умении при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск, самостоятельно осваивать знания, необходимые для решения познавательных и коммуникативных задач |
10. |
Технологии нейролингвистического программирования (НЛП) |
Миллер Д. Холл М. Гордон Д и др |
Технология ориентирована на осмысление и изменение стилей обучения |
11. |
Технология проблемно-модульного обучения |
Третьяков П. И. Сеновский И. Б. Юцавиче Ю. А. Чошонов М. А. |
Проблемно-модульное обучение создает предпосылки для решения задач стоящих перед педагогическим сообществом: — построения системного содержания обучения; — обеспечение индивилуального подхода в обучении; — формирование у учащихся прочных действенных знаний и способов их применения; — реализация творческого потенциала педагога и обучающегося; — развитие активности и самостоятельности обучающихся. |
12. |
Технологии эвристического обучения |
Хуторской А. В. |
Технологии эвристического обучения направлены на самореализацию детей, развитие универсальных, познавательных, информационных коммуникативных способностей |
В таблице указана только часть разработанных технологий, так как в действительности разработок больше, можно добавить: технологии событийности, автора Троицкий Ю. Л., Тюпа В. И., технологиии направлены на развитие культуры предметного мышления, обогащение личного опыта и ценностных отношений обучающихся; технологии теории изобретательских задач (ТРИЗ), автор Альтшуллер Г. С., ТРИЗ применяется для решения изобретательских задач любой сложности и направленности, позволяет развить творческое воображение и мышление, развивает качества творческой личности и развивает коллективное творчество; технологии тьюторства — авторы Ремнев А. А., Федотова С. В., технологии изменяют функции учителя, преподавателя, существуют и другие технологии. Анализ перечисленных технологий показал, что все они в первую очередь направлены на улучшение качества образования, развитие определенных универсальных учебных действий и компетенций, развитию творческого мышления, в какой-то степени к самостоятельности, но все же надо констатировать, что многие из них уже не отвечают современным требованиям по подготовке обучающихся к жизнедеятельности в XXI веке. Возможно ученым стоит проработать, исследовать разработанные технологии, выделить основное, востребованное и применимое в современных условиях и создать новую ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТЕХНОЛОГИЮ, согласно новым требованиям и довести ее до педагогического сообщества, чтобы через эти технологии можно было действительно «научить — учиться».
Именно образовательные организации дожны «научить учиться» обучающихся так, чтобы это вошло в привычку, и основная задача учреждений эффективно организовывать этот процесс. Отсюда вытекает вывод: этому нужно учить учителей. Представим идеальный вариант — обучающийся получает представление о тайм-менеджменте, учится использовать интеллектуальные карты, осваивает способы быстрого запоминания и скорочтения. Ученик понимает логику процесса обучения: цель — контекст — выбор метода поиска информации — выбор источника информации ‒ способ анализа информации ‒ запоминание и применение на практике. Возможны и другие варианты ‒ педагогическая практика покажет. И только тогда учащиеся могут научиться чему угодно и в школе, и в будущей взрослой жизни. Существуют ли принципы для усвоения информации и приобретения необходимых навыков, которые должны учитывать учителя в преподавании предметов, согласно изученной информации авторы сформулировали следующие принципы:
– продумывать логику обучения и построения урока, чтобы отдельные знания и умения сделать цельным навыком;
– применять одновременное и одномоментное осваивания теории и практики;
– повышать общий уровень интеллектуальных знаний, мотивацию, память, внимание, анализу информации, через различные психотехнологии и педагогические технологии;
– постоянно «учить учиться» обучающихся давая инструменты и алгоритмы для обучения (сначала «научи-учиться», а затем обучай предмету).
– использовать в учебном процессе информационныо-компьютерные технологии и другие инновационные продукты: гаджеты, планшеты, интерактивные доски;
– создавать комфортные условия в период учебных занятий для обучающихся (доброжелательности, заинтересованности в их успехе).
Наши исследования в области современного формального, неформального, информального образования показали, что во всех направлениях есть одно общее, это — овладение суммой определенных знаний, умений и навыков анализа, при этом результаты у каждого человека будут различны, но есть определенные психотехнологии, педагогические технологии, которые позволяют выработать свой индивидуальный стиль деятельности, чтобы добиваться успеха в различных областях, если его научить учиться.
Поэтому первоочередные задачи состоят в:
– разработке образовательных программ для педагогических вузов при подготовке учителей, педагогов дополнительного образования методологии «научи учиться»;
– разработке программ курсов повышения квалификации для учителей образовательных организаций, педагогов дополнительного образования, преподавателей средних и высших учебных заведений «научи учиться»;
– подготовке педагогического сообщества по применению неформальных и информальных методов компьютерных технологий, планшетов, гаджетов в образовательном процессе школьников;
– разработке новых ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, согласно требованиям современного времени для усвоения учебного материала и применения их на практике как в формальном, неформальном и информальном образовании.
Таким образом, обучение обучающихся усвоению информации в учебном процессе, выбору профессиональной деятельности и подготовке к жизнедеятельности в новой цивилизации будет проходить более эффективно, даст навык получения непрерывного образования, и умения учиться, как в формальном образовании, неформальном и информальном. Главное новые педагогические технологии должны закрепить навык «научился — учиться» на всю жизнь. Этот навык позволит ориентироваться в быстро меняющихся условиях жизнии, прогнозировать учебу на опережние востребованности в будущем на работе, развивать технологическкий интеллект — программно-технологические знания и умения, помогут развивать эмоционально-социальный интеллект для успешной жизни в обществе.
Литература:
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии.// М., издательство Педагогика, 1989 -192 с.
- Доклад об изменениях в текущем столетии корпорации «Русский учебник» // электронный ресурс https://fulledu.ru/news/4732_stali-izvestny-izmeneniya-sfere-obrazovanii.html (дата обращения 17.05.2018)
- Вестник международных организаций. 2010. № 1 (27) 54. Аналитические материалы. Анализ политики стран — членов ОЭСР в области признания результатов неформального и информального образования // [электронный ресурс: URL http://www.iori.hse.ru/publications/herald/material/1_10/Learning_Recognition.pdf. (дата обращения 16.05.2018).
- Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. ‒ М.: Педагогика-Пресс, 1999. ‒ 536 с.
- Загузина Н. Н. Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников [Текст]: дис. … кан. пед. наук / Н. Н. Загузина. — СПб., 2012. ‒ 201 с.
- Иван Иллич. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир [Текст] / Иллич Иван. ‒ М.: Просвещение, 2006. ‒ 160 с. ‒ (Образование: мировой бестселлер).
- Кобзева Н. А. К вопросу о педагогических технологиях // Молодой ученый — 2011. — № 5. Т.2–142–144. — URL https://moluch.ru/archive /28/3199/ (дата обращения: 18.05.2018).
- Кларин М. В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Советская педагогика — 1984 — № 4.
- Мы должны научить не только ИИ, но и людей. Электронный ресурс: wi -fi.ru (дата обращения 15.05ю2018)
- Педагогический словарь // [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Materialnoe-I-Formalnoe-Obrazovanie-1014.html.
- Подобед В. И. Системное управление образованием взрослых [Текст]: автореф. дис.... д-ра пед. наук / Институт образования взрослых / В. И. Подобед. — СПб.: 1999. ‒ 46 с.117.
- Потехина И. П., Сухов П. Ю. и др. Эффективные психотехнологии (учимся учиться). ‒ СПб.: ГАОС ООО «Издательство «МКС», 2015. ‒ 96 с.
- Словарь Википедия Педагогические технологии // [электронный ресурс] ru.wikiped.org (дата обращения 20.05.2018).
- Федеральный Закон об образовании от 29.12.2012 г.// Эдектронный ресурс (с изменениями и дополнениями 2017 г.) [Текст].
- Чошанов М. А. Дидактика и инженерия. — 2-е изд (электр). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, — 2013. — 248 с — (Педагогическое образование).