Условия формирования у сотрудников ФСИН России готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г.

Дата публикации: 21.07.2019

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Денисов, Д. Г. Условия формирования у сотрудников ФСИН России готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях / Д. Г. Денисов, А. Ю. Овчинников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61734/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования у сотрудников ФСИН России готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях. Задачей исследования стало обоснование формирование у сотрудников ФСИН России способности успешно действовать в критических ситуациях, возникающих в процессе служебной деятельности. В статье отражена специфика психологической подготовки сотрудников ФСИН России, отвечающей за целенаправленную подготовку эмоционально-волевой сферы личности и, в частности, за формирование готовности к боевому единоборству с правонарушителем.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, экстремальные ситуации, рукопашный бой, боевые приемы борьбы, физическая и психологическая подготовка, мотивация.

Одной из важнейших задач в подготовке высококвалифицированного сотрудника ФСИН России является формирование у него способности успешно действовать в критических ситуациях, возникающих в процессе служебной деятельности.

Особые требования в этих условиях предъявляются к физической и психической подготовленности сотрудников. Основное внимание в этой работе традиционно уделяется вопросам формирования у сотрудников профессионально важных физических качеств и техники владения боевыми приемами борьбы. Однако при этом нередко упускается из виду такой важный фактор профессиональной подготовки, как психологический, отвечающий за целенаправленную подготовку эмоционально-волевой сферы личности и, в частности, за формирование готовности сотрудника правоохранительных органов к боевому единоборству с правонарушителем.

В настоящее время ставится задача комплексной подготовки сотрудников, не только обладающих необходимым набором знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности, но и знающих, как их применить в любой ситуации практической деятельности правоохранительных органов. В связи с этим на первое место выходят такие качества личности, как: способность быстро принимать правильное решение в критических ситуациях, психологическая устойчивость, хладнокровие, рассудительность, решительность, уверенность в правоте своих действий.

Именно способность сотрудника ФСИН России в каждом конкретном случае противостоять различного рода стрессогенным факторам, наряду с его хорошей физической подготовленностью, практическим владением приемами рукопашного боя, специальными средствами и табельным оружием, помогает формированию готовности к единоборству с сопротивляющимся правонарушителем.

Можно выделить следующие стрессогенные, или стрессорные факторы, воздействующие на сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях единоборства с правонарушителями:

– нервно-психическое напряжение, связанное с ожиданием возникновения критической ситуации, и сопутствующие ему отрицательные эмоции: страх, неуверенность, тревога и др.;

– постоянная и высокая степень готовности к действиям при неожиданном изменении обстановки

– действия в условиях навязанного темпа и дефицита времени;

– неравномерность и неопределенность поступления информации, которые порождают дефицит времени на принятие правильного решения и сомнение в правомерности предпринятых действий.

По данным М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича, готовность к деятельности в экстремальной ситуации зависит от особенностей нервной системы, жизненного опыта человека, его профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности. При возникновении критической ситуации в какой-либо деятельности на первое место выходит такое качество личности человека, как помехоустойчивость, которое предполагает изучение гностических (скорость и точность восприятия, быстрота обобщения, способность к экстраполяции и т. д.), волевых (решительность, самообладание, выдержка) и эмоциональных (прежде всего эмоциональной устойчивости) качеств человека.

Именно эти качества в большей степени влияют на формирование готовности к деятельности в критической ситуации. В вопросах готовности к соревновательной деятельности спортсмена эти вопросы не стоят так остро, так как сама атмосфера соревнований, весь цикл его предыдущей подготовки настраивают человека на успешное выступление. В профессиональной деятельности критические ситуации могут потребовать от субъекта максимального проявления сил, способностей в любой, иногда самый неподходящий для него момент. Такие же экстремальные ситуации, характеризующиеся высокой степенью различных помех, могут возникнуть у сотрудника ФСИН России во время его единоборства с активно сопротивляющимся заключенным.

С целью подготовки сотрудника ФСИН России к такого рода профессиональной деятельности необходимо как можно более широко применять методы, моделирующие различного рода ситуации профессиональной деятельности.

Главной целью такого подхода является максимальное приближение учебного процесса к требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов в практической деятельности. Необходимо выработать такой механизм формирования готовности сотрудника к действиям в неожиданных критических ситуациях боевого единоборства, при которых он смог бы максимально реализовать свои наличные возможности.

Для решения поставленной задачи, с нашей точки зрения, в рамках служебно-боевой подготовки необходимо формировать у сотрудников, прежде всего наиболее профессионально важные физические качества, такие как сила, быстрота, выносливость.

При обучении курсантов образовательных организаций ФСИН России боевым приемам борьбы также необходимо ориентироваться, прежде всего на требования профессиональной деятельности. Обучение боевым приемам борьбы должно проходить следующие этапы:

– совершенствование эффективных приемов, наиболее часто применяемых при задержании правонарушителей;

– совершенствование основных приемов и ударов в усложненных условиях;

– тренировка приемов с дозированным сопротивлением;

– тренировка бросков, болевых, удушающих приемов и ударов с односторонним нападением;

– учебно-тренировочные и соревновательные схватки и бои.

Кроме того, рекомендуются следующие усложнения условий совершенствования боевых приемов борьбы: при передвижении противников, при нападениях разных противников, при внезапных нападениях в круге, со спины.

Как нетрадиционные методы рекомендуются тренировки в различных типах одежды, при различных погодных и климатических условиях, а также в условиях любого рельефа местности, в замкнутом пространстве, при различной освещенности и различных звуковых сигналах. Такое построение учебного процесса позволяет моделировать наиболее часто встречающиеся ситуации единоборств с правонарушителями, чем достигается формирование психологической составляющей готовности к силовому единоборству.

Кроме того, большое внимание необходимо уделять проведению учебно-тренировочных, соревновательных схваток и боев по правилам рукопашного боя. Более высокую эффективность такого рода занятий подтверждают многочисленные экспериментальные исследования, результаты которых свидетельствуют, что в процессе обучения необходимо не только избирательно повышать уровень профессионально важных качеств и отрабатывать отдельные элементы техники, но также специально работать над их комплексным проявлением в ограниченный отрезок времени,

в условиях повышенных психологических и физических нагрузок, что характерно для ситуаций преследования, отражения нападения, единоборства и задержания правонарушителей.

Литература:

  1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженной ситуации (психологический аспект). Минск, 1995.
  2. Лекционный курс по дисциплине «Физическая культура»: учебное пособие. — Казань: КФУ, 2014.
  3. Тютюнников В. И. Психологическое состояние студентов-спортсменов в соревновательный период // Молодой ученый. — 2019. — № 2. — С. 388–390. — URL https://moluch.ru/archive/240/55448/ (дата обращения: 19.07.2019).
  4. Быховская И. М. Спорт в современном мире: социокультурный анализ и социальная практика // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И. М. Быховской. М.: Смысл, 2010; Синютин М. В., Карапетян Р. В. Феномен спорта в дискурсе экономической социологии // Вестник СПбГУ. Сер. 12.2015.
  5. Филиппов С..С. Организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. № 6 (112).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, Россия, боевой прием борьбы, боевое единоборство, критическая ситуация, рукопашный бой, ситуация, формирование готовности, правильное решение, практическая деятельность.


Похожие статьи

Психологическая готовность курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и специальных средств в процессе служебной деятельности

В данной статье рассматривается процесс формирования психологической готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и спецсредств, а также его компоненты. Стоит отметить, что выполнение служебных задач связа...

Влияние огневой подготовки на формирование личности сотрудника ФСИН России

В статье определено место огневой подготовки в формировании личности молодого сотрудника ФСИН России. Дано понятие процесса целенаправленного формирования личности молодого сотрудника ФСИН средствами огневой подготовки. Утверждается, что в процессе о...

Психолого-педагогические аспекты подготовки курсантов, занимающихся рукопашным боем, в образовательных организациях ФСИН России

В статье рассматриваются актуальные вопросы психолого-педагогической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, занимающихся рукопашным боем, во взаимосвязи с особенностями спортивной деятельности. Задачей исследования стало обосно...

Роль физической подготовки в процессе формирования профессионально важных качеств сотрудников ФСИН

В данной статье анализируется роль физической подготовки в процессе формирования профессионально важных качеств сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний России (далее — ФСИН). Она осуществляется через приобретение специальных знаний, умени...

Роль физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье осуществляется анализ роли физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы путем получения специальных знаний, умений и навыков, которые в свою очередь позволяют успешн...

О необходимости поворота на формирование субъектности курсанта как показателя его целостности

В статье раскрыта специфика военной службы как деятельности, характеризующейся высоким уровнем эмоционального напряжения и стресса. Определены уровни стрессоустойчивости курсантов в процессе обучения в военном вузе. Особое внимание уделено характери...

Роль и значение физической культуры и спорта в жизни сотрудников силовых структур

При осуществлении своей служебной деятельности сотрудникам правоохранительных органов приходится ежедневно переносить физические нагрузки для выполнения служебных задач, для личной безопасности, для предотвращения и пресечения преступлений и для охра...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом

В статье рассмотрен вопрос о важности физических нагрузок в жизни студента, которые проявляются в регулярных занятиях физической культурой. В работе затронут механизм влияния физической культуры на организм и здоровье студентов, раскрыта значимость з...

Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России

В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...

Похожие статьи

Психологическая готовность курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и специальных средств в процессе служебной деятельности

В данной статье рассматривается процесс формирования психологической готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и спецсредств, а также его компоненты. Стоит отметить, что выполнение служебных задач связа...

Влияние огневой подготовки на формирование личности сотрудника ФСИН России

В статье определено место огневой подготовки в формировании личности молодого сотрудника ФСИН России. Дано понятие процесса целенаправленного формирования личности молодого сотрудника ФСИН средствами огневой подготовки. Утверждается, что в процессе о...

Психолого-педагогические аспекты подготовки курсантов, занимающихся рукопашным боем, в образовательных организациях ФСИН России

В статье рассматриваются актуальные вопросы психолого-педагогической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, занимающихся рукопашным боем, во взаимосвязи с особенностями спортивной деятельности. Задачей исследования стало обосно...

Роль физической подготовки в процессе формирования профессионально важных качеств сотрудников ФСИН

В данной статье анализируется роль физической подготовки в процессе формирования профессионально важных качеств сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний России (далее — ФСИН). Она осуществляется через приобретение специальных знаний, умени...

Роль физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье осуществляется анализ роли физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы путем получения специальных знаний, умений и навыков, которые в свою очередь позволяют успешн...

О необходимости поворота на формирование субъектности курсанта как показателя его целостности

В статье раскрыта специфика военной службы как деятельности, характеризующейся высоким уровнем эмоционального напряжения и стресса. Определены уровни стрессоустойчивости курсантов в процессе обучения в военном вузе. Особое внимание уделено характери...

Роль и значение физической культуры и спорта в жизни сотрудников силовых структур

При осуществлении своей служебной деятельности сотрудникам правоохранительных органов приходится ежедневно переносить физические нагрузки для выполнения служебных задач, для личной безопасности, для предотвращения и пресечения преступлений и для охра...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом

В статье рассмотрен вопрос о важности физических нагрузок в жизни студента, которые проявляются в регулярных занятиях физической культурой. В работе затронут механизм влияния физической культуры на организм и здоровье студентов, раскрыта значимость з...

Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России

В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...

Задать вопрос