В данной статье с целью совершенствования системы управления рассматриваются различные теоретические подходы к характеристике понятия «качество образования».
Ключевые слова: управление качеством, качество образования, образовательный процесс, Российская Федерация, образовательное учреждение, современная школа.
В настоящее время в педагогике большое внимание уделяется качеству образования, управлению этим качеством и системе его оценки. Актуальность данного вопроса связана с тем, что «качество образования» является ведущим приоритетом развития России, что отражено в национальной доктрине российского образования, в законе «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 2 п. 29 ФЗ-273). Повышение доступности качественного образования соответствует и стремлению добиться инновационного развития экономики регионов, сегодняшним требованиям общества и каждого гражданина. Сложность в данных вопросах обусловлена большим количеством трактовок самого понятия «качество образования», и соответственно отсутствием единых подходов к его оценке. По мнению разных авторов необходимо сделать акцент на разных сторонах его проявления. Остановимся на некоторых из них.
П. И. Третьяков и Т. И. Шамова «качество образования» представляют, как совокупность спланированного процесса и результата, принимая во внимание цели и потребности личности, общества и государства в целом [3].
А. И. Субетто изучая вопросы философии образования и базовые идеи образовательного общества в XXI веке предложил теорию качества образования (квалитология) и систему измерения качества образования (квалиметрия). В своих работах автор так же разделяет качество «образования-результата» и качество «образования — процесса». В первом случае главным выступают качества личности, проявляющиеся через культуру, социальную и гражданскую зрелость, уровень знаний и умений, креативные возможности. Во втором случае речь идет о свойствах образовательного процесса, которые в конечном итоге приводят к формированию личности. Отметим, что разработки А. И. Субетто в области качества образования считаются в российской педагогике наиболее популярными. Изучая понятие «качество», автор делает следующий вывод «во — первых, качество есть многоаспектная, сложная категория, во-вторых, она представляет собой систему внешних и внутренних моментов, в-третьих, она не может быть однозначно определена одной какой-либо дефиницией (принцип неоднозначности)» [1,с. 18]. Исходя из выше сказанного сделаем вывод, что качеству образования присущи следующие признаки:
– наличие в нем определённых подсистем, между которыми присутствует вертикальная иерархия;
– требование смотреть на него как на систему, функционирующую в соответствии с общим закономерностями существования и эволюции;
– находящееся в процессе постоянного движения, преобразования;
– противоречивое согласие внутреннего и внешнего, возможного и реального, стабильности и вариабельности;
– квантитативность;
– ценность.
В монографии «Мониторинг качества образовательного процесса в школе» Шишов С. Е., Кальней В. А. и Гирба Е. Ю. обобщены многолетние результаты исследований авторов по проблеме качества образования в современной школе. Авторы попытались представить качество как процесс и результат учебного процесса в школе во взаимосвязи менеджмента и технологий, раскрыть сущность понятия в современных условиях развития образовательных систем, предложить теоретические основы этого важного понятия. В результате авторы дают следующее определение понятия — «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг». Далее даётся ещё более общее определение «степень достижения поставленных в образовании целей и задач».
В работах В. П. Панасюка дан детальный анализ представленных в литературе точек зрения. Качество как философская категория в динамике рассмотрены в трудах Аристотеля, Канта, Гегеля, К. Маркса, каждый из которых внес свой вклад в эту категорию. Анализируя различные подходы В. П. Панасюк приходит к выводу, что качество школьного образования — это «совокупность свойств, которая обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах её обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств» [2,с. 18].
Авторы коллективной монографии, изданной под редакцией М. М. Поташника, дают следующее определение «качество образования личности — это соотношение цели и результата образовательной деятельности, если цели заданы операционально и спрогнозированы в зоне ближайшего развития ребёнка» [4]. Чем же данное определение отличается от других? Главная мысль заключается в том, что при проектировании качества образования уже должны быть заложены соответствующие цели, которые в свою очередь направлены на потенциальное развитие детей. Управление качеством образования считается поэтапным процессом, в течение которого реализуются определённые функции.
Необходимо помнить, что сущность деятельности по формированию качества образования устанавливают международные стандарты ИСО 9000. В стандарте ИСО 9004 зафиксировано то, что «качество изделий, услуг определяется тем, насколько удовлетворены запросы потребителя, который их использует, и зависит от эффективности и результативности процессов, обеспечивающих производство этой продукции». Деятельность по управлению качеством не следует рассматривать как коллекцию некоторых работ. Это процесс, который содержит в себе множество этапов, но основу их составляет следующая последовательность действий: планирование, деятельность, оценка результатов, анализ и если необходимо, то корректировка.
Итак, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что на современном этапе существуют различные подходы к исследуемому понятию. В условиях введения ФГОС, профессионального стандарта педагога, отталкиваясь от закона «Об образовании в Российской Федерации» сформулируем следующее определение понятия «качество образования» — это высокие показатели результатов деятельности образовательного учреждения, оптимальные условия (организационные, технологические, мотивационные, финансовые, информационные и т. д.) и регулируемые процессы, обеспечивающие данное качество. Уровень результатов определяется суммой метапредметных и предметных умений, личностным развитием. Оценивать качество образования могут не только государство в лице соответствующих органов, но учителя, руководители ОО, ученики и их родители. Оценить качество всех сторон деятельности образовательной организации можно только с помощью представительной системы показателей и критериев. Где «критерий» есть основание по оценке качества образования, а показатель — количественная или качественная характеристика каждого направления в отдельности.
Литература:
- Майборода А. Н., Субетто А. И. Общая концепция и структура опережающего стандарта качества высшего образования и её приложения применительно к крестьянскому высшему образованию — СПб-М.:1994–204 с.
- Панасюк В. П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса, СПб.-М., 1997 -297 с.
- Третьков П. И., Шамова Т. И. Управление качеством образования — основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы / управление качеством образования. Сборник материалов научной сессии ФПК и ППРО — М: Бакалавр, 2001 — С. 4–8.
- Управление современной школой/Под ред. М. М. Поташника- М., 1992–167 с.