Пояснение понятия «творческие способности» у детей начальных классов. Рекомендации по развитию у ребенка младшей школы творческих навыков на уроке литературного чтения.
Ключевые слова: творческие способности. Литературное чтение. Игровая ситуация. Внутренний потенциал.
Ученики младшего школьного возраста являются тем звеном, которое отделяет понятия «детство» и «юность». Именно в этот период у них закладывается не только умение жить в социуме, но и формируются творческие предрасположенности.
Актуальность озвученного аспекта заключается в том, что некоторые преподаватели младшей школы считают своей главной обязанностью научить ребенка читать. Безусловно, подобный навык педагог должен привить воспитаннику в однозначном порядке. Однако проблема нераскрытого детского таланта стоит остро на повестке дня в современном обществе.
Именно урок литературного чтения дает возможность ученику сформировать свои творческие навыки. Он может о них даже не знать, что и должно стать главной целью работы с ним педагога с большой буквы.
Расшифровка понятия «творческие способности» у младших школьников
Довольно часто под озвученным термином люди понимают узкопрофильную деятельность человека. «Традиционно считалось, что наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство и художественная деятельность. Этому способствуют уроки рисования, труда, музыки. Но такие предметы, как литературное чтение и русский язык, математика и познание мира тоже имеют немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся» [4, с. 2].
На самом же деле под творческими способностями подразумевается возможность выхода за пределы стандартного понятия об умениях и навыках. На уроках литературного чтения подобный процесс можно осуществить различными способами в зависимости от поставленной учителем цели.
Практические рекомендации по развитию творческих способностей на уроках литературного чтения
В качестве инновационных методов для развития письменной и устной речи используют игровые ситуации различного характера. Следует помнить, что в младшей школе ребенок еще восприимчив к таким моментам. Эту особенность необходимо грамотно обыграть.
Отлично зарекомендовала себя следующая помощь младших школьников в раскрытии его внутреннего потенциала:
- Использование интеллектуальных разминок. В начале урока литературного чтения специалисты рекомендуют использовать «мозговой штурм» в упрощенном его варианте. Можно предложить детям в качестве актуализации опорных знаний в игровой форме вспомнить пройденный материал. Подобная пикировка «ответами — вопросами» поможет воспитанникам приготовиться к дальнейшей работе.
- Прием «Я презентую себя». Перед ознакомлением с новыми литературными героями не помешает предложить ученикам показать себя сказочным друзьям с наилучшей стороны. Кроме развития творческих навыков, этот прием помогает развивать ораторские навыки. «Обладая хорошо развитой монологической речью, ученик может аргументировано, последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, дать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, самостоятельно воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества» [1, с. 106].
- Работа над ситуативными связями. Для ее проведения необходимо предложить детям на рассмотрение два слова, которые имеют различное значение (одуванчик и стаканчик). Задача учеников будет заключаться в том, чтобы привести как можно больше примеров взаимосвязи этих предметов. Идеальным выбором будет сопоставление двух слов из темы урока литературного чтения.
- Предложение нестандартных ситуаций. Можно использовать их в качестве разминки или при работе с текстом. Во время разминки стоит предложить детям ответить на неожиданные вопросы: «А что будет, если люди начнут ходить на головах? Что делать, если из крана потекло молоко?». При работе с текстом подбор вопросов также должен носить нестандартный характер. «Что стало бы с Буратино, если бы его выстругали с коротким носом?». Главное, чтобы ребенок имел представление, о каком персонаже говорится в поставленном вопросе. В процессе такой игры развивается связная речь, которая представляет из себя «композиционно и грамматически оформленное, развернутое и законченное, эмоциональное и смысловое высказывание, состоящее из ряда связанных логически предложений» [3, с. 56].
- Работа над образами. В начальной школе лучше эту работу проводить с помощью метода сравнения. Возьмем для примера слово «бабочка». Дети на определенном этапе урока смогут поэкспериментировать над ее цветом, повадками и растениями, над которыми она любит летать. В этом случае можно поработать над ассоциативным мышлением, сравнив насекомое с предметом гардероба.
- Работа с синонимами. Не вдаваясь в саму терминологию, следует предложить младших школьников поиграть в похожие по значению слова. Можно этот этап урока провести не только в виде фронтальной работы, но и в парах. Не помешает огласить конкурс на наибольшее нахождение похожих слов.
- Работа над созданием мини — стихов. Дети младшего школьного возраста не в состоянии в силу возрастных особенностей дать полноценную оценку рифме. Однако никто не отменял у педагога права научить их азам созвучности. Начинать нужно с банального сочетания «палка — галка» с переходом затем на продолжение недостающих строк в стихотворении.
- Игра с элементами имитации. Тематика в этом случае должна быть понятна ученикам. В обязательном порядке во время выполнения задания детям дается указание оговаривать свои действия. Их высказывания не должны ограничиваться односложными словами и звукоподражанием. От этой привычки воспитанников нужно отучать уже при обучении в начальной школе.
- Игра в писателей. Детям в таком возрасте нравится фантазировать, что следует всячески поощрять. Изначально рекомендуется предложить ученикам придумать другие названия литературному произведению. Позитивно оценить необходимо все озвученные варианты, аккуратно делая акцент на наиболее оригинальных идеях. При усложнении подачи информации нужно вводить прием дополнения или окончания текста. «Открытый финал» станет для ребенка возможностью глубоко проникнуться историей героев произведения. Отличным приемом станет придумывание сказки в новой интерпретации.
- Театральные постановки. В рамках урока литературного чтения реально среди учеников отыскать маленькие «звездочки» и будущие настоящие таланты. Даже зажатый ребенок способен раскрыться, когда при изображении какого-либо персонажа он заслужил искреннюю похвалу наставника. К тому же подобное поощрение повысит авторитет ранее закомплексованного ученика среди его одноклассников. Его успехи станут также стимулом для других детей постараться проявить себя с лучшей стороны во время мини-сценок.
Между озвученными этапами урока следует давать ребенку возможность отдохнуть от полученной информации. «Творческие релаксационные упражнения помогают детскому организму сбрасывать излишки напряжения, восстанавливать психологическое равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье» [5, с. 129].
Под озвученной педагогической технологией подразумеваются не активные игровые моменты, а творческое расслабление. Лучше всего предложить ученикам закрыть глаза и под музыку для релаксации нарисовать в воображении свою мечту. Подойдет также вариант мысленного представления героев, с которыми дети познакомились на уроке литературного чтения.
Заключение
В качестве вывода можно привести следующее высказывание: «Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем учащимся без каких-либо исключений проявить свои способности и продемонстрировать весь имеющийся творческий потенциал. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить» [2, с. 2].
С этой концепцией сложно поспорить, потому что современному обществу нужны творческие личности. Можно, конечно, обойтись и без них, окунувшись в мир прагматизма. Тогда зачем в этом случае человеку живое литературное слово?
Начальная школа является поводырем маленькой личности на пути к великим и малым свершениям. Пусть из него не вырастит гений, но посредственности в социуме являются невостребованным контингентом населения.
Литература:
- Борякова Н. Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева. — Москва: Педагогика, 2009. — 330 с.
- Богачева М. В. «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения» // Мультиурок. [Электронный ресурс] URL:https://multiurok.ru/files/razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-na-urokie-litieraturnogho-chtieniia.html (дата обращения 14.05.2019)
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — Москва: Эксмо, 2010. — 512 с.
- Сорокина С. П. Мастер — класс «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения» // INTOLIMP.ORG. [Электронный ресурс] URL: https://intolimp.org/publication/mastier-klass-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-na-uro.html (дата обращения 15.05.2019)
- Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. — Москва: Вече, 2009. — 286 с.