Ведение бизнеса сопряжено с множеством трудностей, особенно, если начинать свое дело с нуля. Но можно воспользоваться уже раскрученной торговой маркой и не менее успешно работать, развиваться и получать прибыль.
Что это такое?
Франчайзинг – это вариант организации бизнес отношений между продавцом и покупателем франшизы. По сути, это предоставление права работать под раскрученным брендом – использовать фирменный стиль, знак обслуживания, деловую репутацию за определенную денежную плату (роялти). В дословном переводе термин обозначает «льготное предпринимательство».
Чаще всего франшизу покупают у крупных сетевых компаний, товары которых пользуются стабильным спросом.
Сторона, предоставляющая франшизу – франчайзер, а покупающая – франчайзи. В плату входит: единовременный пашуальный взнос за приобретение товарного знака, а также роялти – регулярная плата за использование марки.
Каким бывает?
Наиболее часто используется два варианта франшизы:
- Прямой – при сотрудничестве непосредственно с владельцем бизнеса. Подходит для местных компаний.
- Мастер-франшиза – при работе под международным товарным знаком. В таком случае правом передавать франшизу фирма наделяет конкретную компанию в другой стране.
Исходя из направления деятельности, выделяют:
- Деловой – продажа лицензии на реализацию товаров или услуг под конкретной маркой.
- Сервисный – для обслуживания клиентов по договору.
- Товарный – для торговли продукцией.
- Промышленный – для изготовления изделий по фирменной технологии.
Важные тонкости
Использование франшизы имеет несколько особенностей.
Бизнесмен получает возможность работать и быстро расширяться без затрат на раскрутку, ведь бренд уже узнаваемый. У него появляется наработанная база клиентов, поставщиков.
- Каждого нового франчайзи обучают, консультируют по вопросам бизнеса, управления, правовой базе.
- Коммерческие риски потери денежных средств минимальны.
- Практически отсутствуют затраты на маркетинг и рекламу – все это чаще всего предоставляется обладателем франшизы.
- Получение скидок на покупку материалов, сырья, оборудования.
- Отсутствие конкуренции со стороны других франчайзи.
Покупатель при этом не только приобретает права, но и определенные обязанности, прописанные в договоре.
- Так, его свобода ограничивается в области ценообразования – установить стоимость выше или ниже невозможно.
- Строго ограничен список поставщиков, партнеров по бизнесу.
- Прописаны все корпоративные стандарты – от униформы до делового этикета внутри коллектива.
- Зависимость от головного офиса – если фирма обанкротится, то это же последует с франчайзи.
- Ограниченность срока действия договора.
При выборе франшизы отталкивайтесь от следующих параметров:
- Обращайте внимание на спрос в конкретной местности.
- Останавливайтесь на нише, где вы чувствуете себя наиболее комфортно.
- Если продукция, производимая франчайзером имеет невысокое качество, то подыщите себе другого партнера, даже если это очень известный бренд.
- Если компания относительно «молода» (с регистрации прошел всего лишь год), то это повод насторожиться.
- Изучите юридическую документацию на наличие регистрации в Роспатенте, проверьте финансовые показатели, в том числе, от контрагентов.
- Проанализируйте ведение бухгалтерского учета – насколько верно составлена документация.
- Переговорите с действующими франчайзи - это поможет увидеть реальную картину бизнеса.
И помните, что никакие обещания на словах не имеют юридической силы, поэтому отображайте все договоренности в письменном виде – в законно оформленном и завизированном договоре.