Вирусный маркетинг — это комплекс мероприятий по созданию и распространению рекламных материалов, при котором распространителями являются сами получатели этих материалов. Сегодня это своего рода продвижение определенной информации в Интернете, где основой рекламного сообщения являются независимые рекомендации самих пользователей. Механизм достаточно прост: в точке наибольшего скопления необходимой аудитории (соц. сети, блоги, форумы) происходит «вброс» интересной информации, которая сразу распространяется по Сети, генерируя таким образом большой поток пользователей на сайт компании. [2, c. 132]
Задачами вирусного маркетинга являются:
– повышение узнаваемости бренда;
– ввод нового бренда или продукта;
– стимулирование продаж;
– повышение посещаемости ресурса (магазина и т. п.);
– достижение социальных или политических целей.
Формы вирусного маркетинга:
– видео — наиболее распространенная на сегодняшний день форма вирусной рекламы, по сути, любая видео-реклама может стать вирусом. Видео легко усваивается, не требуя при этом особых усилий, однако наиболее затратно;
– графика (фото, картинка);
– текст;
– аудио — как самостоятельная форма вирусной рекламы не очень перспективна, однако возможна (например, записи телефонных розыгрышей).
Как и в любом деле, в вирусном маркетинге имеются свои законы, без соблюдения которых добиться серьезных успехов невозможно. Прежде всего, это касается работы по планированию компании, которая включает в себя тщательный анализ целевой аудитории создаваемого рекламного сообщения, а также среды, в которой будет распространяться вирус и особенности которой могут самым непосредственным образом отразиться на ходе самой компании.
Следует помнить, что вирусный маркетинг редко приносит желаемый результат при работе с обычными рекламными материалами. Практика показывает, что в таких случаях, наоборот, теряется часть аудитории, сокращается количество лайков и перепостов, что влечет за собой снижение просматриваемости объявления. Добиться высоких показателей можно только при наличии интересной идеи, положенной в основу сообщения, которое должно получится цепляющим, заразительным, чтобы пользователю после просмотра обязательно захотелось поделиться ей с друзьями по соцсети.
Лучше всего в этом плане работает юмор, но не стоит отказываться от легких элементов провокации и шока. Главное в этом случае, не перегнуть палку, иначе сработает правило обратного эффекта, и вместо лавинообразного нарастания посещаемости маркетолог получит жалобы администраторам сети и возможно даже блокировку аккаунта за распространение материалов, не соответствующих правилам ресурса. Поэтому риск, обойтись без которого не получится, должен быть оправданным и умеренным.
Обязательное условие — отсутствие в вирусном сообщении открытого рекламного послания. Работать следует тоньше, затрагивая глубинные слои подсознания пользователя и через них воздействуя на его потребительские запросы. Стандартные рекламные материалы не могут рассчитывать на успех в случае с вирусными технологиями, поскольку основным фактором их распространения становятся действия самих пользователей.
Еще один важный фактор — оптимизация рекламного сообщения с точки зрения его объема. Процесс его распространения должен занимать считанные секунды, что будет невозможно, если объявление окажется чрезмерно тяжелым. При этом многие пользователи, которые были бы не прочь перепостить материал, могут отказаться от этой затеи, поняв, что это потребует от них значительного времени и расхода трафика. Поэтому нужно стремиться к минимизации размеров рекламных сообщений, распространяемых с помощью вирусных технологий.
Как и в любой рекламной компании в случае с вирусным маркетингом большое значение приобретает подпитка запущенного проекта. Даже если старт был успешным и в первый период материалы собрали большое количество просмотров, лайков и комментариев, то через определенное время эта тенденция обязательно сойдет на нет и потребуется совершить определенный комплекс действий, направленных на подогрев интереса со стороны пользователей.
Также обязательной составляющей работы с вирусной рекламной компанией является постоянный мониторинг полученных результатов, проведение сплит-тестов и аналитической работы на базе полученных данных. Все это поможет выявить слабые стороны компании, недочеты, допущенные на этапе ее формирования и своевременно устранить все недостатки, соответствующим образом скорректировав свои действия.
Про то, что лучше всего в случае с вирусным маркетингом срабатывает юмор, уже говорилось выше. Так же упоминалось о необходимости прибегать к легкой провокации и шокированию на грани фола. Подобные элементы лучше всего выносить в заголовок сообщения, сам материал выстраивая в более нейтральных тонах. Это даст возможность, с одной стороны, привлечь внимание пользователей к обращению, а с другой, не вызвать чувство протеста, что очень важно.
Хорошие результаты также дает использование в рекламной компании вирусного типа изображений звезд. Но здесь тоже нужно проявлять известную осторожность, так как при определенных раскладах имеется опасность нарваться на иск о нарушении авторских прав. Конечно, в случае при небольших по масштабу мероприятиях такое случается крайне редко, но ведь никогда не знаешь, чем закончится запускаемая компания. А вдруг ее ждет невероятный коммерческий успех? И вот тут-то возможно всякое.
Точно можно сказать, что не работают в вирусном маркетинге большие форматы — длинные сообщения или видеоролики продолжительностью более 1 минуты. Так же пользователи не откликаются на материалы, связанные с необходимостью регистрации или совершением других дополнительных действий. И, как уже говорилось, не стоит использовать в сообщении элементы откровенной рекламы.
Для того, чтобы организовать вирусный маркетинг в YouTube необходимо осуществить следующие действия.
Во-первых, стоит найти хорошего руководителя для управления данным проектом. Ему в помощь необходимо подобрать команду специалистов: маркетологов, контент-менеджеров, операторов, специалистов по монтажу, программистов, переводчиков и дизайнеров.
Важно! Не все эти специалисты должны работать на ставках в компании. Для этого существует фриланс и аутсорсинг.
Во-вторых, необходимо определить свою тематику для позиционирования. Для построения бренда важно, чтобы профиль был не общего характера, а тематический. Далее нужно поставить цель: увеличение посещаемости профиля, с каким-либо количеством достигнутых просмотров видео к такому-то сроку. Затем выбирается и регистрируется правильное имя пользователя, которое будет адресом и доменным именем, правильный тип аккаунта, заполняются профильные данные, подбирается дизайн, цветовая гамма, стиль, аватар.
Далее начинается, собственно, сам вирусный маркетинг. Сначала необходимо заняться качественной СЕО-оптимизацией, размещением внешних ссылок, анкоров, позаботиться о ключевых словах, тайтле, описании и тэгах.
Нельзя скупиться на оборудование. Если прогнозировать открывающиеся впоследствии возможности, то эти траты на самом деле не так уж и велики. Все, что потребуется — это камеры, освещение, звуковая система, усилитель, а также штатив (он позволит изображению «не дергаться»).
Дальше идет непосредственное создание роликов и сюжетов. Большую часть из них лучше делать забавной и увлекательной, а не серьёзной. Но при этом важно не забывать обучать посредством видео людей тому, в чем сама компания хорошо разбирается.
Хорошо, если вирусный маркетинг в YouTube под предводительством компании будет, так сказать, интернациональным. То есть видео будет понятно зрителям, не знающим русского языка. Это значит, что информация должна содержаться не только и не столько в тексте, сколько в зрительных образах. [1, c. 57–58]
Таким образом, вирусный маркетинг позволит компании сохранить пиар в пределах зрительской лояльности. Этого можно достичь только за счет уместности и естественности.
Развитие интернета, а главное, активное использование предоставляемых им возможностей в коммерческих целях, привело к появлению большого количества новых маркетинговых технологий. Одна из них — вирусный маркетинг, который представляет собой интересный и очень эффективный способ распространения актуальной рекламной информации в среде социальных сетей. Грамотное использование вирусных технологий позволяет в кратчайшие сроки увеличивать количество просмотров размещенных объявлений, при этом значительно экономя на бюджете рекламной компании.
Литература:
- Акулич М. В. Интернет-маркетинг: Учебник для бакалавров/М. В. Акулич. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. — 352 с.
- Шпаковский В. О., Розенберг Н. В., Егорова Е. С. Интернет-журналистика и интернет-реклама: Учебное пособие/В. О. Шпаковский, Н. В. Розенберг, Е. С. Егорова. — М.: Инфра-Инженерия, 2018. — 248 с.