Статья посвящена истории развития краткосрочных форм академического рисунка в Российском и европейском искусстве. Автор рассматривает вклад выдающихся художников и теоретиков искусства в практику обучения изобразительному искусству посредством различных форм краткосрочного академического рисунка, а также приводит примеры из практики современной Российской Академии художеств.
Ключевые слова: краткосрочный академический рисунок, наброски, зарисовки, геометральный метод, методика обрубовки формы, академическая система, методика обучения изобразительному искусству.
The article is devoted to the history of short-term forms of academic drawing in Russian and European art. The author examines the contribution of outstanding artists and art theorists to the practice of teaching fine arts through various forms of short-term academic drawing, as well as provides examples from the practice of the modern Russian Academy of arts.
Keywords: short-term academic drawing, sketches, sketches, geometric method, method of shape cutting, academic system, methods of teaching fine arts.
Целью данной статьи является рассмотрение исторического возникновения и развития такой формы академического рисунка как краткосрочный. Под этим понятием подразумевается выполнение набросков и зарисовок в различных графических техниках. Основными задачами краткосрочного академического рисунка является изучение конструкции предметов, поиск характерных черт изображаемого объекта, передача пропорций и движения. Как отмечает Тютюнова Ю. М.: «Наброски, зарисовки и этюды, объединяют в себе все три аспекта академического процесса «ремесло-мастерство — творчество» [1 с. 9].
Актуальность данной статьи обусловлена результатами опроса среди студентов творческих специальностей, обучающихся на первом курсе профильных вузов. Результат данного опроса показал, что студенты недооценивают роль краткосрочного рисунка в процессе обучения изобразительной грамоте, что ведет за собой ряд негативных последствий. Изучение истории, целей и задач краткосрочного рисунка позволит разработать методическую систему, направленную на повышения эффективности обучения основам изобразительной грамоты студентов профильных творческих вузов, обучающихся по различным специальностям.
Процесс развития искусства краткосрочного рисунка в России неотъемлемо связан с развитием искусства стран Европы. В допетровской России, станковые формы живописи были представлены, в основном, иконописью, обучение которой не предполагало обращения к натурному материалу. Средневековый художник в России полагался на канонически устоявшиеся способы изображения святых, ориентируясь при этом на работы выполненные греческими мастерами, которые, отражающую декоративную традицию Византии.
Культура краткосрочного рисунка всегда была необычайна важна для искусства и художественной культуры Европы. Искусству быстрого рисунка обучали еще в древней Греции, где учащиеся рисовали специальным заостренным стержнем на деревянных дощечках, покрытых с одной стороны воском, а потом в случае необходимости поправляли рисунок, заминая его пальцами.
После падения Рима наступают средние века, традиционно считающиеся мрачной эпохой, во время которой было утеряно достояние античности. Тем не менее, к этому времени относится альбом Виллара де Оннекура, а в дальнейшем появятся работы таких выдающихся художников и теоретиков искусства как Альберти, Ченнинно Ченнини, Леонардо, Дюррер и т. д.
До наших дней сохранился альбом Виллара де Оннекура, представляющий собой сборник листов, на которых средневековый мастер-скульптор, архитектор и декоратор запечатлел материал, необходимый ему для работы. Причем, уже здесь прослеживаются основные виды набросков и зарисовок. Это и выполненные по представлению зарисовка несуществующих хоров церкви, и аналитические зарисовки, вписывающие фигуры человека и животных в геометрические фигуры согласно средневековым представлением о символическом значении цифр, кабалистике т. д. Однако, в данном альбоме отсутствуют рисунки, выполненные с натуры с задачей создания реалистичного изображения или анализ конструктивного построения формы.
В эпоху Возрождения время художники обращаются к изучению натуры и природы человека. При этом краткосрочный рисунок как нельзя лучше соответствует целям и задачам, которые ставят перед собой художники.
Так, анализируя творчество Леонардо да Винчи, можно выявить следующие виды краткосрочного рисунка, при этом, многие из них он описывает в своих теоретических трудах: краткосрочный рисунок по представлению и по памяти, краткосрочный рисунок-схема, рисунок с образцов произведений мастеров (в теоретических трудах Леонардо обозначен как один из основных этапов обучения художника), краткосрочный рисунок с натуры, краткосрочный «научный» рисунок, как фиксация явлений физики (зарисовки воды потоки воды, описывающие позднее отрытое явление турбулентности, рисунки фиксирующие положения крыла птицы воздухе («Кодекс о птицах»).
Также Леонардо дает и описание роли различных видов рисунка на разных этапах подготовки профессионального художника: «Юноша должен прежде всего учиться перспективе; потом — мерам каждой вещи; потом — рисунки хорошего мастера, чтобы привыкнуть к хорошим членам тела; потом — с натуры, чтобы утвердиться в основах изученного; потом рассматривать некоторое время произведения руки различных мастеров; наконец — привыкнуть к практическому осуществлению и работе в искусстве» [2, с. 55]
Известный теоретик в области изобразительного искусства и наук эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти в своем трактате «Три книги о живописи» так же подчеркивает важность умения рисовать, а так же пользоваться перспективой и развивал навыки математического анализа изображения «Мне хочется, чтобы живописец был как моно больше сведущ во всех свободных искусствах, но прежде всего я желаю, что бы он узнал геометрию». [3, с. 58] Естественно, такой подход к обучению предполагают владение навыками выполнения краткосрочных форм рисунка, так как это связано с изучение пропорций предметов.
Другим выдающимся художником и теоретиком, оказавшим значительное влияние на развитие краткосрочных видов рисунка в художественной практике средневековой Европы, является Альберхт Дюрер.
Во — первых, его работы, выполненные в различных графических техниках и посвященные миру флоры и фауны, являются одним из классических образцов, лежащих в основе современных методик работы на пленэре и рисования с натуры;
Во-вторых, он первый внедрил в практику обучения методом «обрубовки», заключающийся в анализе формы по основным плоскостям поверхности. Данный метод так же до сих пор является основным на всех этапах обучения изобразительному искусству в академической традиции и не только. Таким образом, он внес вклад в развитие такой формы краткосрочного рисунка как конструктивная зарисовка.
В — третьих, Дюрер использовал различные наглядные пособия, выполненные в виде краткосрочных рисунков для пояснения конструкции того или иного предмета, раскрыв, таким образом, еще одну методическую возможность краткосрочного рисунка как средства обучения — а, именно, способа педагогического рисования.
Таким образом, Дюрер внес вклад в развитие краткосрочного рисунка не только своим творчеством и образцами своих работ, но и раскрыл важнейшую методическую функцию краткосрочного рисунка, которую можно охарактеризовать как педагогическую. Опыт этого художника и теоретика крайне важен для нашего исследования, так как позволяет расширить спектр заданий при проведении практической части научного эксперимента.
Мастера Возрождения вывели искусства краткосрочного рисунка на новый уровень, т. к. многие из их «рабочих» набросков и зарисовок имеют ценность самостоятельного произведения искусства и определяют развитие и культуру данного вида рисунка на многие столетия вперед. Дальнейший этап развития форм краткосрочного рисунка связан с методичкой обучения изобразительному искусству в специализированных учебных заведениях средневековой Европы.
Данный опыт сохраняется и транслируется, в основном, через такие ученые заведения как Академии художеств, которые начинают открываться в Европе в разные годы начиная с Академия рисунка во Флоренции (1563 г.) и заканчивая Академией художеств в Лондоне (1768 г.). Одной из первых являлась академия братьев Агостино и Аннибалле Коррачи. Их практическая работа и труды в области методики обучения изобразительному искусству (scuolla perfecta) во многом определили развитие академической методической системы в Европе, в том числе и России.
В России европейская академическая система не только успешно применяется, но и совершенствуется, результатом чего становится появление художников мирового уровня, которые признаются в Европе как выдающиеся мастера. Примером этому может служить система Сапожникова, которая работала боле эффективна, по сравнению с аналогичной методикой братьев Дюпюи, разработанной на несколько лет позже.
Обе эти методики представляли собой геометральный подход в основе которого лежал анализ сложной формы посредством входящих нее простых, тем не менее, если для обучения своих подопечных братья Дюпюи рекомендовали рисовать данные простые формы и из них составлять необходимы объект, то Сапожников приучал анализировать сложную природную форму с точки зрения простых форм. В его методике упор делался на рисование с натуры. Так, им была разработана проволочная модель головы человека, но прикрепленная таким образом, что ее можно было наклонять в различных ракурсах. Поэтому, когда учащиеся приступали к изображению живой головы натурщика, данное пособие стояло рядом и наглядно демонстрировало особенности восприятия конструкции с того или иного ракурса.
Примечательны так же были и методы обучения краткосрочному рисунку в Академии художеств и других высших учебных заведениях царской России, готовящих специалистов художественного профиля. Последовательность обучения рисунку в Академии художеств строилась от простого к сложному, так обучение начиналось с изображения разнообразных линий, затем шло изображение геометрических фигур и форм от руки, без применения линейки, циркуля и других инструментов. Далее шел раздел копирования деталей человеческой головы и фигур с гравировальных таблиц. Особенным заданием было копирование гравюр в технике «карандашной манеры», которые имитировали рисунок. Большое значение в академии играло рисование со слепков и оригиналов античной скульптуры.
Не следует полагать, что обучение в Академии ориентировалось на выполнение лишь длительного рисунка — штудии.
Благодаря тому, что в Российской Академии художеств процесс обучения рисунку был поставлен на очень высокий уровень, краткосрочное рисование так же достигло небывалых высот. И этому было несколько причин:
- Навык краткосрочного рисунка был необходим для поиска и фиксации сложнейших композиционных решений, которыми так славилась Академия. Как отмечает Б. С. Угаров «подготовительный материал к картинам обладает самостоятельной ценность, ибо именно в набросках и этюдах раскрываются некоторые особенности художественного мышления, а также фантазия и мастерство автора. Они позволяют заглянуть в таинство создания композиции и помогают увидеть процесс работы художника над картиной — конечной целью обучения в школе» [4, с.24]
- Разнообразие изучаемых графических техник, чему способствовало выполнение копий и длительных рисунков расширяло спектр средств изобразительной выразительности, которыми владел обучающийся.
- Ориентация на изучение натурного материла и перспективы, приводила к том, что учащемуся было необходимо развивать навыки быстрого рисования при работе, например над изображением людей в движении и животных.
- Обучение рисунку было поставлено таким образом, что учащийся все время должен быть готов к тому, чтобы запечатлеть то, что его заинтересовало. Так, например, И. И. Бродский «…советовал использовать каждую свободную минуту для рисования. Каждый ученик должен был постоянно иметь при себе маленький альбом, «друг художника», как называл его учитель. В таких альбомах учащиеся делали зарисовки, фиксировали свои наблюдения и копили необходимый материл для будущих композиций» [4, с. 25]
Сохранилось множество работ выпускников Академии художеств, иллюстрирующих высочайший уровень изобразительной грамоты и культуры исполнения. Кроме этого, сохранилось и много практических рекомендаций к выполнению рисунков разной длительности. Так, например, по воспоминанию коллег и учеников, И. И. Бродский «обладал своей совершенно особой системой проверки рисунка. Помню, как он однажды указал одному из студентов на ошибку в пропорции. Студент долго не мог понять ее; он промерял и просил натурщика приподняться, переменить позу, чтобы уяснить конструкцию фигуры, но так и не смог обнаружить ошибки. Когда натурщик принял опять свою прежнюю позу, Исаак Израилевич сказал студенту: «А вы проверьте по пустотам, посмотрите, какую форму приобретают пустые места между частями тела натурщика». И студент сразу понял, в чем ошибка» [4, с. 25]
В современном высшем художественном образовании академический рисунок также играет важнейшую роль. Это видно на примере Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова, где единственной кафедрой в институте, объединяющей преподавателей всех факультетов и специальностей, является кафедра рисунка. Как отмечает заслуженный художник Российской Федерации, профессор С. А. Гавриляченко «Освоение рисунка как учебной дисциплины происходит через выполнение системы последовательно усложняющихся заданий по рисования с натуры человека, со всем его сложным пластическим и психологическим строев в окружении пространственной среды Перед учеником ставится задачи: изучение конструктивных пластических законов и логики построения изображаемой формы; организации пространства средства линеарного, светотеневого (рельеф), тонального рисования; организация (композиция) изображения в формате с учетом соотношения плоскости и объема, светлого и темного, ритма, движения и равновесия» [5, с. 5]
При этом важнейшую роль имеют именно краткосрочные формы учебного рисунка. Так, распределение часов работы, соответствующее программе по рисунку в Институте им. В. И. Сурикова, предполагает не менее трех часов работы в день. Сюда включено и большое количество работ по краткосрочному рисунку — набросков, зарисовок. Около 70 % составляют упражнения, на которые отводится до 30 часов учебного времени. Остальная часть времени посвящена дополнительным заданиям, которые часто даются на усмотрение преподавателя. Именно эти задания, чаще выполняемые в качестве подготовительного материала для дипломной работы, являются важнейшим показателем уровня подготовке будущего профессионала.
Таким образом, краткосрочные формы рисунка, кроме их методической и художественной ценности могут так же выступать как база для определения критериев уровня подготовки специалистов художественного профиля, так как иллюстрируют наиболее значимые аспекты работы художника, получившего академическую подготовку. Определим их:
– умение анализировать форму и пользоваться перспективой и знаниями анатомии;
– умение последовательно вести работу над композиционным строем произведения;
– умение использовать различные графические техники и художественные материалы;
– умение тонально передавать плановость в рисунке и создавать объем.
Подводя итоги данному разделу можно сделать следующие выводы:
– история развития академического рисунка в России и Европе насчитывает несколько столетий и имеет обширную методическую базу;
– важнейшим условием успешного обучения изобразительному искусству является овладение навыками реалистичного рисования, в чем важную роль играет краткосрочные формы рисунка;
– краткосрочный рисунок имеет широкий спектр методических возможностей, которые необходимо использовать в процессе подготовки современных специалистов в области изобразительного искусства;
– владение навыками краткосрочного академического рисунка определяет общий уровень подготовки специалистов в области изобразительного искусства, дизайна и архитектуры.
Литература:
- Тютюнова Ю. М. Пленэр: нароски, зарисовки, этюды: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2015. — 175 с.: цв.ил.
- Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве / Пер. с ит. А. А. Губера, В. П. Зубова; под ред. А. К. Дживелегова. — СПб.: Издательский дом «Азбука — классика», 2008. — 224 с.).
- Алберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве. М.: 1937, т.2,
- Учебный рисунок в Академии художеств: Альбом / Под ред. Б. С. Угарова: Авт. — сост. Д. А. Сафаралиева. — М.: Изобраз. Искусство, 1990 (IV)/ — 160 c. ил
- (Учебный рисунок: Московский государственный академический художественный институт им.В. И. Сурикова: Учеб. пособие/Авт. Сост. С. А. Гавриляченко. — М.: Изд. Дом. «Искусство, 2003. — 91 с. ил.