В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта в разных классах начальной школы.
Ключевые слова: внимание, нарушение интеллекта, нарушение развития интеллекта, ребенок.
Без внимания невозможно читать, писать, говорить, решать задачи, ни одна осознанная деятельности не может быть выполнена без целенаправленного внимания.
Высокая активность, включенность, концентрация являются важнейшим условием для деятельности людей. Уровень развития личности напрямую зависит от уровня сформированности внимания.
Выдающийся вклад в формирования представление о внимании был изложен Н. Н. Ланге, именно он занимался разработкой теорией внимания, как волевого процесса. Н. Н. Ланге — определял внимание, как не что иное, как относительное господство данного представления в данный момент времени: субъективно же, т. е. для самого сознающего субъекта, это значит быть внимательным, быть сосредоточенным на этом впечатлении.
В нашей стране психологией внимания занимались в рамках культурно-исторического подхода, основоположником которого были Л. С. Выготский.
По мнению, Л. С. Выготского внимание — это две формы, природное внимание, как продукт культурного развития и произвольной внимание — как обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития.
С тех пор, как дети с нарушениями были отмечены в детской популяции и стали изучаться различными специалистами, у них были особо подчеркнуты серьезные нарушениям внимания и всех его свойств
Можно отметить следующие особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта:
– Маленький объем внимания;
– Неустойчивость;
– Трудность включенность;
– Низкий уровень концентрации;
– Привлечение и перераспределение крайне затруднено;
– Быстро отвлекаются и истощаются;
– Грубо нарушено произвольное целенаправленное внимание.
Дети с нарушением развития интеллекта смотрят на демонстрируемый объект, но не в состоянии вычленить главные свойства этих предметов, существенные свойства остаются незамеченными. По причине низкого уровня развития внимания и слабой концентрации дети не могут полноценно воспринимать речевую информацию, т. к. слуховое внимание также страдает.
Все дети с нарушением развития интеллекта имеют патологическую инертность нервных процессов и нарушение их подвижности, об этом подробно указано в научных публикациях М. С. Певзнер. Кроме этого, имеет нарушение баланса между основными нервными процессами. Таким образом, делаем вывод, что речь идет о нарушения процесса возбуждения и торможения.
Многие труды посвящены изучению внимания, его функций, видам, нейрофизиологическим аспектам, многие особо отмечают ценность и значимость селективного внимания (отбор и удерживание информации). Е. Д. Хомская в многочисленных исследовательских трудах рассматривает вопрос о причинах колебания внимания и приходит к выводу, что они мало изучены, акцентируя свой взгляд на недостаточности знаний к произвольной умственной деятельности человека. Положение различных мозговых структур в организации и осуществлении обусловленных речью произвольных форм внимания остаются неясными.
И. Л. Баскакова отмечает, что диагностика внимания учеников коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида необходимо опираться на систему постепенно усложняющихся экспериментальных приемов.
Её были исследованы способность устойчивости внимания при выполнении корректурных проб, а далее проводилась аналогичная работа, но при смысловой помехе (зачеркивание букв в текста). Затем создавались условия требующие переключения.
Методический инструментарий были подобраны так, что допускали возможность проведения не только индивидуальных, но и групповых экспериментов. Это позволяло собрать объемный фактический материал. Для сравнительного анализа с нормой эксперименты проводились не только с учащимися специализированных школ, но и с их нейротипичными детьми того же возраста.
Несколько другой подход к проблеме внимания был изложен П. Я. Гальпериным. Его мнение, что внимание есть формирующий фактор, слабость, которой обуславливается неполноценностью нервных процессов.
Развитие внимания у детей с интеллектуальными недостатками неразрывно связано с воспитанием и формированием индивидуальных качество личности. Самосознание, целеустойчивость, усидчивость, самоконтроль, упорство — все эти личностные характеристики формируются в тесной связи с развитием внимания. Дети с ментальными нарушениями испытывают большие трудности с формированием целенаправленного волевого поведения, что отражается на их работоспособности, и приводит к быстрой истощаемости в произвольной целенаправленной деятельности.
Ученые выделяют, что нарушение познавательной активности и нарушение внимания идут бок о бок друг с другом (М. С. Певзнер, С. Л. Рубинштейн).
Объем внимания зависит от того количества предметов (объектов), которые человек в состоянии в одно и тоже время захватить в свое внимание.
Дети первого класса с ментальными нарушениями имеют незначительный объем внимания, около 1–2 объекта.
Ученики третьих классов приблизительно 2–3 объекта. При специальных условиях, благоприятных факторов существует потенциальная вероятность увеличения объема внимания.
Организовать такую среду можно, если выполнять несколько способов при работе с такими детьми:
– Подача визуальной подсказки со словесной инструкцией;
– Актуализация знаний, предвосхищающая учебную деятельность;
– Демонстрация материала с комментариями педагога;
– Адекватное количество объектов для восприятия и внимания учеников;
– Адаптированность изучаемого материала для особенностей учеников данной категории;
– Практическое применение изучаемых сведений;
– Организация процесса обучения с направляющей и обучающей помощью в ходе формирования знаний, умений и навыков и т. д.
Существует взаимосвязь между объемом внимания и наличие смысловых связей в информации, предлагаемой детям с нарушением развития интеллекта.
При восприятии изображенных предметов, логическая взаимосвязь между которыми понятна учащимся, внимание у первоклассников повышается. У третьеклассников значительно возрастает объем внимания при восприятии не только изображений предметов, логически связанных между собой, но и букв, образующих слова, т. е. при восприятии более абстрактной информации. Это свидетельствует о том, что к III классу у школьников с нарушением интеллекта формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать логически взаимосвязанные объекты. При этом, объем внимания учащихся младших классов коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида значительно ниже объема внимания их нейротипично развивающихся сверстников, особенно при выполнении заданий, в которых требуется более высокий уровень абстрагирования, обобщения и осмысления.
Внимание обладает еще и устойчивостью, это умение удерживать предмет в течение определённого времени и есть устойчивость. От длительности фиксирования на объекте зависит уровень развития устойчивости.
Способность переключать, перераспределять внимание это переключение. Осознанное волевое переключение с одного объекта на другой внутри одной деятельнрости важной свойство внимание, которое также страдает у детей нарушением развития интеллекта.
Отличительная черта уровнять развития переключения внимания детей с интеллектуальными нарушениями:
– Переключение обусловлено не только степенью познавательной активности, но и от характера демонстрируемых объектов;
– Конкретность предлагаемого материала существенно повышает успешность и результативности деятельности.
Патологическая инертность процессов возбуждения и торможения является одной из основным причин проблематичного переключения внимания детей с одного объекта на другой.
В исследовании С. В. Лиепинь обнаружены существенные различия в свойствах внимания у школьников с нарушением интеллекта, характеризующихся разной структурой дефекта.
Таким образом, ученики с легкой степенью нарушения интеллекта в меньше выражено отставание от нормы в показателях объема внимания, устойчивости и его распределения, а также в динамике развития этих свойств. Объем внимания у учеников этой клинической группы значительно меняется по сравнению с тем, что имеет место у учащихся других клинических групп, в зависимости от условий предъявляемого материала и организации образовательного процесса. У детей третьего класса с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью можно заметить увеличение объема внимания при предъявлении объектов, взаимосвязанных друг с другом по смыслу. Большинство детей первого класса имеют неспособность к распределению внимания при выполнении двупланного задания, однако к III классу большинство из них справляется с такого рода задачами.
Ученики с нарушением развития интеллекта с превалированием процессов возбуждения установлено значительное отставание в показателях качества устойчивости и распределения внимания по сравнению с учениками, имеющими легкую степень умственной отсталости. У учеников этой клинической группы отмечается относительно быстрый темп работы, сопровождающийся самым большим числом ошибок. Не умея распределять свое внимание, ученики I класса часто переключаются с одного задания на другое. Общая характеристика внимания возбудимых детей при создании им оптимальных условий такая же, как у школьников с нарушением интеллекта с неосложненной структурой дефекта. Вместе с тем при предъявлении им объектов, связанных между собой по смыслу, объем их внимания более узкий. У них также отмечается низкая динамика развития внимания.
Ученики с интеллектуальными нарушениями при преобладании процессов торможения показывают самый низкий показатель устойчивости внимания. Большинство учащихся этой клинической группы не способны к распределению внимания. По сравнению с другими группами учащихся данной категории у них самый узкий объем внимания.
Таким образом, анализируя вышеуказанные теоретические аспекты, можно утверждать, что у детей с интеллектуальной недостаточностью нарушен весь спектр внимания, а именно объём, устойчивость, концентрация, переключаемость — все они имеют тем или иные патологические отклонения разной степени выраженности
Так авторы указывают на малый объем внимания детей с легкой интеллектуальной недостаточностью, на колебания устойчивости внимания и его концентрации, проявляющиеся в периодических изменениях работоспособности и в быстрой утомляемости учеников. Заостряют внимание на их высокую отвлекаемость, особенно отчетливо это проявляется при работе с абстрактным материалом. Характерным для детей с нарушением произвольного внимания является осложнение у них волевых, целенаправленных действий в поведении, что в свою очередь, несомненно, сказывается на организации обучения, воспитания и развития в специализированном учебном учреждении
Литература:
- Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. — М., 1985.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксёнова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 400 с.
- Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. –2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта./ А. Н. Косымова.// Дефектология. –2006. — № 5.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
- Специальное образование в России и за рубпежом./Малофеев Н. Н. — М.: Институт Коррекционной педагогики РАО, 1996.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С. Ю. Циркина. — СПб., 1999.