В работе проведен системный анализ инвестиционной привлекательности в Республике Узбекистан. На основе выявленных показателей авторы предложены направления по активизации инвестиционных процессов в стране.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный политика, инвестиционный климат, инвестиционный процесс, экономика Узбекистана.
A systematic analysis of investment attractiveness in the Republic of Uzbekistan was conducted. Based on the identified indicators, the authors suggested directions for enhancing the investment processes in the country
Key words: investments, investment policy, investment climate, investment process, economy of Uzbekistan.
За годы независимости в Республике Узбекистан создан благоприятный инвестиционный климат, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Благоприятный инвестиционный климат является необходимым условием для осуществления стабильно высокого развития экономики, привлечения инвестиций в регионы и отрасли, активизации предпринимательской деятельности.
Мировой опыт достаточно убедительно показывает, что привлечение и использование иностранных инвестиций способствует развитию экономики и служит мощным стимулом социально-экономических реформ. Мысль о том, что инвестиции являются двигателем экономики, обеспечивающим ее движение вперед, — это аксиома любой экономической теории. Каждое государство должно прилагать усилия для привлечения в первую очередь в сферу материального производства как отечественных, так и иностранных инвесторов. С этой целью разрабатывается и реализуется определенная инвестиционная политика, формируется соответствующий инвестиционный климат. [1]
Инвестиции являются одной из наиболее сложных и динамичных сфер с точки зрения правового регулирования в современной экономике. В частности, правовое обеспечение инвестиционной деятельности в регионах Республики Узбекистан имеет большое значение для создания условия их социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения. Законодательная деятельность должна выступать одним из инструментов инвестиционной стратегии регионов, являющейся базой улучшения инвестиционного климата региона. [2] В этой связи, инициативная роль представительной власти в лице Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, который представляет интересы регионов, в отличие от Законодательной Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, должна повышаться для обеспечения интересов и специфики каждого региона страны, особенно во время разработки предложения по совершенствованию правовой базы инвестиционной деятельности.
В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах [3], как отмечает Президент Узбекистана Ш. М. Мирзиёев в своем послании парламенту страны 2 декабря 2017 года: «Серьезной проблемой остается устаревшая система управления в экономике, неактивное внедрение инновационных идей. Также препятствием на пути экономического развития является отставание в технологическом плане. Более того, развитие экономики тормозят допущенные серьезные просчеты в определении и реализации перспективных крупных проектов, нерациональное направление иностранных кредитов» [4].
Для дальнейшего развития и улучшения инвестиционного климата Республики Узбекистан был принят Закон «Об иностранных инвестициях». Основными задачами настоящего Закона являются: содействие развитию экономики Республики Узбекистан и ее интеграции в мировую экономическую систему путем стимулирования притока иностранных инвестиций; привлечение и рациональное использование иностранных финансовых, материальных, интеллектуальных и других ресурсов, современных зарубежных технологий и управленческого опыта. [5] Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности» Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области инвестиционной деятельности. [6] Принятие Постановления правительства «О комплексных мерах по повышению позиций Узбекистана в международных рейтингах и индексах», в котором прописывается создание постоянно действующей Межведомственной комиссии по координации работ с целью дальнейшего повышения позиций Республики Узбекистан в ключевых международных рейтингах и индексах. Основными задачами, которые будет решать Комиссия, следует считать повышение позиции страны в таких направлениях развития, как экономическое, судебно-правовое, социально-политическое. Для координации работ государственных органов по реализации задач улучшения показателей по основным направлениям развития республики в международных рейтингах и индексах, рабочими органами Комиссии определены соответственно Министерство экономики, Генеральная прокуратура и Министерство юстиции по экономическому, судебно-правовому и социально-политическому блоку.
Качество инвестиционного климата в стране потенциальные инвесторы обычно отслеживают, изучая данные различных аналитических, исследовательских компаний и агентств. Широкую известность среди них имеет рейтинг Всемирного банка Doing Business.
Узбекистан занял 76-е место среди 190 экономик мира в рейтинге Группы Всемирного банка «Ведение бизнеса-2019» (Doing Business 2019). Улучшение условий ведения бизнеса отмечено по всем критериям, кроме получения кредитов и обеспечения исполнения контрактов. Наиболее заметные улучшения за последний год отмечены в трех областях: международной торговле, защите миноритарных инвесторов и налогообложении. В области защиты миноритарных инвесторов Узбекистан законодательно прояснил вопросы собственности и контрольных структур компаний, акции которых торгуются на бирже. Снижены налоги и введены новые критерии классификации предприятий. Новая классификационная система позволяет малым предприятиям платить единый социальный платеж по фиксированной ставке за каждого работника, но не менее чем 65 % от установленного размера минимальной зарплаты. В стране также инициированы меры, которые позволили ускорить ведение международной торговли. Благодаря им общее время оформления экспортных документов сократилось с 174 до 96 часов, отмечается в докладе. За последние 16 лет в Узбекистане осуществлено 35 реформ, направленных на создание благоприятного климата для ведения бизнеса, более 2/3этих реформ — за последние семь лет. Большинство из них реализованы в сферах регистрации бизнеса (область, где страна демонстрирует наилучшие результаты, занимая 12-е место в мировом рейтинге), налогообложения, получения кредитов и регистрации собственности. [7]
В тройке лидеров рейтинга «Ведение бизнеса-2019» второй год подряд Новая Зеландия, Сингапур и Дания. В первой десятке также САР Гонконг (Китай), Республика Корея, Грузия, Норвегия, США, Великобритания и Македония. [8]
В заключении необходимо отметить. Что для привлечения и увлечения иностранных инвестиции в стране играют роль следующие факторы:
- Политическая стабильность. Наличие равных возможностей для представителей более 100 наций и народностей, проживающих в Узбекистане. Системные преобразования, проводимые государством в социально-экономической сфере, позволяют каждому человеку и хозяйствующему субъекту полностью раскрыть свои возможности.
- Устойчивые темпы развития национальной экономики. В первые годы независимости Узбекистан, в отличие от большинства стран, выбрал собственный путь перехода к рыночной экономике, признанный в мире как узбекская модель, в результате её последовательной реализации смог избежать резкого сокращения объёмов производства и уровня жизни населения, а также чрезмерных внешних и внутренних долгов. [9]
- Географическое и геополитическое расположение. Узбекистан располагается на перекрёстке Центральной Азии, поэтому он является страной, обладающей удобным транспортным коридором для установления эффективных региональных связей и сотрудничества, участия в региональных и транснациональных проектах. [10]
- Наличие развитой инфраструктуры. В нашей стране хорошо развиваются железнодорожные, автомобильные дороги и воздушные пути, являющиеся важной составной частью транспортной инфраструктуры. Но инфраструктура во многих регионах страны не соответствуют требованиям иностранных инвесторов.
- Благоприятная налоговая и таможенная политика. Для инвесторов, вводящих иностранные инвестиции в экономику Узбекистана, предусмотрен ряд льгот и преференций, их гарантия обеспечена законом. [11]
- Наличие рабочей силы, обладающей высоким потенциалом. В настоящее время в Узбекистане наблюдаются нехватка высококвалификационных специалистов.
Литература:
- Kurpayanidi K.I, Tolibov I.S Modern state and the priority directions of further development of economy of Uzbekistan in the conditions of globalization// ISJ Theoretical & Applied Science, 2018.-№ 10 (54): 176–185. Soi: http://s-o-i.org/1.1/TAS-10–54–29 Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2017.10.54.29.
- Курпаяниди К. И. Пути активизации внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан в условиях глобализации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32).
- О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г., № УП-4947// Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70, № 20, ст. 354, № 23, ст. 448, № 29, ст. 683, ст. 685, № 34, ст. 874, № 37, ст. 982; Национальная база данных законодательства, 16.10.2017 г., № 06/17/5204/0114
- Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. 22 декабря 2017 год. Электронный ресурс. http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-23–12–2017
- Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5–6, ст. 91; 1999 г., № 9, ст. 229
- Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., № 50, ст. 587
- Kurpayanidi K. I. Questions of classification of institutional conditions, determining the structure of business management in Uzbekistan //ISJ Theoretical & Applied Science. — 2018. — Т. 9. — №. 65. — С. 1–8.
- https://datacatalog.worldbank.org/dataset/gender-statistics
- Muminova E. A. Banki v sisteme kreditovaniya sub»yektov malogo biznesa: problemy i resheniya// Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i yestestvennykh nauk. — 2013 -№ 6. S. 155–158.
- Kurpayanidi K. I. Aktual'nyye voprosy otsenki investitsionnoy privlekatel'nosti i faktory aktivizatsii investitsionnykh potokov // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. 2011. № 9.
- Курпаяниди К. И., Ашуров М. С. Ўзбекистонда тадбиркорлик муҳитининг замонавий ҳолати ва уни самарали ривожлантириш муаммоларини баҳолаш. Монография. GlobeEdit Academic Publishing, European Union, 2019.
- https://www.gazeta.uz/ru/2018/10/31/db2019/
- https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-investitsionnoy-sredy-v-respublike-uzbekistan
- https://theworldnews.net/uz-news/uzbekistan-zanial-76-e-mesto-v-reitinge-doing-business-2019
- https://finance.uz/index.php/ru/fuz-menu-economy-ru/2888-investitsionnyj-klimat-uzbekistana-mezhdunarodnye-rejtingi-regionalnyj-i-otraslevoj-aspekt