Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Определяются основные образовательные тренды и на конкретных примерах предлагаются варианты их внедрения в рамках обучения географии.
Ключевые слова: информационная географическая мобильность, образовательные тренды, сторителлинг, челлендж, обучение с помощью социальных сетей, микрообучение.
Экономическая и социальная география мира является одним из наиболее мобильных предметов, предлагаемых для обучения в старшей школе. Программный материал образовательного предмета подвержен изменениям ежедневно, что связано с геополитическими и социально-экономическими процессами, происходящими в мире. Безусловно, учитель географии должен отличаться не только знанием основ предмета, но и умением использовать актуальную информацию и представлять её ученикам посредством эффективных методов и технологий обучения.
В соответствие с требованиями образовательного стандарта, образовательный процесс в современной школе должен строиться с использованием инновационных методов и технологий обучения. Отметим, что инновационный подход к учебному процессу, отличается развитием у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования. В традиционном обучение приоритет отдается усвоению заданных образцов, достижению четко заданных эталонов. Таким образом, только при инновационном подходе в обучение географии учитель может добиться не только усвоения предметных знаний, но и формирование информационной географической мобильности обучающихся.
К инновационным методам и технологиям обучения, активно используемым на уроках географии, сегодня можно отнести: метод проектов, портфолио, кейс-метод, проблемное обучение, опережающая самостоятельная работа и др.). Несмотря на это, необходимым условием профессиональной деятельности школьного учителя географии является поиск новых методов и технологий обучения, которые позволят повысить эффективность усвоения обучающимися актуальной и обновляющейся информации. В связи с этим, учителю необходимо обращаться к образовательным трендам, и путем их интеграции в образовательный процесс выявлять их эффективность и целесообразность внедрения в систему обучения.
Данный вывод подтверждается поддержкой образовательных трендов со стороны ФИРО («Федеральный институт развития образования») и Министерства образования и науки РФ. Анализ документов, опубликованных на официальных сайтах ведомств позволяет сделать вывод, что совершенствование и апробация новых форм, методов и инновационных педагогических технологий — является одним из главных требований к педагогическому работнику [4].
Итак, рассмотрим основные образовательные тренды и предложим варианты их интеграции в рамках обучения географии в старшей школе.
Сторителлинг (storytelling) — это способ передачи информации и знаний, а также побуждение к желаемым действиям с помощью поучительных историй [2]. Данный метод обучения отличается тем, что создает условия не только для усвоения сложного материала на простых примерах. Так, например, в рамках урока «Глобальные проблемы человечества», учитель может предложить обучающимся, разделенным на группы сочинить историю, которая показывает перспективу развития и решения глобальных проблем человечества. Выполнение данного задания может сопровождаться составлением мудбордов (moodboards), визуального сопровождения истории. Данный метод обучения также способствует развитию творческого, критического и абстрактного мышления.
Челлендж (сhallenge) — метод, предусматривающий соревновательный характер обучения. Данный метод может быть использован при изучении тем «Формы государственного правления» или «Типы стран современного мира». Проверка выученного материала может происходить у доски. Одноклассники «бросают вызов» друг другу. Один из обучающихся выходит к доске, одноклассники называют страну, а «принявший вызов» должен показать ее на карте, назвать тип страны и форму правления, действующую в ней. После нескольких ответов обучающегося учитель оценивает результат челленджа. Данный метод обучения также создает условия для развития социального взаимодействия между обучающимися, способствую развитию коммуникативной компетенции.
Обучение с помощью социальных сетей. Данный метод обучения активно используется в международной практике. Д. О. Королева отмечает, что социальные сети отличаются разностью форм их использования в образовательном процессе [1]. Они могут быть использованы:
– как площадка для взаимодействия;
– как пространство управления обучением;
– как место хранения информации.
Как площадка для взаимодействия в рамках обучения географии социальные сети могут быть использованы между учителем и учеником (для получения пояснения или уточнения по заданию, в рамках работы над индивидуальным проектом во внеурочной деятельности); между учениками (для обмена информацией, при совместной работе над заданием или проектом).
Социальные сети как пространство управления обучением может быть использовано как учителем географии при размещении заданий в сети (тесты, онлайн-опросы и др.), так и обучающимся (выполнение задания «Ведение блога». Например, «Виртуальные путешествия» в рамках которого обучайся ведет страницу, на которой публикует интересные факты о стране или «Новости экономики», на которой собирает актуальные статьи по экономике выбранной страны и т. д.).
Социальные сети как место хранения информации могут быть использованы учителем для размещения материалов прошедших уроков или дополнительных учебных материалов (фильмы, ролики, статьи, интервью, данные статистики и т. д.).
Использование социальных сетей позволяет также повысить информационно-технологическую компетентность обучающихся, а также повысить мобильность учителя.
Микрообучение (microlearning). Данные метод заключается в получение какого-либо знания небольшими единицами за короткий промежуток времени. По словам А. Г. Фатневой, микрообучение дает возможность обучающимся сформировать конкретные практические умения и навыки путем использования теоретических знаний для решения определенной педагогической задачи [5]. Данный метод обучения чаще используется в высшей школе, однако его элементы могут использовать на уроках географии.
Например, в качестве разминки в начале урока по заданию учителя обучающийся могут рассчитывать ВВП страны или другие социально-экономические показатели. Задание может быть дано по вариантам или рядам, когда каждая группа обучающихся рассматривает ВВП страны в определенный временной период. Данные освещаются в классе и делается вывод о динамике ВВП, предполагаются причины сложившейся экономической ситуации. На выполнение задания дается не более 2–3 минут.
Задания по методу микрообучения способствуют развитию потребности к быстрому принятию решений, развивает память.
Таким образом, на примере предложенных заданий, можно утверждать современные образовательные тренды могут быть интегрированы в образовательный процесс в рамках обучения географии в рамках реализации разных тем, на разных этапах урока, во внеурочной деятельности, при выполнение домашнего задания и т. д. Кроме того, использование таких трендов как «сторителлинг», «челлендж», «обучение с помощью социальных сетей» и «микрообучение» ориентированы не только на усвоение конкретных образовательных знаний, но и на развитие личности обучающегося.
Литература:
- Королева Д. О. Использование социальных сетей для целей образования и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. — 2015. — Т. 20. — № 1. — C. 28–37.
- Новичкова А. В. Сторителлинг как современный инструмент управления персоналом // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» [Электронный ресурс]. — URL: http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN614.pdf
- Петрова Е. Ю. Теория и методика обучения географии: учебно-методический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов / Е. Ю. Петрова. — Томск: Издательство ТГПУ, 2010. — 168 с.
- Сайт Министерства образования и науки РФ // Федеральный институт развития образования. Экспериментальные площадки ФИРО [Электронный ресурс]. — URL: http://www.firo.ru/?page_id=32
- Фатнева А. Г. Микрообучение как метод оценивания достижений студентов педагогических направлений в контексте использования компетентностного подхода в вузе // Вестник КРСУ. — 2016. — Т. 16. — № 4. — С. 138–141.