Ключевые слова: профессиональный стресс, эмоциональное выгорание, хроническая усталость, эмоциональное напряжение, профессиональная деятельность, медицинский персонал.
Синдром эмоционального выгорания является широко распространенной психологической проблемой, которую иногда называют болезнью современного общества, требующей срочных и целенаправленных усилий по предотвращению и минимизации последствий [2]. Термин синдром эмоционального выгорания был впервые введен американским психиатром Гербертом Фреденбергом. В 1974 году он дал такое название состоянию, связанному с эмоциональным истощением, которое приводит к серьезным изменениям в сфере общения [1].
Работа медицинского персонала онкологического отделения во многом связана с общением и взаимодействием с окружающими людьми. Именно поэтому своевременная диагностика и коррекция поведения при эмоциональном выгорании медицинских работников (врачей, медсестер) очень актуальна [3].
Медицинский персонал онкологического отделения принадлежат к одной из профессиональных групп, для которых симптомы СЭВ наиболее характерен. Они регулярно сталкиваются с такими стрессорами, как непосредственное наблюдение за страданиями других, психологическим давлением со стороны пациентов и их родственников, риском совершения медицинских ошибок, напряженным графиком и т. д. В то же время профессиональные роли медицинских работников требуют демонстрации заботы и сочувствия к пациентам, а также контроля над эмоциями. Разница между требованиями к ролям и объективными условиями труда является предпосылкой для формирования СЭВ [5].
Выгорание среди медицинского персонала онкологического отделения неоднократно становилось предметом исследований, проводимых как отечественными специалистами, так и иностранными исследователями [6]. Исследования подтверждают широкую распространенность СЭВ у представителей этой профессиональной группы. Таким образом, широкомасштабное исследование, проведенное среди врачей, показало, что почти у половины из них (45,8 %) был хотя бы один симптом СЭВ. Средний и высокий уровень СЭВ был выявлен почти у 80 % врачей и 58 % среднего медицинского персонала республики САХА [4].
Исследования также показывают различия в проявлении СЭВ между различными профессиональными группами медицинского персонала онкологического отделения. Данные разных исследований не всегда согласуются друг с другом [6], что подтверждает значимость контекстуальных факторов, опосредующих степень тяжести СЭВ в конкретных условиях и организациях.
Исследования подтверждают негативное влияние СЭВ на качество медицинских услуг, трудоспособность медицинского персонала онкологического отделения [1; 5]. Это делает СЭВ не только психологической, но и системной управленческой проблемой. Поиск эффективных профилактических программ и сокращение выгорания среди медицинского персонала онкологического отделения становится чрезвычайно актуальным. На сегодняшний день был предложен ряд программ для противодействия проявлениям СЭВ, нацеленных как на человека, так и на организацию окружающей среды.
Специально организованные тренинговые курсы для медицинского персонала онкологического отделения могут использовать различные методы для снятия стресса, такие как расслабление, снижение стресса на основе внимательности (MBSR) и другие виды когнитивно-поведенческой терапии. Программы по снижению стресса могут быть краткосрочными и долгосрочными. Некоторые исследования подтверждают эффективность такой практики, особенно в групповом формате [5], но их долгосрочная эффективность остается противоречивой [1].
Креативная терапия. Сочетание расслабления, музыкального и художественного творчества в ходе еженедельных групповых занятий использовалось в ряде экспериментов для снижения стресса среди медицинских работников, но оно показало противоречивые результаты: хотя участники отметили положительный эффект от занятий, результаты диагностических тестов для СЭВ не выявлено статистических различий с контрольной группой [6].
Изменения на рабочем месте. Альтернативная стратегия снижения уровня СЭВ направлена не на самих работников здравоохранения, а на их рабочую среду. Организационные меры могут включать изменение графика работы, усилия по улучшению благосостояния врачей, а также внутреннюю коммуникацию и социальную поддержку [4].
Тем не менее, понимание психофизиологических механизмов, лежащих в основе БС, и возможных методов противодействия ей не является решением проблемы. Развитие навыков саморегуляции требует целенаправленных усилий в рамках соответствующих программ. Принимая во внимание разнообразие проявлений БС, разнообразие факторов, влияющих на тяжесть симптомов, значительные различия между различными категориями медицинских работников и неоднозначность данных. В связи с эффективностью программ профилактики и лечения выгорания, в настоящее время невозможно дать однозначные рекомендации по использованию тех или иных подходов.
В российской системе здравоохранения не хватает систематической работы по внедрению и оценке программ по снижению стресса и СЭВ у медицинских работников, поэтому на данном этапе существует острая необходимость в организационных усилиях, направленных на:
– регулярный мониторинг СЭВ у медицинских работников с помощью общепринятых методов, с учетом различных личностных и профессиональных характеристик, а также факторов рабочей среды;
– реализация экспериментальных программ по снижению СЭВ с использованием различных методов и подходов, показавших хотя бы частичную эффективность в мировой практике;
– оценка эффективности этих программ с учетом специфики профессиональной группы медицинских работников и поиска эффективных комбинаций мер, в том числе элементов когнитивно-поведенческой терапии, организационных изменений и других подходов [3].
Используемые в настоящее время программы, направленные на предотвращение и уменьшение синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников, показывают возможные подходы к решению этой проблемы. В то же время следует отметить, что долгосрочная эффективность этих подходов остается противоречивой. Недавний систематический обзор, проведенный Кокрановской рабочей группой на основе анализа 58 исследований программ по противодействию стрессу и эмоциональному истощению в здравоохранении работники показали недостаточность данных, указывающих на их безусловную эффективность [5].
Таким образом, долгосрочный положительный эффект программ когнитивно-поведенческой терапии (более 6 месяцев) был выявлен в 2 исследованиях, среднесрочный эффект (1 месяц) — в семи исследованиях и отсутствие четкого эффекта в среде. в шести исследованиях. Физические программы релаксации (массаж и т. д.) продемонстрировали долгосрочную эффективность в 6 случаях из 12, психическое расслабление (медитация и т. д.) — в 1 случае из 7. Что касается организационных мер Положительный эффект наблюдался только в случае изменения графика работы.
Литература:
- Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. СПб.: Сударыня, 1999. — 32с.
- Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. С.-Петерб. гос. ун-т. Санкт- Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2011. 159 с.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
- Дубова Т. Г., Попов И. А. Результаты психодиагностического исследования степени выраженности синдрома эмоционального выгорания среди медицинских работников Тульской области // Вестник новых мед. технологий. — 2007. — т. XIV, № 1. — с. 157–159.
- Корганова И. Н. Социально-психологические особенности профессиональной деятельности медицинского персонала отделений с высоким уровнем летальности в современных условиях: автореф. дис..канд. мед. наук / Корганова И. Н. Волгоград, 2004. — 27 с.
- Оценка профессионального выгорания у медицинских работников: методические рекомендации / В. И. Евдокимов, И. Э. Есауленко, А. И. Губин, В. И. Попов; Воронеж, гос. мед. акад.им. Н. Н. Бурденко. Воронеж-СПб.: Политехника-сервис, 2009. — 82 с