В рамках современной конкуренции успешность деятельности компании определяется максимальным уровнем удовлетворения покупательских потребностей, что влечет за собой индивидуализацию и регионализацию предлагаемых покупателям товаров и услуг [1, с. 2]. В этом случае рекламные кампании, разрабатываемые в сети Интернет, помогают с выявлением потребностей покупателей, выстраиванием коммуникации между компанией и потребителем и реализации товаров и услуг.
Продвижение компании в Интернете может осуществляться с помощью различных видов интернет-рекламы. Как и для многих понятий, большая по различным . О. В. Зеткина отмечает, что на практике интернет-рекламу подразделяют по выполняемым функциям на два вида [2].
- Продающая реклама. С ее помощью пытаются достигнуть быстрого увеличения объема продаж. Сюда она относит объявления о снижении цен, распродажах, появлении новых товаров. Эта реклама рассчитана на тех людей, у которых отчетливо сформировалась потребность в каком-либо товаре или услуге.
- Брендинговая реклама. Такая реклама нацелена укрепить в сознании потенциальных покупателей то, что вы предлагаете лучший вариант товаров или услуг, способный удовлетворить их потребности.
По мнению Д.А. Шахова, основной целью проведения рекламных кампаний в Интернете является активизация потенциальных потребителей путем использования различных видов рекламы. По формату и способу размещения он выделяет следующие виды: медийная (баннерная) реклама, контекстная реклама, поисковая оптимизация как органичный способ привлечения трафика на веб-сайт компании, почтовая рассылка, видеореклама, работа с блогерами и СМИ, атакже отмечает контентное продвижение и большую популярность использования рекламы в социальных сетях [4].
Выбор того или иного вида рекламы зависит от типа бизнеса, его размеров и конкретных ситуативных задач, стоящих перед специалистом. Каждый вид решает свою задачу и может быть использован на отдельных стадиях работы с целевой аудиторией (Рис. 1).
Рис. 1. Классификация видов интернет-рекламы в соответствии с этапами работы с целевой аудиторией
Начальный этап ставит перед собой задачу привлечения аудитории на сайт компании, которая достигается благодаря использованию комплекса видов интернет-рекламы: поисковая оптимизация, контекстная и медийная реклама, работа с блогерами и СМИ, партнерский маркетинг и контентное продвижение.
Последующие этапы взаимодействий с потенциальным потребителем (вовлечение, конвертация и удержание) связаны с тем, чтобы повысить степень заинтересованности потенциальных потребителей в продукте и сделать его постоянным клиентом, способствуя повторным продажам. На этих этапах основным инструментом является сайт компании, а вспомогательными — контентный маркетинг, email-рассылка и профили в социальных сетях.
Для того, чтобы понять, какие именно инструменты применимы в той или иной сфере, необходимо систематически и корректно оценивать эффективность каждого из каналов интернет-рекламы.
В научной литературе встречаются утверждения, что на данном этапе развития интернет-рекламы не выработана единая система оценки эффективности рекламных кампаний и всей маркетинговой деятельности компании. Основная проблема заключается в трудностях стратификации конкретных результатов инвестиций в маркетинг, особенно частые трудности появляются в измерении эффективности рекламной кампании, направленной на повышение лояльности потребителя и ценности бренда компании.
Популярным подходом к проведению анализа является postclick-анализ, преимуществом которого является сравнительно низкими трудозатратами и распространенностью систем веб-аналитики. Помимо систем веб-аналитики, отследить результативность отдельного рекламного объявления, переходы из сообщений email-рассылки и пр. Позволяют UTM-метки — дополнительные параметры, которые добавляются к ссылке на сайт и позволяют отслеживать переходы по конкретной ссылке [8].
В то же время нельзя оценить эффективность формирования имиджа и отношения к бренду исключительно с помощью postclick-анализа. Чтобы попасть под воздействие рекламы, не обязательно кликать по ссылке. На практике CTR баннерных рекламных кампаний часто составляет 0,08–0,2 %, из которых половина кликов совершается пользователями по ошибке [3].
Иным подходом к оценке эффективности рекламных кампаний является postview-анализ, позволяющий проанализировать действия пользователей на сайте после с рекламным объявлением [7]. Инструменты интернет-маркетинга, которые должны отслеживаться с помощью postclick- и postview-анализа, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Использование подхода коценке эффективности рекламной кампании всоответствии свидом интернет-рекламы
Рostclick-анализ |
Рostview-анализ |
Контекстная реклама |
Медийная реклама |
Поисковый и возвратный ретаргетинг |
Ведение сообществ в социальных сетях |
Поисковая оптимизация |
Репутационный мониторинг |
Продающая еmail-рассылка |
Информационная еmail-рассылка |
Фиксирование объективных данных о результатах рекламных кампаний возможно при установке специального кода системы веб-аналитики. В России наиболее популярными системами веб-аналитики на основе postclick-анализа являются Яндекс.Метрика (установлена на 45,11 % всех сайтов, использующих какую-либо систему учета трафика) и Google Analytics (28,45 %) [39]. Основными системами аналитики для проведения postview-анализа являются AdRiver и AdFox [6].
Представим систему оценки эффективности рекламных кампаний в Интернете (Таблица 2). Система включает совокупность показателей для анализа эффективности рекламных кампаний в соответствии с этапами взаимодействий с целевой аудиторией: привлечение трафика путем использования сторонних рекламных площадок; вовлечение в работу с сайтом компании; конвертация посетителей сайта в покупателей и удержание для увеличения повторных продаж [5]. Все показатели представлены в разрезе количественных, качественных и расчетных экономических показателей.
Таблица 2
Система показателей эффективности рекламных кампаний всети Интернет
Привлечение |
Вовлечение |
Конвертация |
Удержание |
Показатели оценки количества целевых действий |
|||
Охват Количество показов |
Просмотры страниц Количество посетителей |
Достижение цели |
Количество повторных целевых действий |
Показатели оценки качества целевых действий |
|||
CTR |
Глубина просмотра Показатель отказов |
Конверсия |
Отток клиентов |
Расчетные экономические показатели |
|||
CPM, CPC |
CPV |
Стоимость достижения цели ROMI, NPV, PI |
CLTV |
Чтобы performance-маркетинг работал эффективно, недостаточно просто проводить расчеты, а нужно разрабатывать комплексную digital-стратегию — отдельно прорабатывать тактику работы в каждом из каналов и отслеживать, как они взаимодействуют между собой. Грамотная мультиканальная стратегия позволяет расширять целевую аудиторию, привлекать больше клиентов по меньшей стоимости, увеличивать ROMI и формировать лояльность к бренду.
Дадим оценку маркетинговой активности «Школы ортодонтии» ООО «ОРТОДОНТ ЭКСПЕРТ» и проведенной рекламной кампании в Интернете за апрель 2019 года.
Основной бренд-платформой, куда направляется весь целевой трафик, выступает официальный сайт компании. По данным за 3 месяца 2019 года (февраль-апрель), сайт «Школы ортодонтии» еженедельно посещало свыше 2000 чел. Среднее время, которое было проведено пользователем на сайте, составляет 2 минуты 45 секунд. При этом при каждом визите сайта уникальным пользователем просматривается 3,13 страницы [9].
Согласно данным сервиса Similar Web, наибольшее число пользователей попадают на сайт «Школы ортодонтии» через контекстную рекламу в поисковых системах — 51,13 %, при этом 59,98 % посещений — из поисковой системы Google, а из лидирующей на российском рынке поисковой системы Яндекс — 40,02 % [9].
Вторым по важности получения трафика выступает органическая выдача поисковых систем (23,78 %), где пользователь набирает запрос в адресной строке браузера и выбирает сайт среди всех остальных на заданную тему. Также доля принадлежит использованию реферальных ссылок и email-рассылке — 17,60 % и 6,83 % соответственно.
Проведем оценку достигнутых результатов проведенной рекламной кампании в Интернет за апрель 2019 года в рамках стратегии продвижения «Школы ортодонтии», данные которых в таблице 3.
Таблица 3
Анализ эффективности рекламной кампании по используемым «Школой ортодонтии» рекламным каналам за апрель 2019 года
Источник трафика |
Показы |
Клики/ переходы |
CTR, % |
CPC (c учетом НДС), руб. |
Количество лидов, шт. |
Стоимость одного лида, руб. |
Рекламный бюджет (с учетом НДС), руб. |
1.Контекстная реклама Яндекс/Google |
23 235 |
3 460 |
14,9 |
63,6 |
276 |
797,1 |
220 000 |
2.Таргетированная реклама в Vk/Inst/Fb |
700 000 |
4 230 |
0,6 |
28,4 |
338 |
355 |
120 000 |
3. Реклама в Youtube |
100 000 |
10 000 |
0,1 |
10 |
800 |
125 |
100 000 |
4. Email-рассылка |
8 000 адресов |
720 |
9 |
55,5 |
57 |
701,7 |
40 000 |
Для отслеживания эффективности рекламных кампаний была настроена цель — заполнение заявки на обучение/регистрация на сайте.
Наибольшее количество посетителей пришло по кликам на сайте Youtube, контекстную и таргетированную рекламу, а замыкает рейтинг email-рассылка, где количество переходов не превысило и 800 пользователей. Дешевые посетители (посетители низкого ценового сегмента) пришли из социальных сетей, самые дорогие (посетители высокого ценового сегмента) — из контекстной рекламы и email-рассылки. Общий результат рекламной кампании составил 831 235 показов и 18 410 переходов на сайт по клику на рекламное сообщение. Самый высокий показатель CTR наблюдается в результате проведенной рекламной кампании в поисковых системах Яндекс и Google, где содержание рекламного сообщения было связано с навигационным запросом и призывом к началу обучения в «Школе ортодонтии». Стоимость 1 лида по каналу контекстной рекламы была равна 797,1 руб., что является наивысшим значением в сравнении с другими каналами привлечения потребителей. Однако благодаря данному источнику привлекается целевой трафик, так как у пользователя сформирован спрос в тот момент, когда делается запрос в поисковой системе.
Рекламные объявления были созданы под ключевые запросы, которые касались дополнительного обучения для ортодонтов, спикеров «Школы ортодонтии» и курсов ORMCO. Что касается содержания рекламных объявлений, то в Google отсутствует описание с выделенным УТП, а в поисковой системе Яндекс вовсе неконверсионное объявление, так как корректно не заполнены ни обязательные элементы, ни расширения, которые помогают повысить кликабельность. А кликабельность, в свою очередь, влияет на CTR, рейтинг объявления и ставку. Объявление с более высоким рейтингом способно попасть на ту или иную позицию (спецразмещение или гарантию) по более низкой ставке, чем у конкурентов.
Что касается таргетированной рекламы в социальных сетях, то при сопоставлении показов и кликов CTR составляет лишь 0,6 %, однако привлечено 338 лидов по 355 рублей. Учитывая, что в результате была осуществлена 131 продажа, и стоимость начала обучения и посещения семинара равны 40 000 руб. и 20 000 руб. соответственно, прибыль с таргетированной рекламы составила 1 030 000 руб. Среди всех источников трафика результат работы с социальными сетями имеет наивысший показатель ROMI (758 %). Для транслирования рекламного сообщения в Instagram, Facebook и Vkontakte парсились аудитории конкурентов, опытных ортодонтов, а также выпускники университетов стоматологических направлений.
Реклама на Youtube привлекла наибольшее количество лидов — 800, однако было совершено лишь 80 продаж — конверсия составляет 10 %. Аудитория подбиралась по демографическим признакам, интересам и привычкам. В результате данный канал привлек заинтересованную в продукте аудиторию, однако не готовую потреблять его в данный момент. Необходимо продолжать выстраивать с ними коммуникации, добавляя их в списки ремаркетинга/ретаргетинга.
Email-рассылка занимает 2 место по значению возвратности маркетинговых инвестиций — 725 %, но данный канал не был столь эффективным, если учитывать, что из 8 000 адресатов выполнили целевое действие 57 пользователей. Однако стоит отметить, что откликнувшаяся аудитория была уже лояльна как к компании, так и к личностям спикеров. Из 57 лидов 40 перешли в статус оформленной сделки, что в результате принесло компании прибыль в размере 330 000 руб. Содержание рассылки было продающим с предложением записаться на обучающий курс или семинар по разбору клинических случаев в ортодонтии. Вероятно, большинство расценило письмо как спам, который был проигнорирован.
Представим обобщенные результаты по количеству проданных услуг и полученной прибыли, благодаря чему рассчитан ROMI в таблице 4.
Таблица 4
Анализ эффективности источников рекламы вИнтернете «Школы ортодонтии»
Канал |
Лиды, шт. |
Количество продаж, шт. (%) |
Выручка, тыс. руб. |
Прибыль (маржа 25 %), тыс. руб. |
Затраты на канал, тыс. руб. |
ROMI, % |
||
Обучение |
Семинар |
Итого |
||||||
Контекстная реклама |
276 |
88 (31,9) |
51 (18,5) |
139 (50,4) |
4 540 |
1 135 |
220 |
415 |
Таргетированная реклама |
338 |
75 (22,1) |
56 (16,6) |
131 (38,7) |
4 120 |
1 030 |
120 |
758 |
Реклама в Youtube |
800 |
51 (6,4) |
29 (3,6) |
80 (10) |
2 620 |
655 |
100 |
555 |
Email-рассылка |
57 |
26 (45,6) |
14 (24,6) |
40 (70,2) |
1 320 |
330 |
40 |
725 |
Итого |
1471 |
240 (16,3) |
150 (10,2) |
390 (26,5) |
12 600 |
3 150 |
480 |
556 |
Таким образом, по результатам анализа рекламной кампании в сети Интернет в политике продвижения «Школы ортодонтии» мы можем отметить, что в компании подготовлена бренд-платформа для обработки заявок и хорошо налажено использование источников трафика в Интернете для проведения рекламной кампании. Однако используются не все возможности сервисов для улучшения качества объявлений и увеличения количества клиентов по каждому каналу. Проведя оценку эффективности использования каждого источника привлечения потребителей, а именно контекстной и таргетированной рекламы, рекламы на сайте Youtube и email-рассылки можно сделать следующие выводы:
наибольшее количество продаж (139) было совершено благодаря контекстной рекламе, что составляет 50,4 % привлеченных лидов в Яндекс и Google. Однако ROMI имеет наименьшее значение — 415 % ввиду того, что по сравнению с остальными каналами затраты на контекстную рекламу были больше не менее, чем в 2 раза, и составляли 220 000 рублей. Вложенные средства в контекстную рекламу окупились, однако стоит оптимизировать рекламные объявления, настроив не только на навигационные и высокочастотные ключевые запросы, связанные с прохождением курсов для ортодонтов;
согласно результатам, наиболее выгодным финансовым вложением было в таргетированную рекламу в социальных сетях, так как 131 человек были готовы к обучению или прохождению семинару, и конверсия составила 38,7 % от всех полученных лидов, что в результате принесло 1 030 000 рублей прибыли. При затратах почти в 2 раза меньше, нежели на контекстную рекламу, удалось достигнуть тех же результатов в количестве продаж и полученной прибыли;
учитывая рост популярности Branding video, согласно исследованию PWC и IBM, реклама на сайте Youtube хорошо откликнулась у аудитории, так как было привлечено наибольшее количество лидов — 800, однако конверсия составила 10 %, а значит, лишь 80 человек записалось на обучение. Остальная часть потребителей была не готова на данный момент начинать обучение, однако прослеживается заинтересованность с их стороны. Следовательно, необходимо продолжать взаимодействие, используя их данные для ретаргетинга/ремаркетинга или email-рассылки;
email-рассылка носит неоднозначный характер ввиду того, что из базы в 8 000 адресов лишь 57 потребителей совершили целевое действие, что демонстрирует низкий уровень конверсии из числа адресатов в конечное заключение сделки — 0,71 % и высокую стоимость лида. Однако из тех, кто оставил свои данные — 40 человек, были готовы зарегистрироваться на обучение или семинар, что в результате принесло компании 330 000 руб. прибыли, и показатель ROMI достиг 725 %.
По итогам анализа было выявлено, что проведенная рекламная кампания в Интернете Школы ортодонтии имеет положительный результат в виде получения прибыли больше, чем в 6,5 раз по сравнению с затратами на рекламную кампанию в Интернете. Однако в разрезе каждого используемого канала есть недочеты, исправление которых поможет усовершенствовать рекламное объявление и поспособствовать увеличению количества клиентов компании.
Литература:
- Бельских И. Е. Кризис региональной экономики 2015–2017 гг. в России: поиск альтернатив развития // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 26. С. 2–9.
- Зеткина О. В. Интернет-реклама: методические указания / О.В. ре Зеткина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2011. — 48 с.
- Холлис Н., Пинкотт Г. Цифровой маркетинг: обращаться с осторожностью // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 6. С. 98–111.
- Шахов Д. А. Интернет-реклама как целенаправленная информационно — коммуникативная деятельность / Д. А. Шахов. // Известия Российского государственного педагогического ре университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 118. С.58.
- Шевченко Д. А., Локтюшина Ю. В. Маркетинг вуза в Интернете: модель «3-О» // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 111–122.
- Интернет-маркетолог: от новичка до профи // Нетология. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://netology.ru/obuchenie-professii/distance-course-internetmarketing
- AdRiver — система управления интернет-рекламой. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.adriver.ru
- Marketing Metrics & Analytics // Marketo. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/GG4Mu
- Similar Web. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pro.similarweb.com
- SpyWords. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spywords.ru/