Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г.

Дата публикации: 21.07.2019

Статья просмотрена: 515 раз

Библиографическое описание:

Шкатова, А. В. Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы / А. В. Шкатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61721/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Определяются основные образовательные тренды и на конкретных примерах предлагаются варианты их внедрения в рамках обучения географии.

Ключевые слова: информационная географическая мобильность, образовательные тренды, сторителлинг, челлендж, обучение с помощью социальных сетей, микрообучение.

Экономическая и социальная география мира является одним из наиболее мобильных предметов, предлагаемых для обучения в старшей школе. Программный материал образовательного предмета подвержен изменениям ежедневно, что связано с геополитическими и социально-экономическими процессами, происходящими в мире. Безусловно, учитель географии должен отличаться не только знанием основ предмета, но и умением использовать актуальную информацию и представлять её ученикам посредством эффективных методов и технологий обучения.

В соответствие с требованиями образовательного стандарта, образовательный процесс в современной школе должен строиться с использованием инновационных методов и технологий обучения. Отметим, что инновационный подход к учебному процессу, отличается развитием у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования. В традиционном обучение приоритет отдается усвоению заданных образцов, достижению четко заданных эталонов. Таким образом, только при инновационном подходе в обучение географии учитель может добиться не только усвоения предметных знаний, но и формирование информационной географической мобильности обучающихся.

К инновационным методам и технологиям обучения, активно используемым на уроках географии, сегодня можно отнести: метод проектов, портфолио, кейс-метод, проблемное обучение, опережающая самостоятельная работа и др.). Несмотря на это, необходимым условием профессиональной деятельности школьного учителя географии является поиск новых методов и технологий обучения, которые позволят повысить эффективность усвоения обучающимися актуальной и обновляющейся информации. В связи с этим, учителю необходимо обращаться к образовательным трендам, и путем их интеграции в образовательный процесс выявлять их эффективность и целесообразность внедрения в систему обучения.

Данный вывод подтверждается поддержкой образовательных трендов со стороны ФИРО («Федеральный институт развития образования») и Министерства образования и науки РФ. Анализ документов, опубликованных на официальных сайтах ведомств позволяет сделать вывод, что совершенствование и апробация новых форм, методов и инновационных педагогических технологий — является одним из главных требований к педагогическому работнику [4].

Итак, рассмотрим основные образовательные тренды и предложим варианты их интеграции в рамках обучения географии в старшей школе.

Сторителлинг (storytelling) — это способ передачи информации и знаний, а также побуждение к желаемым действиям с помощью поучительных историй [2]. Данный метод обучения отличается тем, что создает условия не только для усвоения сложного материала на простых примерах. Так, например, в рамках урока «Глобальные проблемы человечества», учитель может предложить обучающимся, разделенным на группы сочинить историю, которая показывает перспективу развития и решения глобальных проблем человечества. Выполнение данного задания может сопровождаться составлением мудбордов (moodboards), визуального сопровождения истории. Данный метод обучения также способствует развитию творческого, критического и абстрактного мышления.

Челлендж (сhallenge) — метод, предусматривающий соревновательный характер обучения. Данный метод может быть использован при изучении тем «Формы государственного правления» или «Типы стран современного мира». Проверка выученного материала может происходить у доски. Одноклассники «бросают вызов» друг другу. Один из обучающихся выходит к доске, одноклассники называют страну, а «принявший вызов» должен показать ее на карте, назвать тип страны и форму правления, действующую в ней. После нескольких ответов обучающегося учитель оценивает результат челленджа. Данный метод обучения также создает условия для развития социального взаимодействия между обучающимися, способствую развитию коммуникативной компетенции.

Обучение с помощью социальных сетей. Данный метод обучения активно используется в международной практике. Д. О. Королева отмечает, что социальные сети отличаются разностью форм их использования в образовательном процессе [1]. Они могут быть использованы:

– как площадка для взаимодействия;

– как пространство управления обучением;

– как место хранения информации.

Как площадка для взаимодействия в рамках обучения географии социальные сети могут быть использованы между учителем и учеником (для получения пояснения или уточнения по заданию, в рамках работы над индивидуальным проектом во внеурочной деятельности); между учениками (для обмена информацией, при совместной работе над заданием или проектом).

Социальные сети как пространство управления обучением может быть использовано как учителем географии при размещении заданий в сети (тесты, онлайн-опросы и др.), так и обучающимся (выполнение задания «Ведение блога». Например, «Виртуальные путешествия» в рамках которого обучайся ведет страницу, на которой публикует интересные факты о стране или «Новости экономики», на которой собирает актуальные статьи по экономике выбранной страны и т. д.).

Социальные сети как место хранения информации могут быть использованы учителем для размещения материалов прошедших уроков или дополнительных учебных материалов (фильмы, ролики, статьи, интервью, данные статистики и т. д.).

Использование социальных сетей позволяет также повысить информационно-технологическую компетентность обучающихся, а также повысить мобильность учителя.

Микрообучение (microlearning). Данные метод заключается в получение какого-либо знания небольшими единицами за короткий промежуток времени. По словам А. Г. Фатневой, микрообучение дает возможность обучающимся сформировать конкретные практические умения и навыки путем использования теоретических знаний для решения определенной педагогической задачи [5]. Данный метод обучения чаще используется в высшей школе, однако его элементы могут использовать на уроках географии.

Например, в качестве разминки в начале урока по заданию учителя обучающийся могут рассчитывать ВВП страны или другие социально-экономические показатели. Задание может быть дано по вариантам или рядам, когда каждая группа обучающихся рассматривает ВВП страны в определенный временной период. Данные освещаются в классе и делается вывод о динамике ВВП, предполагаются причины сложившейся экономической ситуации. На выполнение задания дается не более 2–3 минут.

Задания по методу микрообучения способствуют развитию потребности к быстрому принятию решений, развивает память.

Таким образом, на примере предложенных заданий, можно утверждать современные образовательные тренды могут быть интегрированы в образовательный процесс в рамках обучения географии в рамках реализации разных тем, на разных этапах урока, во внеурочной деятельности, при выполнение домашнего задания и т. д. Кроме того, использование таких трендов как «сторителлинг», «челлендж», «обучение с помощью социальных сетей» и «микрообучение» ориентированы не только на усвоение конкретных образовательных знаний, но и на развитие личности обучающегося.

Литература:

  1. Королева Д. О. Использование социальных сетей для целей образования и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. — 2015. — Т. 20. — № 1. — C. 28–37.
  2. Новичкова А. В. Сторителлинг как современный инструмент управления персоналом // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» [Электронный ресурс]. — URL: http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN614.pdf
  3. Петрова Е. Ю. Теория и методика обучения географии: учебно-методический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов / Е. Ю. Петрова. — Томск: Издательство ТГПУ, 2010. — 168 с.
  4. Сайт Министерства образования и науки РФ // Федеральный институт развития образования. Экспериментальные площадки ФИРО [Электронный ресурс]. — URL: http://www.firo.ru/?page_id=32
  5. Фатнева А. Г. Микрообучение как метод оценивания достижений студентов педагогических направлений в контексте использования компетентностного подхода в вузе // Вестник КРСУ. — 2016. — Т. 16. — № 4. — С. 138–141.
Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, образовательный процесс, рамка обучения географии, технология обучения, информационная географическая мобильность, обучение, сеть, внеурочная деятельность, инновационный подход, старшая школа.


Ключевые слова

сторителлинг, информационная географическая мобильность, образовательные тренды, челлендж, обучение с помощью социальных сетей, микрообучение

Похожие статьи

Перспективы развития профильного обучения в школе

Статья раскрывает отдельные аспекты, связанные с профильным обучением учащихся. В ней рассматриваются условия профильной специализации школьников. Поднимаются вопросы связанные с трудностями осуществления уровневой профилизации. Авторами предложен но...

Современные подходы к изучению истории в школе

В статье рассмотрены и обобщены методы интерактивного обучения истории в школе на современном этапе. Выявлены и оценены наиболее эффективные подходы к современному изучению исторических дисциплин в Российской Федерации, а также показано, что наиболее...

Опыт использования образовательных технологий в современных практиках профессионального образования

Современное профессиональное образование меняется под влиянием образовательных технологий. Цель данной статьи — раскрыть возможности современных образовательных технологий как инструментов профессионального обучения. Выделены характерные черты соврем...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы

Развитие медиа технологий определяет новый вектор педагогики, а расширение использования информационно-коммуникационных технологий в обучении уже показало свою эффективность. Однако, перспективы применения многих новых технологий, в частности социаль...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы

Статья посвящена вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы. Авторы рассматривают основные принципы здоровьесбережения, а также приводят примеры успешных практик, которые могут быть использованы в работе учите...

Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы

Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...

Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе

В статье представлен комплексный анализ применения современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения произведений зарубежной литературы в средней школе. На основе практического опыта и экспериментальных данных демонстрируется...

Похожие статьи

Перспективы развития профильного обучения в школе

Статья раскрывает отдельные аспекты, связанные с профильным обучением учащихся. В ней рассматриваются условия профильной специализации школьников. Поднимаются вопросы связанные с трудностями осуществления уровневой профилизации. Авторами предложен но...

Современные подходы к изучению истории в школе

В статье рассмотрены и обобщены методы интерактивного обучения истории в школе на современном этапе. Выявлены и оценены наиболее эффективные подходы к современному изучению исторических дисциплин в Российской Федерации, а также показано, что наиболее...

Опыт использования образовательных технологий в современных практиках профессионального образования

Современное профессиональное образование меняется под влиянием образовательных технологий. Цель данной статьи — раскрыть возможности современных образовательных технологий как инструментов профессионального обучения. Выделены характерные черты соврем...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы

Развитие медиа технологий определяет новый вектор педагогики, а расширение использования информационно-коммуникационных технологий в обучении уже показало свою эффективность. Однако, перспективы применения многих новых технологий, в частности социаль...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы

Статья посвящена вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы. Авторы рассматривают основные принципы здоровьесбережения, а также приводят примеры успешных практик, которые могут быть использованы в работе учите...

Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы

Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...

Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе

В статье представлен комплексный анализ применения современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения произведений зарубежной литературы в средней школе. На основе практического опыта и экспериментальных данных демонстрируется...

Задать вопрос